Немецкий Фантом
К 70-м годам прошлого века ВВС ФРГ - Люфтваффе (если кто забыл, тогда существовало две Германии - ФРГ и ГДР) , заново сформированные в 1955 году, прошли уже через два поколения реактивных боевых самолетов. На вооружении Люфтваффе побывали истребитель первого поколения -
North American F-86 Sabre и второго поколения -
Lockheed F-104 Starfighter.
В 1971 году в составе Люфтваффе находились два разведовательных крыла, два крыла перхватчиков и пять бомбардировочных крыльев, состоявшие из соответствующих моделей F-104, а также четыре крыла легких штурмовиков
Aeritalia G.91R. Однако F-104, получивший прозвище Witwenmacher (Вдоводел) благодаря высокому уровню аварийности и большого количества катастроф, престал устраивать Люфтваффе (всего на вооружение западногерманских военно-воздушных сил поступило 916 самолётов (треть всех построенных F-104), из которых примерно 292 (то есть ~ 30 %) были потеряны в лётных происшествиях; погибло 116 пилотов).
Правительство ФРГ заказало у компании McDonnell самолет, подобный F-104, получивший обозначение F-4E(F), который представлял собой одноместный вариант Фантома. Данный вариант также должен был иметь упрощенный состав радиолокационного оборудования. Но еще до начала серийного производства немцы изменили свое мнение, и решили закупать упрощенный и более дешевый вариант истребителя F-4E, получивший обозначение F-4F.
Правительством ФРГ было заказано 175 самолетов F-4F (а также 10 F-4E для обучения на базах в США) и 88 разведовательных RF-4E). Ряд важных агрегатов и узлов планировалось выпускать в Германии, что позволило существенно снизить цену на самолеты. На F-4F отсутствовало оборудование связанное с ракетой AIM-7 Sparrow, были сняты топливный бак №7 и аппаратура дозаправки в воздухе. Бортовая РЛС AN/APQ-120 так же была упрощена путем устранения режимов, необходимых для применения ракет AIM-7 или AIM-4. Так же F-4F не мог использовать высокоточные боеприпасы типа AGM-65, AGM-45 и AGM-62. В результате таких "доработок" вес самолета снизился почти на 1500 кг по сравнению с обычным F-4E. Самолет был оснащен системой выпуска щитков на передней кромке крыла, повышавшей маневренность в воздушном бою. Результатом всех этих "упрощений" стало увеличение энерговооруженности самолета (соотношения тяги двигателей к весу самолета) до значения близкого 1:1 при малом количестве топлива в самолете.
Свой первый полет F-4F с бортовым номером 37☩01 совершил 18 мая 1973 года. Его фотграфия выше, а к картинке с надписью "FIRST IN LAST OUT" мы вернемся подробно в следующей части.
Первые восемь самолетов были отправлены на авиабазу ВВС США Дордж (George AFB), где проводилась подготовка экипажей. В 1976 году эти самолеты были заменены уже упоминавшимися F- 4E, который в итоге остались в США. Одна машина с серийным номером 72-118, остался на авиабазе ВВС США Эглин (Eglin AFB) качестве экспериментальной машины.
Поставки F-4F в Люфтваффе начались 5 сентября 1973 и завершились в апреле 1976 года. Фантомы поступили на вооружение двух полков ПВО (Jagdgeschwader 71 "Richthofen" и Jagdgeschwader 74 "Mölders") двух бомбардировочных полков (Jagdbombergeschwader (произносится как Ягд-Бомб-Гешвадер) 35 и Jagdbombergeschwader 36).
Начиная с ноября 1980 года немецкие F-4F начали оборудовать системами дозаправки в воздухе, а так же обеспечили возможность применения УР AIM-7, AGM-65 и новой AIM-9L. Так же был установлен цифровая СУО и цифровая система РЭП, многофункциональные индикаторы на базе ЭЛТ и системы всепогодной навигации. В конце 1983 года Люфтваффе начали программу программу повышения боевой эффективности истребителя F-4F Phantom II, получившую обозначение ICE (Improved Combat Efficiency). Данная программа была инициирована в связи с тем, что разработка перспективного европейского истребителя четвертого поколения затягивалась, и Люфтваффе искали промежуточное решение, позволившее бы удерживать боевые возможности на современном уровне до момента принятия EFA на вооружение.
Изначально по программе ICE планировалось полностью модернизировать все F-4F из JG 71 и JG 74 и частично из JBG 35 и JBG 36. Позднее, когда JBG 36 была переведена под задачи ПВО и переименована в JG 73, было решено и эти самолеты в полном объеме подвергнуть модернизации. Таким образом, число запланированных к полной модернизации самолетов F-4F стало равно 110.
Было принято решение, что программа будет проходить в два этапа. На первом этапе все F-4F должны были получить инерциальную навигационную систему на лазерных гироскопах H-432 фирмы Honeywell, цифровую систему воздушных данных CPU-143/A фирмы GEC Avionics, объединенные цифровой шиной данных MIL-STD-1553R. На втором этапе 110 истребителей должны были получить оставшиеся доработки по программе ICE.
Первый этап модернизации начался в октябре 1988 года. В 1989 году в план модернизации была включена система предупреждения об облучении AN/ALR-68(V)-2 фирмы Litton. Первый самолет был модернизирован в марте 1990 года. В настоящее время, данный этап полностью завершен.
Второй этап потребовал большего времени, чем ожидалось. В основном это было связано с задержками и проблемами с программой AMRAAM. Первый F-4F/ICE (б/н 3715) взлетел в июле 1989 года. Модернизация строевых F-4F по второму этапу была начата в июле 1991 года, а 22 ноября 1991 года с борта F-4F были выпущены первые пять ракет AIM-120. В настоящее время модернизация по второму этапу завершена.
Однако всему когда-нибудь приходит конец. На смену Фантому пришли и приходят современные, более совершенные самолеты с лучшими характеристиками и новейшим вооружением.
История Фантомов в ВВС и ВМФ США закончилась в 1996 году. В настоящий момент около 90 самолетов переоборудованы в моддификации QF-4E/QF-4G и используются в качестве воздушых мишеней с авиабазы ВВС США Тиндал (Tyndal AFB). На смену Фантомам в ВМФ и морской пехоте США пришли сначала
F-14 Tomcat, а затем и они были заменены на
F/A-18 Hornet. ВВС США поменяли Фантомы на
F-15 и
F-16.
Последний Фантом Королевских ВВС Великобритании был списан со службы в 1992 году. Испанские ВВС вывели свои F-4E в 2002 году. Израиль прекратил эксплуатацию своих "Кувалд" (Прозвище Фантома в Израильских ВВС - "Kurnass") в 2004 году.
В настоящее время Фантомы стоят на вооружении еще 6 стран.
ВВС Египта продолжают использовать 34 самолета F-4E, которые базируются на авиабазе возле Каира (Cairo West).
ВВС Греции используют 35 F-4E и 19 RF-4E, служащие соответственно в 117 авиационном звене (авиабаза Андравида) и 110 звене (авиабаза Лариса).
ВВС Исламской республики Иран используют около 28 самолетов (по другим сведениям около 50), включая модификации F-4D, F-4E и RF-4E. После исламской революции и разрыва отношений с США, иранская авиация пришла в упадок.Прекратилось снабжение ВВС запчастями. Для подержания боеготовности часть самолётов пришлось каннибализировать (разобрать на запчасти для других).
Воздушные силы самообороны Японии имеют в своих рядах 80 самолетов модификаций F-4EJ, RF-4EJ и EF-4EJ.
Военно-воздушные силы Республики Корея, которые были самым крупным иностранным заказчиком Фантомов, по состоянию на сегодняшний день также имеют в своих рядах 84 Фантома модификаций F-4E и RF-4C.
Самым крупным оператором F-4 Phantom II в настоящее время являются ВВС Турции. На боевом дежурстве находятся 152 самолета модификаций F-4E, RF-4E и F-4E 2020 Terminator.
Также в летном состоянии поддерживаются один F-4D, находящийся в частном владении (серийный номер 65-749), принадлежащий
Collings Foundation и около 7 самолетов принадлежат BAe Systems.
Такова история Призрака, одного из самых зловещих и "раскрученных" самолетов "Холодной войны".
В следующей части я расскажу про F-4F ВВС Германии, которые были торжественно выведены из состава боевых частей 29 июня 2013 года.
P.S. Немного интересных фотографий в качестве пост-скриптума.
Заключительный аккорд
Спасибо за внимание.
В материале использованы сведения, взятые с:
ru.wikipedia.org
en.wikipedia.org
airwar.ru
Boeing.com и других сайтов.
Предыдущие записи:
1. Пролог 2. Pharewell. Часть 1-1