Карло Росселли

Jan 07, 2013 19:33


В ноябре прошлого года в Париже, в квартире одного итальянского ученого, полной редких книг, собрались гости. Среди них были старый изгнанник-социалист Модильяни, биограф Боттичелли Жак Мениль… А также Карло Росселли с женой - улыбчивые, излучавшие внутреннее спокойствие, присущее людям, которые сумели собраться с силами и достойно встретить постигшую человечество трагедию. Неуловимо похожие внешне, они с первого взгляда казались единым целым и держали себя так, что отступала тревога. Чувствовалось, что они уверены в себе, и им можно доверять. Простые в обхождении, доброжелательные, они поставили свой ясный и гибкий ум на службу великому делу, нашли свой путь, которым намерены идти до конца. Мы говорили о трагической ситуации в России. Затем о трагической ситуации в Италии. О трагической ситуации в Испании… Таково наше время, и нужно смотреть ему в лицо. В тот вечер мы, спасшиеся от тоталитарных диктатур, все же сохраняли веру в будущее человечества.

Карло Росселли, хорошо сложенный, крупный мужчина в расцвете лет с полным румяным лицом, темно-русыми волосами, голубыми или зеленоватыми глазами, проницательно посверкивающими из-за стекол очков, деликатный, внимательный к собеседнику, очень вежливый, порою откровенным замечанием или беспощадным суждением показывал, что у него душа борца. Он приехал с Арагонского фронта, еще один день собирался пробыть с женой, а затем вернуться в траншеи Уэски, которые обороняли колонна Дуррути, батальоны ПОУМ и итальянские добровольцы. Он сам был одним из них - этих социалистов, максималистов [1], синдикалистов, анархистов, троцкистов, которые щедро проливали свою кровь ради рабочего класса Испании.

Если напишут историю его жизни - и я бы очень хотел, чтобы такая книга появилась [2], - это станет прекрасным трудом, посвященным энергии, без остатка отданной делу социализма и свободы. Буржуазного происхождения, выходец из очень обеспеченной семьи, одним словом, патриций, Карло Росселли, будучи профессором в Генуе, организовал побег из Италии на моторной лодке старого социалиста Филиппо Турати. Арестованный в свой черед и сосланный на остров Липари, он сумел бежать оттуда вместе с молодым Нитти, племянником бывшего главы итальянского правительства. Оказавшись в Париже, Росселли отдал все силы итальянскому антифашистскому движению, издавал еженедельник «Джустиция э Либерта», завязал контакты по всему миру, помогал беженцам, боролся с провокаторами, однажды пять часов допрашивал негодяя, посланного его убить, сражался на Арагонском фронте, был ранен, возвратился в Париж…

Этого человека нашли заколотым на пустынной дороге в Нормандии, в Баньоль-де-Л’Орн. Неподалеку лежало тело его брата Нелло Росселли, молодого историка, накануне приехавшего из Флоренции. Рядом в траве валялся итальянский стилет, оружие наемного убийцы. В провинции за братьями Росселли следили, их подстерегли, застали врасплох, закололи исполнители убийства, имевшие достаточно средств (автомобиль) и сил, чтобы справиться с двумя крепкими мужчинами… Томас де Квинси некогда написал трактат «Убийство как одно из изящных искусств». Только не смог предвидеть некоторые методы секретных служб тоталитарных государств. И тем более - разящую наповал ложь, широко распространяемую прессой. Разве газеты крайне неосмотрительно не намекнули, что братья Росселли пали жертвами испанских анархистов за свою товарищескую критику? Я же лично полагаю, что Карло Росселли, наоборот, относился с безграничным уважением к философу-анархисту Камилло Бернери, своему другу, еще одному великому итальянцу, убитому - по иным причинам!... - в Барселоне в первые дни мая. Сегодня кровь лучших льется потоками. Но жертва их не будет напрасной.

Карло и Нелло Росселли пали от рук убийц 10 июня 1937 года… 10 июня для нас - годовщина и другой трагедии. В этот день в Риме исчез Джакомо Маттеотти, похищенный фашистом и наемным убийцей Думини. Ровно 13 лет спустя преступление повторилось. И авторство его столь же явно просматривается.

Отныне в нашей памяти братья Росселли неразрывно связаны с Маттеотти. Кровавые режимы не прекращают убивать. Сторонники свободы и справедливости, верящие в человека, продолжают сопротивляться. До сих пор длится давний поединок тирании и праведного бунта, который придает истории грозное величие и, в конечном итоге, является одной из самых беспощадных форм классовой борьбы. Но, погруженные в траур, мы видим основание для веры в будущее. Если тирания дошла до того, что такими способами защищается от своих противников, у которых есть лишь руки писателей и борцов, свободные сердца и души, - значит, близится наше время. Ничто так не свидетельствует о слабости сильных мира сего, как их смятение; и ничто, быть может, не ведет их вернее к погибели, чем бесчеловечность убийц и палачей.

19-20 июня 1937 года

[1] Максималисты - левые социалисты, сторонники Максималистской социалистической партии Италии. - Прим. ред.

[2] В 2007 г. на русском языке вышла книга С. Пульезе «Карло Росселли: Либеральный социализм и антифашистское действие» (М.: НПЦ «Праксис»). - Прим. ред.
Previous post Next post
Up