Священные благовония и пифагорейская кухня, примечания

Dec 17, 2008 00:53

1 Судя по всему, слово “мирра” (myґrrha) встречается впервые у Сапфо (fr. 44 30 Lobel-Page). См. E. Masson, Recherches sur les plus anciens emprunts sОmitiques en grec, Paris 1967, pp. 54-56, и F. Pfister, s.v. Rauchopfer, в: Real-EncyclopКdie (1914), coll. 277-78. Однако благовония очень часто упоминаются в надписях на микенских табличках (см., кроме того, с. 93, прим. 3).

2 Приправы (artyґmata) и специи (he-dyґsmata) играли важную роль в греческой кухне. См. перечни, встречающиеся у Антифана (fr. 142 Kock, II 69) и у Алексида (fr. 127 Kock, II 343).

3 Мирра может входить в состав некоторых “аперитивов” (prЧpoma: перец, душистые травы, мирра, сыть, египетское масло, в: Афиней II 68C-D) или использоваться для ароматизации каких-либо напитков (ср. вино, ароматизированное миррой, игравшей роль абсорбента, как показал J. AndrО, Vin myrrhО, в: “Annales de la FacultО des Lettres d’Aix”, t. XXV, fasc. 1 e 2, 1951, pp. 45-62).

4 Овидий, Метаморфозы IV 190-255. По утверждению Плачидо Латтанцио, этот миф впервые встречается у Гесиода (fr. 351 ed. West - Merkelbach [fragmenta dubia]). Ср. W. Kroll, s.v. Leukothoe, in Real-EncyclopКdie (1925), col. 2306.

5 Овидий, Метаморфозы 209. В стихах 214 и 215 говорится о гесперийском небе, под которым расстилаются луга, изобилующие амброзией - пищей коней Солнца.

6 Схолии к Эсхину I, Против Тимарха 23, ed. Dindorf, p. 13 9-11. Схолиаст напоминает, что подобное всегда притягивается подобным.

7 H. von Fritze, Die Rauchopfer bei den Griechen, диссертация на соискание ученой степени, Berlin 1894; Pfister, s.v. Rauchopfer, in Real-EncyclopКdie (1914), coll. 267-286.

8 См. J. Casabona, Recherches sur le vocabulaire des sacrifices en grec, des origines И la fin de l’Оpoque classique, Aix-en-Provence 1966, pp. 69-125 .

9 Ibid., p. 110.

10 Феофраст, О благочестии, fr. 2 ed. W. Potscher, Leiden 1964, pp. 146-150.

11 Fragmente der griechischen Historiker (Jacoby) 328F 194.

12 Satureia thymbra L. Ср. Плиний, Естественная история XXI 56, с комментариями J. AndrО, Paris 1969, p. 114 и A. C. Andrews, Thyme as a condiment in the Graeco-roman Era, in “Osiris”, 13, 1958, pp. 150-56.

13 Плиний, Естественная история XIII 2 “(Во времена Троянской войны) еще не приспособились сжигать ничего, кроме ветвей местных деревьев - кедра и лимона. Во время жертвоприношения они, утопая в клубах дыма, источали скорее вонь, чем аромат”. Некий комический поэт, чье имя не сохранилось (см. 34 Kock, III 404), употребляет выражение allИ thyцe toЭs kОdrous, где глагол thyцsai* используется вместо thy m iЙsai** (ср. Фриних, Epitome, s.v. thyцsai, ed. D. Borries, p. 74 3-6).

14 Плутарх, Об оракулах Пифии 397-A: dЗphne- и krУthinon Зleuron. В Схолии Q к Одиссее XIV 429 говорится, что до открытия ладана греки при жертвоприношениях возжигали (thymiЙn) ячменную муку (Зlphita).

15 ThymiЙn соотносится с thyцein также в: Феофраст, О благочестии, fr. 8 ed. W. Potscher, p. 160.

16 Это характерный элемент жертвоприношения (J. Rudhardt, Notions fondamentales de la pensОe religieuse et actes constitutifs du culte en GrПce classique, GenПve 1958, p. 254).

17 Лукиан, Икароменипп 25-26, ed. Jacobitz, t. II, pp. 417-18.

18 Птицы 555 ff.

19 Ibid. 1515 ff. Это мотив воспроизводит Лукиан (Зевс трагический 3.18): богам угрожает голод, если люди перестанут совершать жертвоприношения.

20 Птицы 1706-17.

21 На последующих страницах воспроизводится - с незначительными отклонениями - анализ, опубликованный в: “Archives de Sociologie des Religions”, 29, 1970, pp. 141-62 под заголовком La cuisine de Pythagore.

22 Помимо фундаментального труда W. Burkert, Weisheit und Wissenschaft. Studien zu Pythagoras, Philolaos und Platon, Nuremberg 1962 (при ссылках обозначается W.W.), достаточно упомянуть статьи: K. von Fritz, H. DЪrrie, M. B. L. van der Waerden, s.v. Pytha goras, Pythagoreer, Pythago rismus, Pythagoreische Wissenschaft, in Real-EncyclopКdie (1963), coll. 171-300, где представлен качественный обзор феномена пифагореизма.

23 Из классических исследований такого рода табу можно назвать: C. HЪlk, De acusmatis sive symbolis Pythagoricis, диссертация, Kiel 1894; F. Boehm, De symbolis Pythagoreis, диссертация, Berlin 1905; A. Delatte, Etudes sur la litterature pythagoricienne, Paris 1915, pp. 285-94; Burkert, W.W., pp. 150-75. Начиная с IV в. до н.э. некоторые историки, например Андрокид и Анаксимандр, предлагали различные аллегорические интерпретации этих табу, которые стоит рассмотреть. Мы имеем в виду приписываемый Пифагору запрет жарить вареную пищу: hephthШn de paraggПllei me optan (Ямвлих, Жизнь Пифагора 154, p. 87, 6-7 Deubner). Согласно Аристотелю (Проблемы III 43, ed. Bussemaker, t. IV, p. 331 15 ff. См. тж. S. Reinach, Cultes, mythes et religions, t. V, Paris 1923, pp. 62 f.), такая кулинарная практика, запрещенная в мистериях, означала бы движение вспять, возвращение к низшей стадии развития общества, поскольку варить пищу - гораздо “цивилизованнее”, чем жарить. (см. C. LОvi-Strauss, L’Origine des manieres de table, Paris 1968, pp. 398 f.). Однако у пифагорейцев речь идет не о двух уровнях цивилизованности, а о двух этических характеристиках. Они интерпретировали этот запрет следующим образом: нежность не нуждается в ярости, te-ґn praЧte-ta lОgo-n me-ґ prosdeФsthai te-ґs orge-ґs. Т.е. два противоположных по значению этических термина отождествляются с двумя способами приготовления пищи. Первый представляет собой медленную обработку, в результате которой в продукте устанавливается совершенное равновесие между сухостью и влагой (кулинарный термин hepsesis, варка в кипящей воде, на уровне природных процессов соответствует понятию pepansis, созревание). Согласно второму способу, пища помещается непосредственно в огонь, т.е. отдается на растерзание яростному пламени.

24 Это подтверждают не только Застольные беседы VIII, pp. 727B и 730F Плутарха, но и фрагменты комедий, написанных в Афинах в последней трети IV в. до н.э. такими поэтами, как Аристофан, Алексид, Антифан, где в качестве комического персонажа фигурирует пифагореец, “списанный” с уцелевших после политического разгрома пифагорейства адептов движения, которые бежали в Афины (см. G. MОa u tis, Recherches sur le pythagorisme, NeuchЙtel 1922, pp. 10-18; Burkert, W.W., p. 194).

25 L. Robin, La pensОe hellОnique des origines И Epicure, Paris 1942, p. 35.

26 Материал этой дискуссии собран в работе A. Delatte, La Vie de Pythagore de DiogПne LaСrc e, Bruxelles 1922, pp. 176 ff., 192 ff.

27 Здесь нельзя не отметить близость Диогена Лаэртского VIII 13 и Тимея, “Фрагменты греческих историков” 566F 147 (см. наблюдения F. Jacoby, стр. 592). См. I. LОvy, Recherches sur les sources de la lОgende de Pythago re, Paris 1926, p. 57.

28 Ямвлих, Жизнь Пифагора 107-8, ed. L. Deubner, p. 62 6-12.

29 Диоген Лаэртский, VIII 22, ed. A. Delatte, p. 122 10-11.

30 См. Casabona, Recherches sur le vocabulaire des sacrifices en grec, cit., pp. 155-96.

31 Диоген Лаэртский, VIII 13, ed. A. Delatte, p. 114, 8. См. Ямвлих, Жизнь Пифагора 168-69, ed. Deubner, p. 95 7-12 и 54, p. 29 24-25. В противоположность к sphЗzo- - резать, phoneЬo- вводит чисто пейоративный оттенок - это еще и “убивать” или “истреблять” (см. Casabona, Recher ches sur le vocabulaire des sacrifices en grec, cit., pp. 160-162).

32 Евдокс Книдский, у Порфирия в Жизни Пифагора 7. В надписи Asґoka - греко-арамейской билингве, обнаруженной в 1958 году близ Кандагара в Афганистане, гласящей, что “царь воздерживается от живых существ” (apОkhesthai to-цn empsyґkho-n), уточняется, что “все царские охотники и рыбаки перестали охотиться” (лл. 7-8, цитируется по греческому тексту, опубликованному в коллективной статье D. Schlumberger, L. Robert, A. Dupont-Sommer, E. Benvenis t e, Une bilingue grОco-aramОenne d’Asoka, in “Journal Asiatique”, 1958, p. 3 (греческий текст); pp. 15-16 (комментарии Л. Робера к выражению apОkhesthai to-цn empsyґkho-n).

33 Три термина thyґein, esthТein и phoneЬein в этой пифагорейской традиции выступают в качестве синонимов.

34 Плутарх, Нума 8.15.

35 Ямвлих, Жизнь Пифагора 54, ed. L. Deubner, p. 29 23-24

36 Диоген Лаэртский, VIII 13, ed. A. Delatte, p. 115 3-5.

37 См. замечания по этому поводу в работе P. BoyancО, Sur la vie pythagoricienne, опубликованной в “Revue des Оtudes grecques”, 1939, pp. 47-49.

38 Ямвлих, Жизнь Пифагора 98, ed. L. Deubner, p. 57 8-14. Что этот пассаж действительно представляет собой извлечение из Изречений Пифагора Аристоксена, продемонстрировал Е. Rohde в “Rheinisches Museum”, 1872, pp. 35-37, и в существенных случаях подтвердил P. BoyancО в “Revue des Оtudes grecques”, 1939 , pp. 37-40.

39 Casabona, Recherches sur le vocabulaire des sacrifices en grec, cit., p. 139.

40 Аристоксен, fr. 25 Wehrli (= Авл Геллий, Аттические ночи IV 11.6). Ср. фр. 28 и 29 и Порфирий, Жизнь Пифагора 36.

41 Аристоксен, fr. 29а Wehrli (= Диоген Лаэртский VIII 20, ed. A. Delatte, p. 121 3-6).

42 Аристотель, fr. 179 Rose (= Авл Геллий, Аттические ночи IV 11.12).

43 Плутарх, Застольные беседы VIII 8.3, p. 729C. См. также ibid. 728E; Афиней VII 308C; Порфирий, О воздержании II 28.

44 Ямвлих, Жизнь Пифагора 150, ed. L. Deubner, p. 84 18-21.

45 Современные ученые колеблются между двумя подходами в отношении этой двойной традиции пифагорейской историографии: с одной стороны, подчеркивая противоречивый характер свидетельств о раннем пифагореизме, восходящих к IV веку, находят таким образом достаточное основание для признания того, что мы практически не имеем достоверных свидетельств о первом поколении пифагорейцев ; с другой стороны, объявляют несостоятельной версию Аристоксена, отрицая рационализм автора, пытавшегося представить своим современникам, жившим в IV веке, образ Пифагора лишенным всех его странностей. Последнее решение получило широкое распространение - среди прочих ученых этой точки зрения придерживались Барнет, Виламовиц и И. Леви. Но какое бы из этих объяснений ни было принято, один пункт, как кажется, никогда не ставился под сомнение: различия в подходе к питанию в пифагореизме сводятся к идеологическому конфликту между двумя точками зрения, двумя реконструкциями античных историков, бывших почти современниками. Речь идет о предположении, совершенно искажающем способ постановки и разрешения проблемы пифагорейского питания. Так Пифагор с учениками ели мясо или нет? Этот вопрос рождается не только в умах историков пифагорейского движения, он является не только частью историографической проблематики IV столетия. Он возник, поскольку был реальной проблемой пифагореизма, проблемой, сформулированной в реальной практике пифагорейцев и вставшей в связи с нестандартным поведением некоторых членов секты, в том числе и наиболее влиятельных.

46 Все сведения о Милоне Кротонском собраны в: A. Olivieri, CiviltИ greca nell’Italia meridionale, Napoli 1931, стр. 83-98, и Modrze, s.v. Milon (II) в Real-EncyclopКdie (1932), 1672-76.

47 В качестве свидетельства можно привести Геродота III 137-38, где описывается то, как знаменитый Демокед Кротонский ускорил брак с дочерью гражданина своего полиса Милона.

48 См. Филострат, Жизнь Аполлония Тианского IV 28, и замечания J. Bayet, Les Origines de l’Hercule romain, Paris 1926, pp . 157-59.

49 L. Moretti, Olympionikai, в Atti della Accademia nazionale dei Lincei: Memorie, Scienze morali, storiche e filologiche, vol.VIII, Roma 1959, pp. 72-74.

50 См. Ямвлих, Жизнь Пифагора 267, ed. L. Deubner, p. 147 I, и критические замечания в: Olivieri, CiviltИ greca nell’Italia meridionale cit., pp. 89 ff.

51 Одним из наиболее выдающихся, как отмечает Страбон, VI 1.12.

52 Аристотель, Никомахова этика II 6, p. 1106b 3 и fr. 520 Rose. См. также Порфирий, О воздержании I 52.

53 Афиней Х 412 E-F.

54 См. M. Detienne, HОraclПs, hОros pythagoricien, в “Revue de l’Histoire des religions”, 1960, pp. 20-21.

55 G. Giannelli, Culti e miti della Magna Grecia, Firenze 1963 2, pp. 137-38.

56 Диодор XII 9.2 ff.

57 См. Аристоксен, fr. 18 Wehrli, и многочисленные свидетельства, приведенные в: Olivieri, CiviltИ greca nell’Italia meridionale cit., pp. 85 ff.

58 См. La cuisine de Pythagore, в “Archives de Sociologie des religions”, 29, 1970, pp. 146-47, и замечания, которые мы имели случай высказать на V Симпозиуме по изучению Великой Греции и опубликовать в предварительном виде в Filosofia e Scienze in Magna Grecia, Napoli 1966 (1969), pp. 149-56.

59 См. D. Sabbatucci, Saggio sul misticismo greco, Roma 1965, pp. 69-83. Именно Саббатуччи принадлежит честь этого открытия. Однако, сочтя пифагореизм простым вариантом орфизма, Д. Саббатуччи сводит на нет признание особенностей феномена, который его Очерк осветил совершенно по-новому.

60 Гесиод, Теогония 535-60. Что той же самой моделью жертвоприношения и питания вдохновляется и гомеровская эпопея, продемонстрировал P. Vidal-Naquet, Valeurs religieuses et mythiques de la terre et du sacrifice dans l’OdyssОe, в “Annales Economies - SociОtОs - Civilisations”, 1970, стр. 1278-97.

61 Это путь “отречения”. См. L. Dumont, Le renoncement dans les religions de l’Inde, в “Archives de Sociologie des Religions”, 7, 1959, pp. 45-69 (= Homo hierarchicus, Paris 1966, pp. 342-50), выводы этого исследования находятся под влиянием очерка Д. Саббатуччи.

62 Аристофонт, Пифагореец в: Diels, Fragmente der Vorsokratiker I, p. 480, ll. 20-25: в ином мире только пифагорейцы пользовались привилегией есть за столом Плутона.

63 Ямвлих, Жизнь Пифагора 54: pЧpana, psaistЗ, ke-rТa, lТbanotos; ibid. 150: kenkhroi, popana, keria, libanos, smyrna, ta alla thymiamata; Порфирий, Жизнь Пифагора cit., 36: alphita, popanon, libanotos, myrrhine.

64 Вспомним “образцовое” жертвоприношение, совершавшееся Пифагором в честь Аполлона Отчего Делосского: ячмень, пшеница и лепешки возлагались на алтарь Зneu pyrЧs (Диоген Лаэртский VIII 13, ed. Delatte, p. 115 3-4). В общепринятой практике жертвоприношений лепешки либо сжигались, либо возлагались на алтарь. В схолиях к Аристофану, Плутос 661, проводится различие между pОlanos (сжигалась в жертвенном огне) и pЧpana (возлагались на алтарь). Об Зpyra как особом типе жертвоприношения см. Stengel, s.v. Apyra, в: Real-EncyclopКdie (1895), coll. 292-93.

65 Диоген Лаэртский VIII, 13 (ср. Тимей в: Fragmente der griechischen Historiker 566F 147); Ямвлих, Жизнь Пифагора 25; ibid. 8.

66 Плутарх, Пир семи мудрецов, p. 158A., ed. J. Defradas.

67 Idem, Об оракулах Пифии, p. 402A.

68 См. H. Gallet de Santerre, DОlos primitive et archaХque, Paris 1958, pp. 176-77.

69 Делосский мир являет уникальный контраст: два изображения Аполлона настолько же соответствуют друг другу, насколько противоположны два алтаря, каждый - со своим ритуалом. По свидетельству Аристотеля, цитируемому Диогеном Лаэртским (VIII 13), алтарь Аполлона Отчего находится позади алтаря, называемого kerato-ґn. Последний посвящен Аполлону как сыну Лето и брату Артемиды и сделан, как явствует из его названия, из переплетенных между собой рогов животных, принесенных в жертву этому богу. Т.е. в одном случае мы имеем дело с растительными жертвами, в другом - с кровавыми жертвенными закланиями.

70 Делосские предания, связанные с гипербореями (миф о гиперборейских девах), также объясняют привлекательность культа Аполлона Делосского для религиозной пифагорейской мысли. Ориентированный на Аполлона мистицизм пифагорейства отводит важную роль гиперборейской традиции.

71 Общее освещение вопроса см.: Joseph Murr, Die Pflanzenwelt in der griechischen Mythologie, Innsbruck 1890, перепечатка Groningen 1969, pp. 240-43. Более подробно о мальве см.: G. Steier, s.v. Malve in Real-EncyclopКdie (1928), coll. 922-27, об асфодели: J. M. Verpoorten, Les noms grecs et latins de l’asphodПle, in “L’AntiquitО Classique”, XXXI, 1962, pp. 111-29.

72 Плутарх, Пир семи мудрецов 157D. В Пире Плутарха Солон настаивает на том, что Эпименида вдохновил на такой режим питания Гесиод, Труды и дни 41 (“что на великую пользу идут асфодели и мальва” [пер. В. Вересаева], как уже отмечал Платон, Законы 677E. Это высказывание Платона цитируется в Scholia vetera in Hesiodi Opera 41, ed. Pertusi, p. 23, где собраны ученые изречения об Зlima и Зdipsa.

73 Эту версию отстаивает и Периандр в том же Пире, 158А.

74 Порфирий, Жизнь Пифагора 35. Судя по всему, это предание было известно уже в V в. Геродору Гераклейскому (Fragmente der griechischen Historiker 31F i с примечаниями Jacobi).

75 У Плутарха в Пире семи мудрецов 157F утверждается, что продукты эти представляют собой целебное снадобье: mЙllon phЗrmaka e-` sitТa.

76 Другие бытовавшие предания об этих чудесных продуктах можно найти среди свидетельств, собранных в: M. Detienne, La notion de daimЩn dans le pythagorisme ancien, Paris 1963, pp. 115-59.

77 Аристотель, О чувственном восприятии V, p. 445a 16.

78 Плутарх, О лице на диске луны 937D и 940F, ed. H. Cherniss. Отсутствие экскрементов вкупе с чистотой ротовой полости, согласно Дикеарху (в: Порфирий, О воздержании IV 2 = fr. 49 Wehrli) и пифагорейской традиции (Detienne, La notion de daimЩn cit., pp. 143-45), - одна из характеристик людей Золотого века.

79 Плутарх, О лице на диске луны 940B-C.

80 Ср. E. Lohmeyer, Vom gЪttlichen Wohlgeruch, в: “Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, Philos.-histor. Klasse”, Heidelberg 1919, 9 Abh., pp. 4 ff.; W. Deonna, Euo-dia. Croyances antiques et modernes: L’odeur suave des dieux et des Оlus, в: “Genava”, XVII, 1939, pp. 167-262; H.-C. Puech, Parfums sacrОs, odeurs de saintetО, effluves paradisiaques, в: “L’Amour de l’Art”, 1950, pp. 36-40.

81 Ср. C. Smith, Harpies in Greek Art в: “Jou rnal of Hellenic Studies”, XII, 1892, pp. 109-14.

82 Аполлон Родосский, Аргонавтика II 272. Эринии источали болезнетворное зловоние (Эсхил, Эвмениды 53). Ср. Deonna, Euo-dia cit., pp.. 220-22.

83 Менандр, “Брюзга”, 449-53; fr. 117 KЪrte; Антифан, fr. 164 Kock, II 78. - Ср. Феофраст, О благочестии, fr. 8 ed. W. Potcher (p. 160), а также наблюдения P. BoyancО, Le Culte des Muses chez les Philosophes grecs, Paris 1936, pp. 282-84.

84 А ведь несправедливый дележ ведет к скандалу: “Кто настолько безумен или выказывает себя столь легковерным, чтобы надеяться, что все боги удовлетворяются костями без мяса и жженой желчью - тем, чем погнушались бы и голодные псы, - и что именно такое подношение им подобает?” (Аноним, цитируется в: Порфирий, О воздержании II 58б ed. Nauck, p. 183 12-16).

85 Все предания, связаные с отношением пифагорейцев к бобам, изложены у A. Delatte в классическом очерке Faba Pythagorae cognata, в: Serta Leodiensia, LiОge-Paris 1930, pp. 33-57 (впредь ссылки на: Faba).

86 Аристотель в: Диоген Лаэртский VIII 34, ed. Delatte, p. 131 5.

87 Схолия Т. и Евстафий, Илиада XIII 589. Ср. Delatte, Faba, p. 37.

88 См. Delatte, Faba, pp. 42-43.

89 Ibid., pp. 43-46.

90 Гераклид Понтийский, цитируется в: Иоанн Лидиец, О месяцах IV 42; это - первое свидетельство.

91 Аристотель, в: Диоген Лаэртский VIII 34, ed. A. Delatte, p. 131 4.

92 Лукиан, Аукцион образов жизней 6.

93 Антоний Диоген, в: Порфирий, Жизнь Пифагора 44.

94 SyspeiromОno-n kaУ sysse-pomОno-n.

95 Этот опыт, приписываемый Антонию Диогену, известен нам в двух вариантах: Порфирий, Жизнь Пифагора 44 и Иоанн Лидиец, О месяцах IV 42. В первом случае речь идет об anthro-peТou gЧnou, во втором - об anthro-peТou phЧnou.

96 Ison toi kyamous te phagein kephalas te tokeon. Первое свидетельство и здесь принадлежит Гераклиду Понтийскому, цитируется в: Иоанн Лидиец, О месяцах IV 42. Другие свидетельства см. в: Dela tte, Faba, p. 36, nota 2.

97 О пожирании себе подобных, равным образом свойственном диким животным и варварам, живущим как звери, а не как люди, объединенные в сообщество (т.е. не как греки, которые питаются злаками и приготовленным на огне мясом домашних животных), см. J. Haussleiter, Der Vegetarismus in der Antike, Berlin 1935, pp. 65, ff. и A.-J. FestugiОre, A propos des arОtalogies d’Isis, в: “Harvard Theo logical Review”, XLII, 1949, pp. 217 ff.

98 Порфирий, Жизнь Пифагора 43-44. В сочинении О воздержании I 23 Порфирий свидетельствует о существовании некоего предания, объясняющего вегетарианство Пифагора стремлением удержать людей от каннибализма.

99 Изложенная нами точка зрения несовместима с объяснением, предложенным A. Delatte, Faba, pp. 56-57 (возникновение широко бытовавшего поверья о том, что между бобовыми растениями и душами мертвых непременно должна существовать некая связь, Делатт объясняет свойством бобов “вызывать газы”).

100 Это впервые отметил BoyancО в: Sur la vie pythagoricienne cit., pp. 40-43.

101 Овидий, Метаморфозы XV 75-100: “...злаки, плоды, растения, вкусные сами по себе, и те, которые делает сладкими и нежными огонь. Одним словом, земля, подательница своих богатств, давала прекрасную пищу”. Кулинарный огонь - лишь продолжение созревания, завершение процесса обработки, начатого землей, взращивающей всех и вся.

102 “Все было мирно тогда. Потом, меж смертными первый, -
Кто - безразлично - от той отвратился еды и впервые
В жадное брюхо свое погружать стал яства мясные.
Он преступлению путь указал. Зверей убиеньем
Часто бывал и дотоль согреваем клинок обагренный.
Не было в этом вины: животных, которые ищут
Нас погубить, убивать при всем благочестии можно, -
Именно лишь убивать, но не ради же чревоугодья!”
[Овидий, Метаморфозы 103-10, пер. С. Шервинского].

То же утверждается в стихах, цитируемых в: Плутарх, Об употреблении в пищу мяса II 3-4, p. 998A-B. Эти стихи были частью Пифагорейской Священной речи, реконструированной в: A. Delatte, Etudes sur la litterature pythagoricienne, Paris 1915, p. 41: здесь тоже изобретение военного оружия неотделимо от смерти рабочего быка.

103 Овидий, Метаморфозы XV 110-15.

104 Ibid. 116-26. “Почему мы думаем, что должны быть справедливыми по отношению к диким и по-скотски неотесанным людям, но можем вести себя как угодно с рабочим быком, с собакой, помогающей нам загонять скот на пастбище, с овцами, дающими нам молоко и шерсть, а стало быть, питающими и одевающими нас?” (Порфирий, О воздержании III 19).

105 Мы полагаем, что это иранский источник, Гаты (Ясна 29). Того же мнения придерживаются: G. DumОzil, Naissance d’archanges, Paris 1945, pp. 119-24; J. Duchesne-Guillemin, Zoroastre, Paris 1948, pp. 193-98 и Ormazd e Ahriman, Paris 1953, pp. 35-38. Позднее Дюмезиль вернулся к анализу Ясны 29, но его целью было найти элементы, попавшие в “скотоводческо-земледельческий фольклор”: A propos de la Plainte de l’ame du boeuf (Yasna 29), в: “Bulletin de l’AcadО mie Royale de Belgique, Classe des Lettres”, LI, 1965, pp. 23-51.

106 Схолия к Лягушкам Аристофана 338; Сервий, Комментарий к Георгикам Вергилия II, 380; Варрон, De re rustica II 4.9. В: Порфирий, О воздержании II 9 есть некая Климена, которая неумышленно убивает свинью (akousТoi hamartТai), между тем как Дельфийский оракул в ответ на вопрос некоего Эпископа объявляет, что можно принести в жертву животное, которое непосредственно во время жертвоприношения подает знак о том, что оно согласно на собственное заклание. Дельфийский оракул придает очень большое значение движениям приносимого в жертву животного: при окроплении жертвы священной очистительной водой животное определенным образом трясло головой - и совершающий жертвоприношение трактовал это как одобрение своих действий (kataneЬo-).

107 Варрон, De re rustica I 2.19; Вергилий, Георгики II 380 (а также Сервий, in loc.); Порфирий, О воздержании II 10.

108 Аристоксен в: Ямвлих, Жизнь Пифагора 99, ed. Deubner, p. 57 20-23; Диоген Лаэртский VIII 23, ed. A. Delatte, p. 123 4-5; Порфирий, Жизнь Пифагора 39.

109 Согласно Haussleiter, Vegetarismus, p. 112, nota 1, представляется вполне вероятным, что речь здесь идет о подлинной древней пифагорейской традиции: Плутарх, Застольные беседы VIII 8.3, pp. 729F f.

110 В 730B вредоносных животных определяют три эпитета: le-ibЧteiros, опустошающий посевы; spermolЧgos, собирающий семена; tryge-ґphagos, пожирающий виноградники.

111 Попытка реконструкции пифагорейской модели Золотого века представлена нами в: La Notion de daimЩn dans le pythagorisme ancien, Paris 1963, pp. 93-117.

112 О стадии дикости, когда люди вели себя подобно диким зверям, см.: FestugiПre, A propos des arОtalogies d’Isis cit., pp. 217 f.

113 P. Stengel, OpferbrКuche der Griechen, Leipzig-Berlin 1910, pp. 191-196; G. DumОzil, Tarpeia, Paris 1947, pp. 133-38.

114 Гесиод, Труды и дни 405-406:

“В первую очередь - дом (oФkos, в смысле жилье) и вол работящий для пашни (boЮn arote-цra),

Женщина (gynaФka), чтобы волов погонять, не жена - покупная!”

[Пер. В. Вересаева]

Для Гесиода все три компонента простейшего сельскохозяйственного сообщества, ойкоса в широком значении этого слова, - равноценны. А вот Аристотель (Экономика I 2, p. 1343a 20-21; Политика I 2, p. 1252b 11), цитируя эти стихи Гесиода, подчеркивает в комментарии солидарность крестьянина с рабочим скотом: “в самом деле, для бедняков бык заменяет раба (oikОte-s)”. В связи с этим см. наблюдения A. Hoekstra в: “Mnemosyne”, 1950, pp. 91-98.

115 Из многочисленных и разнообразных работ, посвященных этому ритуалу, упомянем: Strengel, Buphonien, 1893 и 1897, перепечатка в: OpferbrКuche der Griechen cit., Leipzig-Berlin 1910, pp. 203-21; H. Hubert et M. Mauss, Essai sur la nature et la fonction du sacrifice (1899), перепечатка в: M. Mauss, Oeuvres I: Les fo n ctions sociales du sacrО, Paris 1968, pp. 274-83; J. Harrison, Prolegomena to the Study of Greek Religion, Cambridge 1903, переизд., New York 1955, pp. 111-13; Themis, Cambridge 1912, pp. 142-50; L. Deubner, Attische Feste, Berlin 1932, pp. 158-73; L. Ger n et, Sur le symbolisme politique: le foyer commun (1952), перепечатка в его же: Anthropologie de la GrПce Ancienne, Paris 1968, pp. 391-92; W. F. Otto, Ein griechischer Kultmythos vom Ursprung der Pflugkultur (1950), перепечатка в: Das Wort der Antike, Stu ttgart 1962, pp. 140-61; K. Meuli, Griechische Opferbrauche, in Phyllobolia fur Peter von der Muhll, Basel 1945, pp. 275-77; U. Pestalozza, Le Origini delle Buphonia Ateniensi, in “Rendiconti dell’Istituto Lombardo di Scienze e Lettere”, vol. 89-90, I, Milano 1956, pp. 433-54.

116 См. наблюдения L. Gernet в его комментариях к IX книге Законов Платона, P aris 1917, pp. 164-67.

117 Два жреческих рода играли ведущую роль в этом политическом ритуале: Бузиги и Этеобутады. Первые были официальными защитниками пахотного быка: именно они провозгласили в Афинах запрет на убийство рабочих быков (Элиан, Пестрые истории, V 14; Варрон, De re rustica II 5.3). Запрет был сформулирован в виде проклятия - одновременно с целой серией других проклятий, грозивших нарушителям общественных установлений, ответственность за соблюдение которых взяли на себя Бузиги как изобретатели плужной обработки почвы и возделывания земли. На Бузигах лежала обязанность священной вспашки земли в Аттике. Они отвечали за плодородие почвы и покровительствовали производству пищи - в тесном “сотрудничестве” с рабочим быком. Функции Этеобутадов носили прямо противоположный характер. Это был род наследственных жрецов Посейдона Эрехфея. Этеобутады отвечали за жертвоприношения быков, практиковавшиеся в Афинах в честь этого божества. Они возводили свой род к Буту (BoЬte-s), Волопасу, брату Эрехфея, который после смерти автохтона Эрихтония, истинного сына Земли, взял на себя функции верховного жреца. Таким образом, противоположные роли Бузигов и Этеобутадов взаимно дополняли друг друга.

118 Запрет на убийство рабочего быка встречается в целом ряде текстов: Схолии к “Явлениям” Арата 132; Элиан, Пестрые истории XII 34; Схолии к Одиссее XII 353; Николай Дамасский, в: Fragmente der griechischen Historiker (Jacoby) 90F 103i (где убийство рабочего быка и похищение сельскохозяйственного орудия - преступления одного ранга: и то, и другое наказывается смертной казнью); Элиан, Пестрые истории V 14; Варрон, De re rustica II 5.4; Колумелла VI, Praefatio; Плиний, Naturalis his toria VIII 180.

119 В рамках данной работы невозможно подробно остановиться на этой проблеме - ключевой для понимания места, принадлежащего Буфонии в религиозной мысли Древней Греции.

120 Ямвлих, Жизнь Пифагора 109, ed. L. Deubner, p. 63 2-5; Порфирий, Жизнь Пифагора, ed. Nauck, pp. 40 9 f. (= Анаксимандр по: Diels, Fragmente der Vorsokratiker I, p. 466 9-12 и A. Delatte, Etudes sur la littОrature pythagoricienne, Paris 1915, pp. 291-92); Аристотель, fr. 104 Rose. Углубленный анализ запрета на употребление в пищу мозга см. в: Marie Delcourt, TydОe et MОlanippe, in “Studi e materiali di Storia delle Reli gioni”, t. XXXVII, 1966, pp. 169-80.

121 Добавим, что эти животные, подлежавшие принесению в жертву и употреблению в пищу, были исключены пифагорейцами-“политиками” из числа живых существ, в которые могла переселяться человеческая душа. См. Аристотель в: Ямвлих, Жизнь Пифагора 85б ed. L. Deubner, p. 49 14-17 и BoyancО, in “Revue des Оtudes grecques”, 1939, p. 42, nota 2.

122 Порфирий, Жизнь Пифагора 24 и Ямвлих, Жизнь Пифагора 61, ed. L Deubner, pp. 33 f.

123 Anthro-pТnais trophais sitoЬmenon: Ямвлих, Жизнь Пифагора. Бык не питался больше дикой травой, botЗne- ek ge-цs, - он получил право есть культивируемые человеком растения, trophe-` ek ge-цs. Об этом различии см. в: A.-J. FestugiПre, Hippocrate. L’Ancienne MОdecine. Introduction, traduction et commentair e, Paris, 1948, p. 35, n. (b).

124 Аналогичный сюжет имеет история о даунийской медведице: дикое животное, питавшееся человеческим мясом, перешло, благодаря Пифагору, на диету, состоявшую из ячменного хлеба и плодов (Ямвлих, Жизнь Пифагора 60, ed. L. Deubner, p. 33 2-8; Порфирий, Жизнь Пифагора 23).

125 Афиней I 3E.

126 Неважно, идет ли речь о философе, как полагает A. Rostangi, Il Verbo di Pitagora, Torino 1924, pp. 248-49, или о его деде (этого мнения придерживается Delatte, La Vie de Pythagore de DiogПne LaСrce, Bruxelles 1922, p. 174.

127 Подобно тому, как при многих жертвоприношениях взамен чересчур дорогостоящего животного использовали быка, слепленного из теста, psaistЧn. В этом случае пифагорейская практика тоже не расходится с обычаями полиса: в Тере в IV в. один из ритуалов предполагал публичное жертвоприношение быка, сделанного из одного медимна пшеницы и двух медимнов ячменя (Collitz, Sammlung griech i scher Dialektinschriften, GЪttingen 1884-1915, 4765, ll. 6-15, цитируется в: Casabona, Recherches sur le vocabulaire des sacrifices en grec cit., p. 76). Подобного же быка Пифагор принес в жертву богам после того, как открыл геометрическую формулу квадрата гипотенузы (Порфирий, Жизнь Пифагора 36).

128 Эта формула вписывается в проблематику работы: LОvi-Strauss, L’Origine des maniПres de table cit., p. 411.

Перевод О. Литвиновой и Е. Широниной
Опубликовано в журнале: «НЛО» 2000, №43
Социология чувств: запахи
http://magazines.russ.ru/nlo/2000/43/deten.html

links, мифология, история, литература, благовония

Previous post Next post
Up