Опыт использования параллельной валюты в стране Советов. Нужен ли России золотой рубль?

Nov 17, 2011 13:13




Всё началось с того, что 2-я государственная Петроградская  шорно-футлярная и чемоданная фабрика  ввела у себя твердые денежные знаки. Чтобы оградить своих рабочих и служащих от больших потерь при стремительных темпах обесценивания денег, администрация фабрики решила ввести систему оплаты труда не бумажными деньгами, а особыми бонами, имеющими хождение лишь на территории фабрики, Стоимость этих бонов соответствовала довоенному курсу золотого рубля. По специальному заказу для фабрики изготовили к началу 1922 года металлические боны от 1 копейки до 5 рублей. Заработная плата рабочих составляла от 60 копеек у чернорабочих до 2 рублей 50 копеек у квалифицированных рабочих в день. Средний же заработок рабочего достигал 30 рублей в месяц по золотому курсу.

Только за первые десять дней января 1922 года лавкой было выдано в обмен на боны на каждого рабочего по 5 фунтов гороха, 1 фунт постного масла, 20 фунтов овощей, 5 фунтов трески, 3 фунта сельди, 2 фунта гречневой крупы, 1/4 фунта китайского чая и некоторые другие продукты. Кроме того, ежедневно отпускалось на одного рабочего по 2 фунта хлеба. Цены на продукты в лавке находились на уровне цен довоенного (до первой мировой войны) времени и составляли, например, на хлеб - 3 копейки, крупу гречневую - 6 копеек, горох - 6 копеек, соль - 2 копейки, сахар - 26 копеек, масло льняное - 22 копейки за один фунт. Картофель и другие овощи стоили от 40 до 60 копеек за один пуд. В лавке продавались мануфактура, обувь, посуда, мыло (10 копеек), спички (коробок - 1 копейка) и другие необходимые промышленные товары.


Приличная рабочая блуза стоила 1 рубль 25 копеек. Оставшиеся неотоваренными в лавке боны рабочие могли в любой момент обменять в фабричной кассе на наличные деньги по курсу золотого рубля на день обмена. Боны вскоре стали иметь хождение и за пределами фабрики, их охотно принимали другие магазины, лавки и торговцы, обменивавшие их затем в кассе фабрики.

Опытом фабрики заинтересовался экономист Владимир Тарновский, служивший в ту пору заместителем управляющего Северо-Западной конторой Госбанка. Основываясь на этом опыте он предложил введение параллельной валюты. По его проекту в стране должны было существовать две валюты - совзнак и червонец. Первый был бы средством платежа, второй бы служил  своего рода индексом. Человек, внося деньги в сберкассу в виде совзнаков, фиксировал бы свой вклад в червонцах и должен был получать при обратной выдаче ту сумму совзнаков, которую бы стоило на момент
то же количество червонцев, что и на момент помещения вклада. То же самое должно было происходить и с кредитом. Выдавая на руки совзнаки, банк фиксировал бы их в червонцах и отдавать кредит должнику пришлось бы уже тем количеством совзнаков, которое бы составляло изначальную сумму в червонцах, естественно, с учетом процентов.

Вскоре декретом Совнаркома червонцы были выпущены.

Первые бумажные червонцы поступили в кассу Госбанка из его эмиссионного отдела 27 ноября 1922 года. На следующий, день, 28 ноября, был выписан первый расходный ордер на червонцы, выдаваемые в ссуду Льноцентру.

На 1 января 1923 года курс червонца был установлен в 175 рублей дензнаками образца 1923 года, что соответствовало 17,5 тысячам рублей в дензнаках 1922 года. Однако несмотря на рекомендации Тарновского, в обращение был выпущен и наличный червонец. Он сразу стал предметом спекуляции, а то небольшое количество
золотых монет с сеятелем, которое попало в обращение, тут же было тезаврировано населением.

Стоимость червонцев в совзнаках сильно  колебалась по районам страны. Так, на 15 марта 1923 года при стоимости червонца в Москве в 248 рублей дензнаками 1923 года такая же цена стояла и в 26 городах Союза - в Екатеринбурге, Иркутске, Новгороде, Одессе, Ташкенте). В то же время цена выше московской существовала в 13 городах (в том числе в Баку, Вологде, Минске, Тифлисе), а ниже  держалась в 14 других городах, например, в Курске, Пензе, Пятигорске, Саратове и Симферополе.

Кроме того, попав в оборот, червонец заразился инфляцией, и его покупательная способность начала быстро падать. Так, по оптовому индексу Госплана (70 товаров) стоимость червонца в довоенных рублях уменьшилась с 10,4 рубля на 1 января 1923 года до 5,92 рубля на 1 января 1924 года, до 5,81 рубля на 1 января 1925 года и до 5,46 рубля на 1 января 1926 года.


Однако успех червонца заслонил эти недостатки, и советское правительство продолжило движение по ошибочному пути: 2 февраля 1924 года Второй съезд Советов постановил ввести в обращение устойчивую валюту общесоюзного образца, а с 10 марта начался выкуп у населения совзнаков. Так было прекращено параллельное хождение двух валют.

***

Нужен ли России золотой рубль?

Твердый рубль России действительно нужен. Но это не должна быть золотая монета, имеющая свободное хождение. Такие рубли быстро заначат или повывозят за границу. Такой рубль должен существовать лишь в безналичном виде. Для того, чтобы обезопасить, как накопления граждан, так и финансовую систему, необходимо параллельное существование двух рублей - оборотного и неразменного. Первый должен выступать в качестве средства платежа. Второй - в качестве средства накопления. При помещении в банк оборотный рубль должен быть конвертирован в неразменный, а при выходе из банка - как при выдаче со счета, так и при выдаче кредита - он должен быть снова конвертирован в оборотный рубль.

источник


залотой рубль

Previous post Next post
Up