Еще раз о социологических понятиях "гражданское общество" и "государство", справочная информация

Aug 16, 2012 22:59


Опять натыкаюсь в разговоре на эту путаницу.
Никто, конечно, не виноват в том, что учили нас такому обществоведению.
Оно сложилось на развалинах цельной, но, увы, неадекватной марксисткой системы воззрений.
Но меня мучает вопрос - как долго этот понимательный кризис будет продолжаться?
Когда, наконец, в головах моих соотечественников все встанет на свои места?

Самое печальное в том, что люди уверены - они знают, как правильно.
Мой собеседник решивший вдруг, что мне надо непременно оппонировать, пишет.
После того, как я сказал, что общество и нация являются фиктивными обществами.
"Общество не равно государству, государство - его составная и в основном репрессивная часть. Конечно, ленинское " государство - аппарат для подавления одного класса другим" я цитирую по приколу, но про фиктивные общности фарисействовать не надо".

Это лучшая иллюстрация.
Общество - основа. Государство "оболочка" (это уже другой собеседник), или нечто производное, вторичное. Или даже репрессивная часть (как это? то есть имеется ввиду власть?).
При всем этом в марксизм мы не верим и над Марксом насмехаемся.
Что не мешает нам продолжать использовать вульгарную вытяжку из его воззрений.
Парадокс!

Сложен путь познания.
Всем нам известна дихотомия власть - народ (он же нация, или множество граждан данного государства).
В какой-то момент ученые заинтересовались, почему такая дихотомия существует и чем определяются в ней позиции сторон.
Понятие "народ" было переосмыслено в понятие "гражданское общество".
Ученые предположили, что народ - это не просто кучка разрозненных индивидов, что это некая общность, способная противопоставить себя власти.
Так обосновывалось право народа на революцию и свержение монарха, вплоть до перехода к республиканской форме правления.

Первоначально эту общность видели как общность нравов и обычаев, мнений и суждений.
Затем от понятия "гражданское общество" открепился эпитет "гражданское".
Возникла социология как наука об изучении систем, создаваемых общающимися людьми.

Маркс предложил рассматривать эту систему не как моральную, а как деятельностную общность.
"Бытие определяет сознание".
Совместная хозяйственная деятельность определяет характер моральной общности, в рамках которой создаются законы и властные учреждения.
Маркс говорил, что над экономическим базисом существует политическая и юридическая надстройка.

Марксу и Энгельсу надо ставить памятники вовсе не за теории классовой борьбы и трудовой прибавочной стоимости.
И отнюдь не за исторический материализм.
Маркса и Энгельса надо чтить за введение в социологию материальной человеческой деятельность как детерминирующей, определяющей.
За деятельностный принцип организации общества.

Хотя с самой деятельностью они не угадали.
Их экономическая, по существу, социология оказалась первой, ошибочной пробой деятельностного принципа.
Интересно то, что расширительное толкование понятия "экономика", объединяющая торговлю и производство как единый вид деятельности, делает марксистскую социологию даже в где-то применимой. При ее помощи можно увидеть некоторые существенные процессы, хоть и в сильно искаженном свете.
Россия с этим столкнулась напрямую.

Что же касается темы поста, то Маркс и Энгельс говорили о современных государственно организованных обществах.
То есть был родоплеменной период, когда государства не было.
И есть современный период, когда любое общество существует в рамках государственной организации.
Существует не до возникновения государственной организации, а после объединения малых групп людей в государство.

Противопоставление государства и общества вообще не имеет никакого смысла.
Макросистема, которая обеспечивает сегодня людям коллективное приспособление к окружающему миру, природному и социальному - это государство.

В государстве как властно-политической системе можно выделить власть и некое абстрактное, умозрительное гражданское общество.

В государстве как деятельностной системе происходит организация необходимых для социума видов деятельности: военной, торговой, хозяйственной, образовательной, управленческой и др.

В государстве как информационно-коммуникационной общности происходит обмен идеями, вырабатываются отвечающие интересам именно данного государства идеологические воззрения, складывается мировоззренческая и социальная идейная общность людей.

Но в действительности гражданское общество не существует вне государства.
Без властно-политической системы, без системы разделения труда в рамках жизнеобеспечивающего комплекса, без идеологического единства гражданское общество мгновенно распадается на индивидов и группы граждан.
Которые зачастую находящиеся в состоянии острой вражды и даже войны.

В общем, следует хорошо представлять себе, что понятия "общество" и гражданское общество" - не всегда синонимы.
Что "власть" и "государство" - совершенно не одно и то же.
Что социологический термин "общество" указывает на макросистему, а современная макросистема - это государство.
Понятие "общество" в зависимости от контекста может быть синонимом как понятия "гражданское общество", так и понятия "государство".

В то же время государство как макросистема имеет несколько плоскостей анализа.
Государство можно рассматривать как политическую, как деятельностную и как идеологическую системы.

Поэтому мы должны очень четко представлять себе, о чем мы говорим.

Ну, а уж с кем, зачем и как - это вопрос личных интересов и общей культуры.

Мой Телеграмм-канал
Мой Фейсбук
Мой Яндекс Дзен
Мой Яндекс Дзен по психотипологии

надстройка, деятельностный принцип, Энгельс, власть, теория, государство, нация, экономика, гражданское общество, народ, социология, Маркс, базис

Previous post Next post
Up