Рассказ о спорте и медитации как способе достижения маразма был вчера.
Судя по отзывам, мысли профессора С.В. Савельева не оставили моих друзей равнодушными.
ira_zorina дала мне ссылку на небольшое, но очень любопытное и емкое интервью профессора С.В. Савельева, взятое Анной Натитник - старшим редактором «Harvard Business Review - Россия».
В интервью он рассказывает о том, как представляет себе эволюцию и деградацию мозга.
А также прогнозирует развитие человечества.
Теперь хочу короткими кусочками повесить это интервью и обменяться впечатлениями.
Итак, читаем Сергея Вячеславовича Савельева - эволюциониста, палеоневролога, доктора биологических наук, профессора, заведующего лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН.
Вопрос 1. Как и для чего развивался человеческий мозг?
Мозг эволюционировал не для того, чтобы мы стали хорошо думать, создавать бессмертные произведения, решать математические проблемы или посылать людей в космос.
Он развивался, чтобы быстро и эффективно решать биологические задачи.
У нас плохие ногти, медленные ноги, нет крыльев, отвратительная анатомия - мы ходим на двух ногах, как динозавры.
И наше единственное преимущество перед другими биологическими видами - размер мозга.
Мозг формировался под действием биологических законов очень долгое время.
Наши далекие предки, как все приматы, жили 50 млн лет на деревьях.
Потом, 15 млн лет назад, они с этих деревьев спустились.
По официальной версии они без всякой на то причины бросили прекрасные леса, полные еды, и отправились есть корешки в чистые поля - туда, где их запросто могли растерзать хищники.
Конечно, это глупость. Обезьян из джунглей не так-то просто выгнать - их можно заманить только едой. Значит, они вышли на берега озер, которых тогда в Африке было очень много, за рыбой, икрой и яйцами гнездившихся там птиц.
Переизбыток пищи, богатой белком, отсутствие конкуренции за нее - вот основа счастья наших предков.
Этот райский период продолжался около 10 млн лет.
Чем же занимались приматы, когда решили проблему еды?
Вопросами размножения и доминантности.
Началась жестокая половая конкуренция, и наши предки стали выяснять между собой отношения.
Избыток пищи рождает социальные проблемы - этот биологический закон действует и поныне.
Пока все ходят на работу и зарабатывают деньги, в семье все хорошо.
Как только на работу ходит один, остальные начинают выяснять отношения между собой.
***
P.S. Хочу заметить. Профессор Савельев, с моей точки зрения, не всегда удачно подкрепляет свои утверждения примерами из обычной жизни.
Популяризация - вещь сложная.
Поэтому, прошу вас, не будьте слишком строги к этому аспекту его рассказов.
Другие вопросы:
Вопрос 2. Возникшая в то время речь была инструментом половой конкуренции? И вызвала ли она рост мозга? Вопрос 3. Когда же мозг начал расти? Вопрос 4. Как социальный отбор внутри группы повлиял на формирование мозга? Вопрос 5. Когда и почему человеческий мозг начал уменьшаться? Вопрос 6. То есть вес мозга говорит о способностях человека? Вопрос 7. Почему умственный труд дается нам с трудом? Это тоже результат уменьшения мозга? Вопрос 8. Мозг всегда работает целиком? Вопрос 9. Из-за этой особенности мозга нам сложно делать несколько дел одновременно? Вопрос 10. Как заставить ленивый мозг работать? Вопрос 11. Можно ли сказать, что способности человека заложены в его мозге? Вопрос 12. Как выявить способности человека? Вопрос 13. Звучит устрашающе. К чему это приведет? Вопрос 14. А в каком направлении сегодня идет естественный эволюционный процесс? Вопрос 15. То есть мы до сих пор живем по тем же законам, что и десятки миллионов лет назад? Вопрос 16. Раз все построено на инстинктах, значит, чтобы управлять людьми, надо к этим инстинктам и апеллировать? Вопрос 17. Похоже, что перспективы нашей цивилизации в том, что касается интеллекта, радужными не назовешь. Вопрос 18. Человек не может обладать и высокими умственными способностями, и развитыми социальными навыками? Вопрос 19. Отличается ли мозг женщины от мозга мужчины?