Как-то раз один князь после охоты прилег отдохнуть на высоком берегу Волги. Спит князь и вдруг - по его светлому лику пробегает мышь. Вообразите - какой скандал! Князь спросонья, безусловно, изволили вначале гневаться. Возможно, даже кричать изволили: "Мол, куда мир катится! Дожили! Топчут нечистыми лапами высокородное чело!". А может просто стражникам по ушам надавал: "Чего ж вы, олухи, стоите, рты разявили, покуда грызуны на физиономии княжьей резвятся!". А может, как у солнца русской поэзии было: "Караул! Лови, лови! Да дави его, дави!" Так или иначе, да только князю происшествие не понравилось. И кто его осудит? Да вдруг, заметил он подползавшую змею. По всему выходило, спасла мышка князю жизнь. Князь наш, хоть и запальчивый, а сразу видно - человек благородный был: велел построить на этом месте часовню во имя Святых Бориса и Глеба. Вокруг храма возник город и стал называться Мышкин.
Это, скорее забавная легенда, чем быль. Но так или иначе, а Мышкинцы из своего небольшого городка (Мышкин - самый маленький город ярославской области, с 1924 по 1991 год имевший статус села) умудрились сделать своеобразный город-музей русской провинции. Здесь немало старинных построек в разной степени сохранности. Есть действующие Успенский и Никольский соборы (в первом в теплое время года открыт доступ на колокольню, с которой, по отзывам, открываются красивые виды). Много купеческих домов (снабженных металлическими табличками с краткой информацией о том какой именно фамилии принадлежал тот или иной дом), как деревянных, так и каменных.
Но в наш приезд погода не располагала к длительным прогулкам, посему мы шныряли по музеям, коих в этом городке множество. Помимо перечисленных
здесь мы видели (но к сожалению просто физически не успели посетить) музей Левши и музей Кукол (опять же по отзывам очень приятный музей уникальных авторских кукол). Предполагаю, походи мы по городу чуть дольше - непременно бы наткнулись на что-нибудь ещё интересное!
Впрочем к музеям, которые нам посетить удалось!
По адресу ул. Никольская д.18а находится мышкинский музей Валенок.
Стоимость его посещения 45 руб на взрослого и 35 на ребенка. Стоимость экскурсионного обслуживания что-то около 200-300 рублей.
Поскольку, как я уже упоминала, мы были в городе в разгар новогодних праздников, экскурсию нам взять не удалось. Все экскурсоводы были заняты с группами. Мы, было, пригорюнились, но в результате нашли группу с экскурсоводом и прилепились к ней. Ах, как я жалею, что не спросила имени женщины, рассказывавшей сначала про валенки, а впоследствии и про находящуюся в том же здании экспозицию льна. Чтоб мне не быть умной до, а не после. Это была какая-то сказка, услада души и музыка для ушей. Нам рассказали про процесс производства валенок, в котором, помимо кипящей воды, задействованы: колодка, колотушка, русская печка (для просушки готовых изделий) и вот какая зверюга по имени "шерстобитная машина".
Самое мимими это, конечно же, комната, призванная показать - «простой, как валенок» это не про валенок. По моему я переборщила со знаками препинания в предыдущем предложении. Эх, грамматика не мой конёк.
Валенки здесь летают по потолком,
чухают по железной дороге,
плавают на кораблях,
растут на подоконниках,
играют свадьбы,
растят детей,
строят дома,
живут своей жизнью.
И приносят удачу!
При этом учтены интересы самых разных слоев населения ;)
В музее можно купить валенки. Выбор правда не так, чтобы большой, да и представленный модельный ряд не блещет разнообразием. Но мы не удержались, теперь у дочери есть такие вот мышата. Дело за малым - уговорить Рокфелера дождаться морозов.
В музее валенок есть еще комната посвященная другим видам обуви. Туда,разумеется, нужно заходить с экскурсоводом.
Как собственно и в находящийся лестничным пролетом ниже музей Льна (за вход берутся какие-то дополнительные деньжищи 20-ть, то ли 30-ть рублей за самостоятельное посещение, и рублей 200 за экскурсию). На первый взгляд, экспозиция музея Льна скучнее буйства фантазии наверху.
Но не с рассказами экскурсовода. Ну, почему, почему я тормоз. Имена бесподобных рассказчиков надо записывать в книжечку, и передавать всем желающим двинуться по тому же маршруту, а не хлопать ушами! Даже дети сказали, что Лён интереснее Валенок :) Вам не просто расскажут весь процесс превращения льняного семечка в рушники, рубахи, сарафаны. Но сделают это столь захватывающе, что хочется попросить повторить на бис! Почему мужики сеяли лен не только босиком, но и без штанов; как выглядит лён на разных этапах обработки; как наказывали шалунов во время прядения льна и еще массу всего познавательного.
И, разумеется, из льняных обрезков-тряпочек, а также прочих подручных материалов детям мастерились куклы.
Для совсем маленьких - пока еще не куклы, а погремушки - связанные бечевкой мешочки из разноцветных тряпочек с разным наполнением (сено, крупы...), чтобы детки не только глядели-слушпали, но и ощупывали.
Для тех кто постарше - куклы поразнообразнее. Впечатлили куклы-плясуньи. Вон те пучки соломы в тряпицах.
Постучишь по полке, а такая начинает танцевать.Притом у каждой танец свой. Одна - вокруг себя кружится, две другие норовят спинка к спинке прижаться. А вы говорите ферби... интерактив....
А обрядовые куклы!
Скажем кукла-многоручка, которую мать дарила дочери, уходившей к мужу.
Много всего надо успеть молодой хозяйке, трудно придется. Вот и заговаривали каждую руку, чтобы успевала хозяюшка - стирать, готовить, за детьми следить, дом в чистоте держать ..... Но вот одну ручку всенепременно оставляли незаговоренной. (Первое приходящее на ум предположение современной женщины - чтобы оставалось время "на себя" - не верно. Совсем для другого)
Тут и неразлучники - две куколки на общей руке, как символ семейной жизни, когда муж и жена - одно неразделимое целое, и в то же время у каждого своя голова на плечах, и каждый стоит на своих ногах. Дарились молодым на саму свадьбу.
А под неразлучниками стоит чудесная толстенькая кукла в нарядном фартучке и платочке на голове - название которой я забыла. Это уменьшенная копия куклы, которую делали из мешка с крупой и ставили на кухне. Если год был урожайный - по весне куклу потрошили и её содержимое пускали на посев. А коли год голодный - детям каши сварить. О платок на голове куклы хозяйки вытирали масляные руки во время приготовления пищи. Зачем? А это уже совсем другая истроия ;)
To be to be continued....
А начало нашей поездки
тут