Ноты - ключ? Закрыть или открыть?

Jul 29, 2016 01:03

Часто в разговорах о музыкальном развитии я сталкиваюсь с понятием "база". Что это за база и для чего она нужна - вот какой вопрос мне хотелось бы поднять.
Сегодня поговорим о нотах. Ноты - это то, что мы привыкли относить к самым азам освоения музыкальных премудростей. Алфавит, без которого ничего волшебного не произойдёт. Так я понимаю многие думают?
Поспешу вас немного разочаровать.
Темпериованный строй и нотация, которая помогает записывать музыку, написанную в этой системе, уже довольно давно не удовлетворяет мастеров, которые пишут музыку. Поэтому сегодня частенько можно встретить партитуры, которые выглядят вот так:






Этому не учат в музыкальных школах.

Если есть основания думать, что можно свободно музицировать, выучив ноты, открою секрет, что люди, играющие джаз или поющие песни под гитару, пользуются буквенными и цифровыми обозначениями аккордов. И выглядит это вот так:



И этому тоже не учат в музыкальной школе.

Но речь не про программу музыкальных школ. Речь про ноты, которые будут мертвым грузом для ребёнка, не понимающего что с этими нотами делать. И никакого толку от такой "базы" не будет, потому что результат в виде свободного чтения с листа красивых пьес - это результат, на который нужно потратить много времени. Читать с листа можно только тогда, когда ты можешь не смотреть на клавиатуру, поскольку пальцы вслепую знают расположение нот, а глаза свободно читают нотный текст. Это довольно виртуозное умение и его нужно специально тренировать.

А что происходит, пока этого навыка нет? Происходит рутина в виде медленного разбора произведения, когда сначала читаешь нотный текст, потом прочитанный кусочек пытаешься воспроизвести пальцами, от нотки к нотке, спотыкаясь на каждом аккорде. И это никакая не "база", потому что нужна бешеная мотивация хотеть это все играть и учить, чтобы из года в год проходить этот путь с каждым новым произведением.

Талантливый педагог по сольфеджио может помочь параллельно открывая ученику мир слуховых возможностей. Но ему тоже надо успеть по программе выучить с учеником квинтовый круг, тонику, субдоминанту и доминанту, а так же научить его писать двухголосные диктанты. Поэтому на творческие поиски остаётся не так много времени.
А "база", на мой взгляд, - это те самые творческие поиски. Это способность воспринимать и воспроизводить.
Ноты - это буквы, которые мы открываем ребёнку после того, как он научился говорить. Просто так для галочки эти ноты никому никакого счастья не принесут.
Именно поэтому всякий раз я много рассуждаю о постановке цели. Четкое понимание направления пути облегчает саму дорогу.

поговорим, цели и средства

Previous post Next post
Up