Поговорим: "хочу" и "надо"

Jul 26, 2016 15:06

Сегодня часто принято говорить о желаниях и нежеланиях в контексте обучения. Часто в обсуждения вплетают примеры с музыкальными школами, что, мол, заставляли и вот вам, не подхожу к инструменту. И в статьях чаще всего авторы пускаются в крайности. И снова мы имеем два лагеря: родители, которые убеждены, что ребёнка надо напичкивать всем и вся с рождения, иначе ничего не успеть и не стать успешным и родители, которые считают, что к ребёнку вообще не нужно лезть, пусть делает только то, что хочет, пусть бесконечно играет и наслаждается жизнью, потому что главное - это счастье.

Я очень много об этом думаю и меня во всем этом смущает вот что. Понятия успешности и счастья в моем восприятии совершенно размыты. Что есть успешность и что есть счастье? Прежде чем начинать об этом думать, надо договориться, что ни того ни другого в абсолютном значении не существует. Нельзя быть абсолютно успешным и абсолютно счастливым, даже если вам точно понятно, что есть успех и счастье, ни то, ни другое не могут быть постоянными, поскольку сама жизнь - процесс. Результат нужен для того, чтобы следовать к следующему, поскольку каждый результат требует продолжения развития или хотя бы поддержания формы. Но это все софистика. Что на деле?
А на деле, как мне кажется, пресловутый кадровый вопрос. Вопрос профессионализма, профессионального чутья и профессиональной чуткости.
Допустим есть талантливый ребёнок. И приходит этот ребёнок к талантливому педагогу. Что происходит? Происходит чудо, радость и все довольны. Теперь представьте, что талантливый ребёнок приходит к среднему педагогу. Что происходит? Чаще всего талантливый ребёнок либо меняет педагога и дальше чудо, радость, все довольны, или бросает. Педагога. Потому что любимое дело он не бросит. Так получаются талантливые любители, которые часто обставляют своих профессиональных коллег.
Но это в случае с талантливым ребёнком. А что происходит, если средний ребёнок попадает к среднему педагогу?
Давайте сначала разберёмся, чем, главным образом, я отличаю талантливого ребёнка от среднего. Талантливый ребёнок горит. У талантливого ребёнка легко все получается.
Каков средне-статистический ребёнок? Он не горит. Ему нужно приложить усилие, чтобы сделать достаточно простые вещи. Поэтому если все обучение строится на сплошных преодолениях - это приводит к плачевным результатам. Потому что непонятно ради чего все это делается. Это тот случай, когда первично зажечь ребёнка. Дать ему почувствовать радость от процесса. И только при условии горения, можно пробовать разные дрова для поддержания огня. Без огня, понятно, что не бросай, гореть не будет. Огонь - это та энергия, которая необходима. И если этого огня нет от природы, нужен педагог.
Педагог для ученика без внутреннего огня - это самое главное. Надеюсь, эта мысль не вызывает отторжения? Тогда пойдём дальше.
Невозможно всегда и везде выезжать только на способностях, даже если человек очень талантлив. Есть масса ситуаций, когда надо прилагать усилия. Сторонникам исключительно естественного родительства напомню про самый естественный из процессов - роды. Процесс, когда надо прилагать усилия. Когда надо принимать то, что требует терпения, труда и самоотдачи. И никакое "не хочу, не буду" не имеет ровным счётом никакого значения. Это не обсуждается. Не знаю корректен ли пример с родами, но он о том, что приложить усилие - это необходимо и важно. Я знаю массу талантливых людей, профессионально погоревших на том, что не умеют прилагать усилий и всю жизнь выезжали исключительно на способностях.
Много вещей на свете, которые требуют терпения и труда. Кстати, мой любимейший Петр Ильич Чайковский не случайно говорил, что "вдохновение - это гостья, которая не любит посещать ленивых". Это в самом деле так. Как и то, что "аппетит приходит во время еды". Работа часто становится приятной и может даже поглотить, когда войдёшь во вкус. Можно быть очень счастливым, когда то, что долго не получалось, вдруг получилось. Поэтому крайность, касающаяся "не заставлять" меня удивляет и пугает. Друзья, нам нужны профессионалы, умеющие и любящие работать. Умеющие научить любить работать. Работать в любом настроении и состоянии. Уметь собираться, концентрироваться. Уметь ошибаться, признавать ошибки и, не бросая начатое, исправлять их и двигаться дальше. И этим профессионалам, конечно же, нужен внутренний огонь. Поэтому баланс между "хочу" и "надо" он должен быть обязательно. Получается, что важно искать источники огня. Потому что невозможно всю жизнь ждать, что однажды выползет внутренний и что-нибудь само собой получится. Странно делать ставку на какую-то концепцию, не анализируя то, что дано и то, в чем есть трудности. Странно обобщать мир, который не укладывается ни в какие теоретические рамки. Странно вешать ярлыки на музыкальную школу, делая её источником всех музыкальных проблем того, кто не подходит к инструменту.
Давайте просто будем знать, что у нас, к сожалению, огромная кадровая проблема во всех отраслях, не только в музыкальных школах. Средним педагогам не интересно со средними учениками. Потому что с ними (ха-ха) надо прилагать усилия. Потому что нет огня ни у взрослых, ни у детей.

Получилось много букв. Попробую подвести итог сумбурным мыслям. Не бывает жизни, в которой можно делать только то, что хочется. Нельзя забывать о желаниях ребёнка. Одни взрослые кричат: "о, ужас, меня заставляли!", другие: "о, ужас, почему меня не заставили!" То есть какой бы путь мы не выбрали, у детей всегда будет повод нас упрекнуть.
Правда всегда где-то посередине.

поговорим, цели и средства

Previous post Next post
Up