Дружище Христос любит вас всех. Первая серия

Jul 04, 2015 17:03



Когда я читаю или слышу, что Соединённые Штаты Америки - страна очень набожных и глубоко верующих людей, мне каждый раз хочется спросить: простите, но верующих во что? О деформации Символа веры [1] протестантскими сектами написано множество текстов - от исследовательских до художественных. Вместо добродетели упорного и честного труда последователи Мартина Лютера [2] предложили пастве лозунг "Обогащайтесь!". Разумеется, это не было сделано так явно и просто, как я об этом сейчас написал: эта тонкая работа велась на протяжении столетий. Да и вообще, выявить чей-то умысел как таковой в этом процессе вряд ли возможно. Однако мутация добродетели в нечто, ей противоположное, в парадигме протестантизма была неизбежна и повлекла за собой фатальную деформацию всего этического каркаса христианской идеи.

Одно из первых исследований на эту тему было проведено Максом Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма» [3], впервые опубликованной в журнале «Архив социальных наук и общественного благосостояния» за 1904 и 1905 гг. Критика этой работы даётся, в частности, в труде Марии Оссовской «Рыцарь и буржуа» [4]. Я совсем недавно перечитывал эту книгу, поэтому позволю себе взять оттуда несколько цитат - просто потому, что она у меня под рукой. "Обогащение - пишет Оссовская, - [становится здесь] религиозно-этической миссией, призванием, причём этот специфический сплав экономики и религии получает массовое распространение. ... И Бакстер [5], и идеолог методистов Дж. Уэсли [6] сознают, что их поучения ведут к опасному для души человеческой богатству. [курсив авторский - VersuM]" Сознают, однако с курса не сворачивают. И далее: "Религиозная мотивация со временем отмерла, но созданный ею стиль жизни сохранился." Скажу больше: постепенно произошло замещение следствием причины, и теперь мы видим, как хвост виляет собакой. Если спустившийся на американскую землю с борта «Мейфлауэра» [7] кальвинист [8] мог сказать: "Мы живём так [а не иначе], потому что вера наша праведна", то его потомки, хоть и не скажут, возможно, этого прямо и открыто, но однозначно подразумевают: "Мы веруем, что живём праведно". Карл Маркс считал, что бытие определяет сознание [9]; что ж, в отношении эволюции пуританских сект это абсолютно справедливо. Сегодняшние церкви в США являются главным, непоколебимым и эффективным идеологом, проводником и защитником так называемых "западного образа жизни", "западной демократии" и прочих "ценностей свободного мира".

Религиозная проститутка, совмещающая свои ночные труды с еженедельным посещением церкви? Да без проблем. Глубоко верующий налоговый инспектор? Я вас умоляю, - они все, все глубоко верующие люди. Чтящий Иисуса до религиозного экстаза владелец медицинской страховой компании? Да разумеется! [Если вдруг последний пример кого-то удивил, но вам лень искать и читать, по какой причине я его выбрал - посмотрите фильм «Пила». В каком-то из них (к сожалению, не помню, в котором по счёту) приведены очень хорошие примеры деятельности такого чудовищного порождения "свободного мира", как медицинские страхователи.] И всё это - абсолютно искренне. Никому из перечисленных мной персонажей даже в голову не придёт, что их деятельность (хотя стоило бы сказать - образ жизни) не вполне, мягко говоря, соответствует заветам Христа. И самое замечательное, что это не придёт в голову и пастору той церкви, прихожанином которой данный персонаж является.

Любая общественная тенденция, становящаяся массовым явлением и, в конечном итоге, атрибутом lifestyle значительного количества людей, неизбежно (пусть даже и не сразу) будет принята, одобрена, а затем и поддержана большинством протестантских конфессий.

Ибо - "веруем, что живём праведно".

Хорошей иллюстрацией изложенных тезисов является такой феномен североамериканского социума, как телепроповедничество. Телевизионные проповедники, имеющие свои собственные программы на телевидении, - одни из богатейших людей США. Уильям Лобделл в своей книге «Теряя веру: Как я утратил веру, делая репортажи о религиозной жизни» [10] написал: "Телепроповедничество в США - это массовая индустрия мошенничества, не подлежащего судебному преследованию." (Строго говоря, всякая религия (не путать с верой) - это мошенничество, но не буду отклоняться.) А не увлекается ли Лобделл, сгущая краски?

Может ли быть религиозный человек мошенником? О да, если он мошенничает во имя Иисуса...

Сегодня мы видим, как в очередной раз воплощается в жизнь этот принцип. Новость под заголовком "Бюллетень Солт-Лейк-Сити" от 2 июля в «Живой Церкви», одном из официальных интернет-изданий Епископальной церкви США [перевод мой - VersuM]:

Двенадцать епископов Епископальной Церкви выпустили бюллетень о разногласиях в ходе недавних мероприятий Генеральной Конвенции по рассмотрению резолюций A036 и A054. Епископы отметили свою приверженность единению, истине и радушию. Особо они подчеркнули своё расположение "нашим братьям и сёстрам - геям и лесбиянкам", даже при наличии разногласий. Они пригласили подписаться под этим заявлением "епископов и всех прихожан", кто разделяет их воззрения. "Я верю, что эта Палата безмерно благодарна тому благодатному пути, которым пошла Конвенция при обсуждении этих вопросов", - сказала Председательствующий епископ Кэтрин Джеффертс Шори после оглашения бюллетеня. "Я очень признательна. Спасибо." Затем свою благодарность и признательность за появление этого бюллетеня выразил вермонтский епископ Томас Или. Он отметил некоторые различия между этим бюллетенем и другими: члены Палаты епископов часто делали заявления, расходящиеся с линией Генеральной Конвенции, порой выходя из Палаты или отказываясь вернуться в неё. Он отметил, что на этот раз епископы Палаты были уведомлены заранее и опрошены о том, "каким образом было бы лучше всего это рассмотреть?" Епископ Или сказал, что "весь смысл Палаты епископов" изменился в последние годы.



Бюллетень Сообщества Партнёров Солт-Лейк-Сити
78ой Генеральной Конвенцией Епископальной церкви в процессе рассмотрения резолюций A036 и A054 было существенно изменено понимание Церковью сути христианского брака. Как епископы Церкви, мы вынуждены не согласиться с таким подходом.

Мы выражаем Особое мнение #1, которое было приложено к тексту резолюции A036:

Природа, предназначение и смысл брака, в традиционном понимании христиан, суммированы в словах Книги общей молитвы:

“Узы и завет брака были утверждены в мироздании Богом, и Господь наш Иисус Христос украсил этот обычай своим присутствием и первым чудом на свадьбе в Кане Галилейской. Это означает для нас таинство союза между Христом и Его Церковью, и Священное Писание оценивает это, как высокую честь для всех людей.

Брачный союз мужа и жены, как союз сердца, тела и ума, предназначен Богом к их взаимной радости; для содействия и утешения, даруемых друг другу в бедности и достатке; и, когда на то воля Божья, для рождения детей и их воспитания в ведении и любви к Господу.” (BCP, p. 423) [11]
Природа, предназначение и смысл брака суть отношения между мужчиной и женщиной. Обеты и клятвы брака включают в себя мужа и жену, что стали в браке плотью единой. Такое понимание разумно, не говоря уж о том, что оно согласуется со Священным Писанием и христианской традицией в их учении о браке.
Когда мы были рукоположены в епископы единой, святой, соборной и апостольской Церкви, мы поклялись “охранять веру, единство и дисциплину Церкви Божией” (BCP, p. 518). Мы обновляем это обещание; и в свете действий Генеральной Конвенции и наших собственных глубоких пастырских и богословских убеждений мы обязуемся


  • “Сохранять единство духа в союзе мира” (Еф. 4:3). Союзы, созданные крещением, неразрывны, и мы делим один хлеб и одно вино в Евхаристии. Мы преданны Церкви и её прихожанам даже при наличии болезненных разногласий.

  • “Говорить истину в любви” (Еф. 4:15) [12]. Когда мы не согласны с действиями Церкви, мы будем действовать открыто и прозрачно и - с помощью Духа - доброжелательно. Мы благодарны за то, что резолюция A054 включает в себя положение для епископов и священников о реализации их убеждений; но в то же время мы понимаем, что вступили в пору, когда напряжение в этих трудных вопросах может вырасти. Мы молимся о благодати чистоты наших убеждений, но в то же самое время, о любви к братьям и сёстрам, с которыми мы не согласны.

  • “Принимать друг друга, как и Христос принял нас” (Рим. 15:7). Наша приверженность Церкви включает приверженность нашим братьям и сёстрам - геям и лесбиянкам. Мы будем идти с ними, молиться с ними и за них, и искать пути для привлечения их к пастырским наставлениям. Мы радуемся, что объятия Иисуса заключают всех нас.
Мы помним, что решения 78ой Генеральной Конвенции принимались не в изоляции. Епископальная Церковь является частью большего целого - Сообщества англиканских церквей. Мы по-прежнему привержены этому Сообществу и историческому Кентерберийскому престолу, и мы будем чтить три моратория, предложенных Виндзорским отчётом и утверждённых в качестве Инструментов Сообщества.

Мы приглашаем всех епископов и прихожан, кто разделяет эти воззрения, присоединиться к нашему заявлению и поддержать нас в нашей любви к Господу нашему Иисусу Христу, нашей приверженности Епископальной Церкви и Сообществу англиканских церквей, и нашем несогласии с этими действиями.

Я нахожу это послание слегка невразумительным. В нём сильно ощущается желание авторов выразить свой протест, оставшись предельно политкорректными и - это подчёркивается не единожды - лояльными к своему сообществу. В послании констатируются некие догмы, которые, по-видимому, были изменены; но как именно изменены - авторы не уточняют. Ну что ж, значит, есть повод копнуть поглубже.

Давайте взглянем на те самые резолюции [13], что явились яблоком раздора. Резолюция A036 - об изменениях в Каноне I.18 «Брак». На сайте источника изменённые документы приводятся сразу в двух редакциях - исходный текст плюс изменения, - что я считаю чрезвычайно правильным, так как эволюция документа становится очень наглядной. Даю перевод этой резолюции в таком же виде. Легенда такова:



  • обычный текст - текст, оставшийся без изменений;
  • зачёркнутый текст - текст удалённый;
  • курсив - вновь добавленный текст;
  • подчёркнутый курсив - изменение вновь добавленного текста;
  • зачёркнутый курсив - удаление вновь добавленного текста;
  • вот так вот - добавили, потом изменили, но в итоге всё же выкинули.


КАНОН 18: О церемонии Священных Брачных Уз

Канон 18: О чествовании и благословении брака

Пар. 1. Каждый священник этой Церкви должен следовать законам государства, регулирующим приобретение брачного статуса в гражданском состоянии, а также законам этой Церкви, регулирующим этим канонам, касающимся церемонии бракосочетания Священных Брачных Уз. Священники могут оформлять брак, используя любую из форм литургии, принятых в этой Церкви.

Пар. 2. Перед заключением брака священником должно быть установлено:

(a) Что обе стороны имеют право заключить брак в соответствии с законами государства;

(b) Что обе стороны понимают, что Священные Узы Брака являются телесным и духовным союзом мужчины и женщины, вступающих в него в силу общности вероисповедания, по взаимному велению сердца, тела и ума, и ожидают, что он продлится до конца их дней;

(c) Что обе стороны соглашаются на этот брак свободно и осознанно, без обмана, принуждения, заблуждений относительно личности партнёра или каких бы то ни было невысказанных подразумеваний.

(d) Что по меньшей мере одна из сторон получила Святое Крещение.

(e) Что обе стороны были ознакомлены священником с природой, смыслом и предназначением Священных Брачных Уз, или оба вступающих в брак получили соответствующие наставления от лиц, известных представителям духовенства, как люди компетентные и ответственные.

Пар. 2. Пара должна уведомить священника о своём намерении вступить в брак, как минимум, не менее, чем за тридцать дней до церемонии; если одна из сторон является членом Конгрегации священнослужителей, или обе стороны могут представить удовлетворительные свидетельства о необходимости сокращения этого времени, это требование может быть снято по уважительной причине; в этом случае священник обязан немедленно в письменной форме уведомить об этом епископа.

Пар. 3. Ни один священник этой Церкви не должен проводить церемонию бракосочетания, если не выполняются следующие условия:

(a) Намерение сторон заключить брачный договор должно быть объявлено священнику не менее чем за тридцать дней до обрядовой церемонии; при наличии уважительной причины это требование может быть снято, если одна из сторон является членом Конгрегации священнослужителей или может предоставить убедительные доказательства такой необходимости. В случае отмены тридцатидневного уведомления священник обязан немедленно в письменной форме уведомить об этом епископа.

(b) На церемонии должны присутствовать как минимум двое свидетелей бракосочетания.

(c) Священник должен надлежащим образом зарегистрировать дату и место заключения брака, имена сторон и их родителей, возраст сторон, их местожительство и церковный статус; свидетели и священник должны подписать этот документ.

(d) Священник обязан потребовать от сторон подписания следующего заявления:

(e) "Мы, A.B. и C.D., желая получить благословение Священных Брачных Уз в Церкви, торжественно заявляем, что мы считаем, что этот брак будет пожизненным союзом мужа и жены, как это изложено в Книге общей молитвы.

(f) Мы верим, что союз мужа и жены, как союз сердца, тела и ума, предназначен Богом к их взаимной радости; для содействия и утешения, даруемых друг другу в бедности и достатке; и, когда на то воля Божья, для рождения детей и их воспитания в ведении и любви к Господу.

(g) И мы обязуемся, насколько это в наших силах, сделать всё возможное, чтобы укрепить эту связь с Божьей помощью."

Пар. 3. Перед церемонией священник должен удостовериться и потребовать, чтобы пара подписала заявление, подтверждающее

(a) что обе стороны имеют право вступить в брак в соответствии с законами государства и соглашаются на это свободно и осознанно, без обмана, принуждения, заблуждений относительно личности любого из них или каких бы то ни было невысказанных подразумеваний; и

(b) что по крайней мере одна из сторон является крещёной; и

(c) что обе стороны были проинструктированы священником или лицом, известным представителям духовенства, как человек компетентный и ответственный, о правах, обязанностях и ответственности в браке, как воплощённых брачных обетах: что брачный союз является безоговорочным, обоюдным, единственным, истинным и пожизненным; и

(d) что обе стороны осознают эти обязанности и ответственность, и обязуются приложить максимум усилий, с Божьей помощью и поддержкой единоверцев, чтобы принять и исполнять их.

Пар. 3. Перед церемонией священник должен удостовериться:

(a) что обе стороны имеют право вступить в брак в соответствии с законами государства и соглашаются на это свободно и осознанно, без обмана, принуждения, заблуждений относительно личности любого из них или каких бы то ни было невысказанных подразумеваний; и

(b) что по крайней мере одна из сторон является крещёной; и

(c) что обе стороны были проинструктированы священником или лицом, известным представителям духовенства, как человек компетентный и ответственный, о природе, предназначении и смысле, так же как о правах, обязанностях и ответственности в браке, как воплощённых брачных обетах: что брачный союз является безоговорочным, обоюдным, единственным, истинным и пожизненным; и

(d) что обе стороны осознают эти обязанности и ответственность, и обязуются приложить максимум усилий, с Божьей помощью и поддержкой единоверцев, чтобы принять и исполнять их.

Пар. 4. Перед церемонией стороны должны подписать следующую Декларацию о намерениях:

Мы понимаем учение Церкви о том, что Божье предназначение нашего брака во взаимной радости, в содействии и утешении, даруемых друг другу в бедности и достатке, и, будь на то Божья воля, в даровании и наследовании детьми и их воспитании в ведении и любви к Господу. Мы также понимаем, что наш брак является безоговорочным, обоюдным, единственным, истинным и пожизненным, и обязуемся приложить максимум усилий, чтобы принять эти дары и исполнять эти обязанности с Божьей помощью и поддержкой единоверцев.

Пар. 4. Любой священник этой Церкви по своему желанию может отказать в любой церемонии бракосочетания.

Пар. 4. Пар. 5. На церемонии бракосочетания должны присутствовать как минимум двое свидетелей, которые вместе со священником и вступающими в брак подписывают запись о бракосочетании в соответствующей книге; эта запись должна содержать дату и место бракосочетания, имена свидетелей, сторон и их родителей, возраст сторон, их церковный статус и местожительство.

Пар. 5. Пар. 6. Священник Епископ или священник могут благословлять гражданский брак, используя любую из форм литургии, принятых в этой Церкви.

Пар. 4. Пар. 7. Любой священник этой Церкви может отказать в любой церемонии бракосочетания или благословения брака, и далее

Как же узнать, что́ так огорчило двенадцать епископов из Юты? Можно предположить, что то, что им по нраву, содержится в цитатах из Книги общей молитвы, приведённых в их бюллетене, и в старой редакции Канона I.18, но должно отсутствовать в новой редакции Канона. Потратив немного времени на изучение имеющихся документов, можно прийти к выводу, что:


  • В новой редакции Канона исчезло заявление о том, что брак является "союзом мужчины и женщины". Теперь какая бы то ни было персонификация вступающих в брак сторон в Каноне отсутствует вообще. Вместо чисто юридического термина "стороны" в новой редакции лишь один-единственный раз используется слово "пара". Нет больше "мужчин" и "женщин", есть лишь "пара", которая может состоять... из кого? Видимо, из кого угодно.

  • В старой редакции Канона заявление о детях звучало так: брак служит, в том числе, "для рождения детей и их воспитания". Что мы видим в новой редакции? - "предназначение нашего брака ... в даровании и наследовании детьми и их воспитании". Рождение детей в браке теперь не подразумевается. Ребёнок может быть дарован (естественный вопрос: кем?) и может наследовать. С наследованием, честно говоря, мне вообще неясно, - зачем это? Вроде бы, если ребёнок твой, то он автоматически является наследником? Или авторы поправок предвидят какие-то юридические сложности с наследованием в случае, если ребёнок у "пары" в принципе не способен появиться тем образом, который предусмотрен природой? В таком случае, они очень предусмотрительные люди.

  • Полагаю, что расхождения в процедурных вопросах не являлись для двенадцати апостолов епископов существенными, но лично меня искренне обрадовало появление (а скорее - возвращение) в пункте (c) параграфа 3 добавления о том, что вступающим в брак должны быть разъяснены природа, предназначение и смысл брака; видно, что первичная поправка предлагала ознакомление лишь с правами, обязанностями и ответственностью. Для меня это отличная иллюстрация социального императива западной цивилизации: следовать закону (то есть правам, обязанностям и ответственности) безо всякого смысла и цели. Хорошо, что среди епископов нашлись-таки настойчивые люди, не позволившие браку лишиться, хотя бы в формулировках, предназначения и смысла.
Интересно, как исторически определялся брак вне религиозных доктрин. Хотелось бы, конечно, проследить эволюцию этого социального института со времён древнейших цивилизаций, но, к сожалению, такими возможностями я сегодня не располагаю. Самое старое, что мне доступно, - Encyclopedia Britannica. Вот как определяет брак эта старейшая энциклопедия (я, разумеется, не стану цитировать всю огромную статью): "Marriage, a legally and socially sanctioned union, usually between a man and a woman, that is regulated by laws, rules, customs, beliefs, and attitudes that prescribe the rights and duties of the partners and accords status to their offspring (if any)." [Брак - юридически и социально одобряемый союз, обычно между мужчиной и женщиной, который регулируется законами, правилами, обычаями, верованиями, и отношения, которые предписывают права и обязанности партнёров и согласуют статус их детей (если таковые имеются).] Слово usually, если честно, несколько разочаровало, но всё-таки "мужчина и женщина" имеют место быть. Посмотрим, что думают по этому поводу бездуховные жители Империи зла: "Брак - исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям" - «Большая Советская Энциклопедия». Явно кто-то у кого-то списал, но русские хотя бы не склонны к сомнениям: женщина и мужчина - и всё. Никаких вам "обычно" или "как правило"... Ну а в том, что в религиозных определениях брака мужчина и женщина должны присутствовать, вроде и сомневаться-то неприлично. Но, на всякий случай, заглянем ещё в «Православную Энциклопедию»: "Христианское учение признает брак союзом, в котором мужчина и женщина принимают на себя обязанность неразрывно жить вместе всю жизнь как муж и жена, помогая друг другу в житейских нуждах." Коран определения сути брака в компактной форме не даёт, однако в «Сахих аль-Бухари» Мухаммада аль-Бухари есть замечательный хадис 5063, вполне однозначно констатирующий мнение Пророка на этот счёт: "أَنْأَنْتُمُ الَّذِينَ قُلْتُمْ كَذَا وَكَذَا أَمَا وَاللَّهِ إِنِّي لأَخْشَاكُمْ لِلَّهِ وَأَتْقَاكُمْ لَهُ، لَكِنِّي أَصُومُ وَأُفْطِرُ، وَأُصَلِّي وَأَرْقُدُ وَأَتَزَوَّجُ النِّسَاءَ، فَمَنْ رَغِبَ عَنْ سُنَّتِي فَلَيْسَ مِنِّي" [К ним подошёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: ... я заключаю браки с женщинами, а кто не желает моей сунны, тот не со мной!]

Так что же, собственно, сегодня происходит?

Просвещённый читатель может недоумевать, чего это я привязался к этим протестантам. В самом деле, по состоянию на 2013 год адептами Епископальной церкви США являлись 1 866 758 человек [14], что составляет 0,59% населения страны [15], а уж в масштабе планеты пропорция и вовсе смешная. Выражаясь языком статистиков, сообщество нерепрезентативно.

Честное слово, я не нарочно. Просто попалась на глаза заметка о том, что какой-то (очередной) церковью (в очередной раз) было принято решение о регистрации однополых браков. Однако выраженное двенадцатью епископами этой церкви особое мнение побудило меня изучить вопрос тщательнее. И оказалось, что в данном случае речь идёт не просто о следовании модному ныне тренду, но о попытке ревизии одного из фундаментальных принципов человеческой цивилизации религиозной организацией, до недавних времён эти самые принципы непреклонно защищавшей. Простите мне мой пафос, но я нахожу это событие революционным. Кроме того, исследование этого вопроса позволяет мне представить отличную презентацию движения овертонова окна, что в последние годы является одним из моих любимых интеллектуальных развлечений. Но продолжим.

Продолжение, как ни странно, ниже :)

[upd, год 2018: продолжение было заброшено, не дописано и вряд ли когда-либо будет опубликовано. Аминь.]

== Примечания ==

[1] Символ веры - здесь: краткое изложение догматов Христианской церкви. Самым ранним символом веры, которому было дано собственное название, считается Апостольский символ веры. В Англиканском сообществе базой вероучения служат «39 Статей» [39 Articles of Religion], которые каждой из протестантских сект англиканского толка редактируются в соответствии с собственными предпочтениями. ↑

[2] Мартин Лютер [Martin Luther], 1483-1546 - христианский богослов, инициатор Реформации [The Reformation] - массового религиозного и общественно-политического движения в Европе, знаменующего конец эпохи Средних веков. Целью Реформации было очищение католической церкви и возвращение к более тщательному соблюдению библейских заповедей. Его именем названо одно из направлений протестантизма, лютеранство [lutheranism]. ↑

[3] Макс Вебер [Max Weber], 1864-1920 - немецкий философ, историк, политэконом; один из основоположников социологии как науки. Труд «Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus» был впервые опубликован двумя частями в ноябре 1904 и весной 1905 гг. в журнале «Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik», тома XX и XXI, а в 1920 году был издан в новой редакции в виде книги. ↑

[4] Мария Оссовская [Maria Ossowska], урождённая Maria Niedźwiecka, 1896-1974 - польский философ и социолог, одна из видных специалистов в области этики. «Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали» - компиляция переведённых на русский язык работ «Рыцарский этос и его разновидности» [Ethos rycerski i jego odmiany], «Буржуазная мораль» [Moralność mieszczańska] (с несущественными сокращениями) и «О некоторых изменениях в этике борьбы» [O pewnych przemianach etyki walki]. ↑

[5] Ричард Бакстер [Richard Baxter], 1615-1691 - один из известнейших пуританских богословов и общественных деятелей. В богословии - автор одного из вариантов учения о благодати, названного современниками "бакстерианизмом" [baxterianism]. Самый известный труд - изданный в 1656 г. «Реформированный пастор» [The Reformed Pastor]. ↑

[6] Джон Уэсли [John Wesley], 1703-1791 - английский протестантский проповедник, один из основателей методизма [methodism] - евангелического движения в англиканской церкви, выделяющегося последовательным и методичным соблюденим евангельских предписаний. Остался в истории Церкви как идеолог и вдохновитель ривайвелизма [revivalism] - концепции "оживления" всё более формализуемого христианского учения через переживание личной встречи с Богом. ↑

[7] «Мейфлауэр» [Mayflower] - английский торговый галеон, на котором англичане (протестанты-пилигримы, бежавшие от религиозного преследования) в 1620 году пересекли Атлантику и основали одно из первых британских поселений в Северной Америке, Плимут [Plymouth] (сегодня - Плимут, округ Плимут, штат Массачусетс; не путать с английским Плимутом). ↑

[8] Кальвинизм [calvinism] - одно из течений протестантизма, названное по имени его идеолога, француза Жана Кальвина [Jean Calvin]. Характеризуется склонностью к рационализму и выраженным негативным отношением к мистике. Центральной доктриной кальвинизма является суверенитет Бога; иными словами, высшая власть Бога над всем. ↑

[9] "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" - цит. по Маркс, К. К критике политической экономии // Соч., 2-е изд.. - М.: Политиздат, 1959. - Т. 13. - С. 7. - 771 с. ↑

[10] Уильям Лобделл [William Lobdell] - будучи молодым журналистом «Лос-Анжелес Таймс» [Los Angeles Times] и неофитом евангелистской церкви, Уильям решил, что религиозная жизнь получает недостаточное освещение в светской прессе. Получив поддержку руководства, в течение восьми лет в своей колонке он делал репортажи на религиозные темы. Итог оказался неожиданным: журналист полностью разочаровался в религии и выпустил получившую мощный общественный резонанс книгу «Losing my religion: How I lost my faith reporting on religion in America and found unexpected peace». ↑

[11] BCP - здесь и далее: Book of Common Prayer [Книга общей молитвы]. ↑

[12] В синодальном переводе этот стих звучит так: "но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос", что немного меняет смысл высказывания по сравнению с текстом Библии короля Якова. Для более точного соответствия замыслу тех людей, которые использовали этот стих, я позволил себе сделать перевод с церковнославянского, на котором этот стих звучит так: "истинствующе же въ любви, да возрастимъ въ него всяческая, иже есть глава Христосъ", что английскому тексту вполне адекватно. ↑

[13] Резолюция A054 касается сугубо процедурных моментов (Resources for The Witnessing and Blessing of a Lifelong Covenant in a Same-Sex Relationship; интересующиеся могут найти здесь pdf-файл); также эта резолюция констатирует право священника отказаться от проведения церемонии в соответствии со своими внутренними убеждениями. Поскольку упомянутый документ регламентирует процедуру благословения гомосексуального брака, но не бракосочетания, и вопросы сущности брака в ней не затрагиваются, для этой статьи она интереса не представляет. Резолюция A036 подробно рассмотрена ниже. ↑

[14] По официальным данным Церкви; сводный документ здесь.

[15] Оценочные данные по населению США для 2013 года можно получить с официального сайта Бюро переписи населения США, скачав документ NST-EST2014-01. ↑

overton window, timestamps, США, #1

Previous post Next post
Up