Этнос - народ - нация - гражданское общество - глобальное общество - постобщество. I

May 05, 2015 00:20

В течение трёх летних месяцев 2011 г. автором были составлены четыре статьи для энциклопедии общественного движения «Суть времени». По независящим от составителя причинам, осенью того же года энциклопедический проект прекратил своё существование. Прошло почти четыре года, но читая в LiveJournal статьи «сутевцев» и им сочувствующих, составителю представляется, что предлагаемые четыре статьи не потеряли свою актуальность в контексте ведущейся против России войны «soft power», так как «выросшие под портретом Маркса» (С. Кара-Мурза) гайдаро-чюбайсы и «народонаселение»  - особенно научно-техническая интеллигенция позднего СССР, - двинулись вслед за своим цивилизационным референтом, не заметив, что Запад уже преодолел марксизм, а потому и нанёс России-СССР - своему цивилизационному врагу, - «хук» не «по Марксу» и... СССР не стало - «уноси готовенького».

«Цивилизация: слово - термин - теория» - это первая статья предлагаемого цикла. За ней следуют:

«Этнос - народ - нация - гражданское общество - глобальное общество - постобщество»
«Культура: регулятор общественных отношений и источник социальных энергий»
«СверхМодерн: "иначе-возможное" против универсума вечного "теперь"»

* * *

Оглавление

1. Введение в социологию: от общего к частному
    1.1. Социальные страты и группы
    1.2. Метафора театра
    1.3. Человек как производная от общества
2. Этнос
    2.1. Определение этноса (С.М. Широкогоров)
    2.2. Этнос как открытая общность
    2.3. Определение этничности (М. Вебер)
    2.4. Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва
            2.4.1. Двусмысленность определений этноса у Гумилёва
            2.4.2. Пассионарность и её вариации
            2.4.3. Фазы этногенеза
            2.4.4. Масштабирование этноса
            2.4.5. Неизвестная история Евразии
            2.4.6. Терминология Гумилёва и таксономия этносоциологии: коррекции и соответствия
    2.5. Теория этноса Ю.В. Бромлея
    2.6. Зарубежная этносоциология
    2.7. Этнос и раса
    2.8. Этнос и нация
    2.9. Этнос и общество
    2.10. Этнос как койнема
    2.11. Голоморфизм этноса
    2.12. Этнос как феномен
    2.13. Этнос и «жизненный мир»
    2.14. Этнос и пространство
3. Народ: первая производная от этноса
    3.1. Творения народа: государство, религия, цивилизация
    3.2. Обратимость соотношений этноса и народа
4. Нация: вторая производная от этноса
    4.1. Нация и реверсивность
    4.2. Национальность
5. Гражданское общество
    5.1. Реверсивность гражданского общества
6. Глобальное общество: апофеоз гражданского общества
7. Постобщество и социология постмодернизма
Источники
Ссылки

1. Введение в социологию: от общего к частному

Сделаем краткий экскурс в основы социологии, так как для понимания темы понадобятся базовые понятия этой дисциплины, рассматривающей общество как целое, предшествующее его частям. Иначе говоря, социология делает акцент на общем, т.е. на социуме, а не на частном, т.е. индивидууме, отдельной личности (личностью занимается психология). Занимаясь обществом в целом, социология определяет свою главную установку: из общего выводится частное.

1.1. Социальные страты и группы

Основная конструкция социологического знания - это две оси X и Y, на которых размещаются социальные страты (ось Y) и социальные группы (ось X).



В социологии есть множество теорий, концепций, методов изучения общества, но основной смысл, научная парадигма, эпистема социологии сводится к данной простейшей схеме [1].

Ось Y, на которой размещаются страты или классы (понятые в социологическом ключе), называется осью социальной стратификации. Страты с точки зрения социологии первичны по отношению к другим формам.

На оси X располагаются социальные группы. Социальные группы - это объединения людей по признакам профессиональной, гендерной, возрастной, географической, этнической, административной принадлежности, выстроенные не по иерархическому принципу. Страты же предполагают иерархию.

Взятые вместе, оси X и Y дают базовое представление о структуре общества и месте в нём любой рассматриваемой единицы - коллективной или индивидуальной. Каждое социальное явление, каждый институт и каждую личность можно «разложить» на составляющие по этим осям. Такое разложение и есть социологический анализ - главное профессиональное занятие социолога. Социология оперирует с понятием неравенства, количественный показатель которого откладывается по оси Y. На оси X отмечается качественный показатель - принадлежность к той или иной социальной группе или сразу к нескольким группам.

Страты описывают социальную иерархию, поэтому ось Y - вертикальная. Группы сами по себе ещё ничего не говорят о высшем или низшем положении, поэтому ось, на которой они располагаются (ось X) - горизонтальная. То, что человек принадлежит к группе пенсионеров, православных христиан или мусульман, никак не делает пенсионера или христианина выше или ниже друг друга. Поэтому группы располагаются горизонтально и подчас накладываются друг на друга. Человек может быть пенсионером или христианином, или и тем и другим одновременно.

С точки зрения страты, человек может быть либо начальником, богатым, образованным, известным, либо подчинённым, бедным, недоученным и никому не известным обывателем. При некоторой относительности подхода, общество в целом можно выстроить по шкале стратификации (по оси Y). Обычно социологи выделяют три основных класса - высший, средний и низший. Принадлежность к каждому из них оценивается по вполне чётким критериям - количество подчинённых (власть), доходы (богатство), годы образования и учёная степень (образование), индекс цитирования (престиж).

1.2. Метафора театра

Положение человека относительно осей X и Y определяет его статус, и с точки зрения социологии человек есть не что иное, как статус или совокупность статусов, статуарный набор. Внутри статуса содержится набор ролей. Совокупность статусов, носителем которых является один и тот же индивидуум, представляет собой совокупность ролевых наборов. Поэтому в основе социологического метода лежит метафора театра - «Весь мир театр, и люди в нём актеры» (В. Шекспир), - в соответствии с которой социология изучает роли и хорошо или плохо они «играются». Вопрос «кем играются» социологу безразличен - например, в любой девушке социолог видит её способность справляться с ролями возлюблённой, жены, невесты, матери, дочери, секретаря, будущего учёного, гимнастки, пловчихи, поварихи и т.д. Иными словами, в человеке социолог видит набор социальных статусов.



1.3. Человек как производная от общества

С социологической точки зрения, человек есть производная от двух осей. В зависимости от того, где мы ставим точку на схеме, определяется суть социологического человека. Статус в социологии превалирует над личными качествами. Человек является производной величиной, потому что, будучи статуарным набором, он не создаёт его сам. Он принимает его, он в него вписывается. Создаёт его всегда что-то другое.

Человек в социологии есть продукт, результат, деталь в огромной конструкции. Не он пишет драмы, не он является режиссёром. Он просто играет роли, которые пишет всегда кто-то ещё. Человек не строит театр. Театр заведомо построен: он называется «обществом». Социологи не ставят перед собой задачи выяснить, кто является создателем общества. Есть очевидный факт: когда мы смотрим на историю, когда мы имеем дело с людьми, мы всегда видим общество. Мы встречаем его везде - у архаических, примитивных и высокоразвитых народов. И общество всегда выстроено на коллективных, сверхиндивидуальных началах. Везде - и в сверхсложных, и в примитивных обществах - есть страты и есть группы.

Кто придумал общество? Социологи этим вопросом не задаются. Общество абсолютно, общество было всегда, и оно всегда было первично по отношению к человеку. Человек есть продукт общества, социологическая конвенция. Человека вне общества не существует как явления. Мы знаем человека только как социального человека, т.е. носителя социальных статусов.

2. Этнос

«Этнос» - греческое слово, ἔθνος. Оно означает «народ» наряду с другими греческими синонимами, такими как γένος («генос»), φυλή («фюлэ»), δήμος («демос») и λαός («лаос»). Все эти слова - «этнос», «генос», «фюлэ», «демос» и «лаос» - имеют смысловые нюансы.

«Этнос» - это одно из названий народа, постепенно ставшее научным термином. Греческое ἔθνος близко к слову ἔθος («этос»), от которого образовано понятие «этика». «Этос» означает «нрав», «поведение», «мораль». Этика - смысловой синоним морали. Архаический древнегреческий корень ἔθ, от которого образованы оба слова «этнос» и «этос», означал «населённую местность», «местность, в которой находится деревня или поселение», или «поселение сельского толка», но не город, т.к. город - это πόλις («полис»), производное от которого - «политика».

Таким образом, в понятии «этнос» объединяются пространственное представление о населённой (сельской) местности (ἔθ), понятия «нрава», «морали» и «обычая» (ἔθος) и значение «народа» (ἔθνος). Этнос - это органическое общество, находящееся на определённой территории и отличающееся общей моралью.

Общество бывает разным: сложным (комплексным) или простым (примитивным). Этнос - это простое общество, органически (естественно) связанное с территорией и скреплённое общей нравственностью, обычаями, знаковой системой.

2.1. Определение этноса (С.М. Широкогоров)

На русском языке в научный оборот термин «этнос» ввёл Сергей Михайлович Широкогоров (1887-1939) - выдающийся русский этнолог, основатель русской этнологии, повлиявший на русского историка, этнолога и евразийца Льва Николаевича Гумилёва (1912-1992).

Вот как С.М. Широкогоров определяет этнос:

«Этнос есть группа людей:
    - говорящих на одном языке;
    - признающих своё единое происхождение;
    - обладающих комплексом обычаев, укладов жизни, хранимых и освящённых традицией, отличаемых от обычаев других групп» [2].

Обычаи, освящённые традицией и отличаемые от других групп, ясно указывают на «этос». То есть, наличие специфических традиций, обычаев и нравов составляет одну из главных характеристик этноса. Таким образом, нравственное начало, мораль, является одной из существенных сторон этноса. Этнос основан на единстве нравов, синхронизме моральных оценок. В «Генеалогии морали» [3] Ф. Ницше (1844-1900) предлагает обратить внимание на то, насколько отличаются нравы разных народов. Для христианских этносов есть истины вроде «возлюби ближнего своего», «не убий». А для иранцев, например, этика (этос) выражается иначе - «хорошо стрелять из лука и говорить правду». Разные этносы имеют разные этосы.

В определении Широкогорова комплекс обычаев, уклад жизни и традиции, характеризующие данный этнос, обязательно отличаются от обычаев, укладов и традиций других этносов. В самом определении этноса и этоса заложена идея множественности этносов и множества этосов, нравов, моралей. Поэтому выражение «общечеловеческий этнос» лишено смысла, т.к. ему нечему себя противопоставить. Общечеловеческого этноса нет. Этнос всегда конкретен.

Можно говорить о глобальном социуме в качестве искусственной социологической и политической конструкции, но о глобальном этносе говорить нельзя. Социум можно теоретически представить себе как нечто глобальное и универсальное, а этнос всегда конкретен и партикулярен. В центре этноса, как и в центре нравственности, всегда лежит утверждение особой системы ценностей.

Единство языка также является качественной особенностью этноса. Люди, говорящие на одном языке, живущие в одной и той же системе знаков, смыслов и значений, очерчивают особую местность в сфере идей, нравов, психологии, социальных отношений, которые их объединяют, интегрируют по культурному признаку. Этнос создаёт, тем самым, духовный мир, все участники которого пребывают в общем пространстве смыслов.

Есть такое выражение - «русский мир». Оно описывает границы, в которых распространено общение на русском языке. Язык, как сказал Мартин Хайдеггер (1889-1976), есть «дом бытия» [4]. И этот дом всегда этничен. Язык, общность языка составляют единство общей местности в сфере духа. Не важно, принадлежит ли эта местность к одному или двум государствам, лежат ли между этносами политические или религиозные границы. Если люди говорят и думают на одном языке, то они находятся в пространстве того этноса, которому принадлежит язык.

С.М. Широкогоров говорит о признании этносом своего единого происхождения. Существует ли единое происхождение какой-то общности людей или нет? С точки зрения социологии и истории это трудноразрешимый вопрос, потому что сплошь и рядом народы, этнические культуры, традиции обращаются к теме своего мифического происхождения. Платон, например, считал себя потомком бога Посейдона.

В истоке этноса всегда лежит миф. Например, тибетцы считают, что их предками были красные обезьяны и поэтому тибетцами являются те, кто считает себя потомками красных обезьян [5]. У каждого народа - свои первопредки в культуре, и важно не то, был ли этот первопредок в действительности или нет: этого никто не знает. Важно иное: как, с какой степенью интенсивности этнос осознаёт и переживает своё общее происхождение (пусть чисто мифологическое). Многие, кто записываются этнически «русскими», являются представителями других (чаще всего коренных) народов Российской империи, и такая «русскость» наряду с русскоязычием и причастностью к русской культуре формирует этнос.

2.2. Этнос как открытая общность

Реальность генетической общности корней происхождения не имеет большого влияния на этническое самосознание. Поэтому Широкогоров говорит не об «имеющих единое происхождение», а о «признающих» его общностях людей. Другими словами, этнос, как явствует из определений Широкогорова, является в значительной степени вопросом выбора. Этнос можно поменять, потому что, признав иное происхождение, выразив верность иным первопредкам, заговорив на ином языке и приняв участие в иных ритуалах и обрядах, человек осуществляет акт этнической трансгрессии, переходит из одного этноса в другой. То есть, этнос - сфера открытая. Даже самый закрытый и самый иерархичный этнос имеет пути, обряды и нормативные сценарии для интеграции в него. Например, если представители одного этноса потеряли маленького ребенка в лесу, а представители другого его нашли, пожалели, взяли к себе, то он стал представителем этого этноса. Его этническая идентичность будет формироваться в новом этносе, частью которого он и будет являться.

2.3. Определение этничности (М. Вебер)

Второе определение этноса, или этничности, дал Макс Вебер (1864-1920), классик социологии. Он утверждал, что этничность есть принадлежность к этнической группе, объединённой культурной однородностью и верой в общее происхождение [6]. Это определение аналогично дефиниции Широкогорова, за исключением тематики языка. Характерно, что у Вебера, как и у Широкогорова, этнос определяется не просто общим происхождением, но верой в общее происхождение. Этнос есть концепт и волевое решение человеческого духа, а не биологическая предопределённость. (Впрочем, само понятие «биологии» требует тщательного социологического анализа: так ли уж достоверны объяснения общественных закономерностей через обращения к телесным, зоологическим или физиологическим особенностям организмов?)

Источники

Дугин А.Г. Этносоциология. М.: Академический Проект, 2011. С. 5-43, 175-182, 186-188.

Ссылки

[1] Кравченко С.А. Социология: парадигмы и темы. М., 1997.
[2] Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923.
[3] Ницше Ф. Генеалогия морали М.: Азбука, 2007.
[4] Хайдеггер М. Разъяснения к поэзии Гельдерлина. СПб.: Академический Проект, 2003.
[5] Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. История Тибета с древнейших времён до наших дней. М.: Вост. Лит., 2005.
[6] Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

(Продолжение следует.)

Этнос, Феномен, Нация, Феноменология, ГлобальноеОбщество, ПостОбщество, ЭтноСоциология, ГражданскоеОбщество, Народ

Previous post Next post
Up