«Жизнь» (Une vie, 1958) Александра Астрюка
![](https://i.imgur.com/8g5oRJA.jpg)
Фильм этот - как маленькая старая почтовая открытка, или эмалевый медальон, доставшийся тебе от пра-пра-прабабушки, изящный медальон, на котором изображена неизвестная молодая женщина, строгий вид в профиль. Женщина, поначалу удивляющая чистотой, простотой, сознанием своей молодости, красоты и счастья - и потом уже, если вглядеться в этот портрет, неуловимым рисунком скорби, но скорби тщательно скрываемой, затаенной, замаскированной и печальной. И потому навсегда западающей в самое сердце, в сокровенную его глубину, хранящую многие такие печали. Ибо имя им - легион.
Еще одна жемчужина в моей тоже печальной, но бесконечно прекрасной коллекции «женских портретов», большинство которых неприхотливы, и рассказывают похожие друг на друга истории как даже не две капли воды похожие, а как две слезы, взять хоть повесть «Кроткую», хоть кино «Кружевница» (La Dentellière, 1977), хоть самый дешевый дамский роман. «Жизнь» Мопассана - дамский роман и есть, его сюжет, все интриги и повороты винта можно предсказать заранее. В этом главное его очарование и самая жестокая правда. Прекрасный цветок, юное существо, дворянку, птицу небесную, лилию полевую, не знавшую толком ни жизни, ни быта, только выпорхнувшую из монастыря - губит обыкновенный и довольно скучный подонок, мужчина, «харизматичный тип похитителя женских сердец», что в переводе значит «склизкая самодовольная гадина» (даже такой антипатичный герой «Грозового перевала» как Хитклифф еще может вызывать у читателя маленькую такую симпатию, только не здешний Жюльен). Сразу приходит на ум, конечно, другой такой цветок, ребенок, загубленный похотливым мудаком, и другая книга - «Лолита», герою которого гений Набокова вложил в финале знаменитый монолог о том, что голоса и смеха Долорес нет в детском шуме и гаме. Только не надо забывать, что настоящий Гумберт никогда бы такого себе не подумал. Настоящие Гумберты (а также Хитклиффы и прочие «романтические донжуаны») - малорефлексирующие тупые ограниченные типы с нулевой эмпатией и презрением не только к женщинам, но и к мужчинам, которые себе такого не позволяют. Собственно, «Лолита» прекрасна тем, что доводит ситуацию до конечного предела, чтобы дошло уже и до задних рядов: взрослый мужчина губит маленькую девочку, ребенка. В «Жизни» Мопассана, в «Кроткой» Достоевского, и во множестве других произведений эта ситуация двоится, троится, повторяется, неизменным остается только самая суть, которая совершенно не в возрасте: мужчина губит девушку, почти ребенка.
![](https://i.imgur.com/WcGhbtO.jpg)
Жюльен - герой феноменально реалистичный, наверное, впервые в европейской литературе с таким ядовитым равнодушием к «романтической мужской харизме», и байронизму вообще, выписанный Мопассаном. Он из той нарождающейся плеяды, пришедшей тогда, во второй половине XIX века, на смену дворянам старой закалки - Жюльен это «брат» героев Алена Делона и Клаудии Кардинале из «Леопарда» Висконти. Витальные эгоистичные гадины и гордецы, для которых главное они сами, их комфорт, деньги и власть, а не какие-то там честь и достоинство.
Жанна - напротив же, «дочь» «Леопарда», дворянка до мозга костей, «только из монастыря». Посмотрите на лилии полевые и птиц небесных, вы ли не лучше их - это место в Евангелие чуть с ума не свело Кьеркегора, который написал лучшую свою книгу о той радости, которую человек должен, обязан получать от каждого дня, не заботясь о завтрашнем. Жанна - именно вот такая, и потому святая, и удивительно то, что образ ее тоже глубоко реалистичный, если знать, как готовили дворянок в женских пансионах или монастырях (можете почитать, например, про Смольный институт благородных девиц). По финалу и той трагедии, которая случается в жизни Жанны первая мысль, что приходит на ум: лучше бы осталась в монастыре - очень верная, как ни странно. Лилиям полевым место, увы, только там. В грубой настоящей реальности их просто затопчут, вырвут с корнями, сожгут, и еще посмеются.
![](https://i.imgur.com/rE2mO1A.jpg)
У фильма - как обычно и бывает у лучших кинолент - три создателя: режиссер Астрюк, великий оператор Клод Ренуар и актриса, сыгравшая главную роль, Мария Шелл. Как у «Летят журавли» полноправный автор - Татьяна Самойлова, а не только Михаил Калатозов с оператором Урусевским, или фильм «Крылья» создан не только Ларисой Шепитько, но и актрисой Майей Булгаковой. Я не зря вспомнил эти две ленты - они тоже про сломанных женщин, загубленные навсегда судьбы. Поразительно, что многие зрители почему-то уверены, что у Вероники-Белочки все будет в итоге хорошо, а какой-то кретин в википедии написал про финал «Крыльев», в которой несчастная постаревшая женщина, потерявшая любимого на войне, и умершая душой тогда же, садится в самолет и улыбается (сквозь слезы): «Петрухина вспоминает свою молодость, и, управляя самолётом, понимает всю лёгкость бытия». За словосочетание «легкость бытия» надо отрывать руки и ноги, и запускать человека воздушным шариком в космос, пущай он там полетает, в стратосфере почувствует, что это такое, легкость бытия. В «Летят журавли» лучшее это как раз финал: где на фоне бравурных советских кричалок, сопровождающих встречу на вокзале родных с вернувшимися фронтовиками, идет Вероника, и как бы Калатозов с оператором Урусевским вроде бы дают понять, что и у Вероники будет счастье, что не надо плакать, милая, у тебя еще и сын… Но ты видишь перед собой Белочку, которая уже убита войной, и вдвойне убита тем, что любимый все-таки не выжил, и втройне убита тем, что остальные радуются. А ей насрать на эту радость! Ей так плохо, невыносимо просто, тяжело, дыра в груди. И какой-то подонок, наверняка, напишет потом (или написал уже), что она, глядя на журавлей, тоже, ага, чувствует «легкость бытия» и типа «надо как-то жить». Вы в глаза ей посмотрите и если смелости хватит, скажите в лицо Самойловой это. Не скажите. Постесняетесь. Глазки в пол, и стыдливо отойдете. Ибо она вам самим глаза за это выцарапает, за «легкость бытия», ага, и «надо как-то жить». Я вообще считаю, «Крылья» - это сиквел фильма «Летят журавли». И Надя с приемной дочерью у Шепитько - это постаревшая Белочка с приемным сыном (который тоже не принесет ей счастья, как и Жанне в «Жизни» сын этого счастья не принес). Судьба у Вероники из «Летят журавли» - ровно такая же будет. Они ангелы с подрезанными крыльями.
![](https://i.imgur.com/xd4ra6m.jpg)
«Жизнь, что ни говорите, не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают» - это самая известная фраза из романа Мопассана. Ее в романе говорит служанка Розали, которую обрюхатил муж Жанны, и тоже сломал ей жизнь. Говорит, комментируя радость постаревшей Жанны от того, что к ней приедет жить новорожденная внучка (сынок просто спихнул свою дочку ей). Эту фразу имеют право говорить только те, кто ее выстрадал. Кьеркегор имеет право и силу говорить и убеждать про радость от каждого дня, несмотря ни на что: лилия полевая, пишет он, может взрасти и в навозной куче на один день, и потом ее затопчут - но лилия смиренна, и она радуется уже этому одному дню. Но боже мой, и у Кьеркегора, когда он писал это, сердце кровью, уверен, обливалось за эту несчастную лилию полевую. Она про себя может сказать «Жизнь, что ни говорите, не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают», как это могут сказать героини «Летят журавли», «Крыльев» и Жанна, утешая прежде всего себя. Но каким каменным сердцем надо обладать, чтобы заявлять такое со стороны про них? Про убитую войной Белочку, совсем не такую живую и радостную, как до войны? Про постаревшую несчастную ее близняшку из фильма Шепитько? Наконец, про Жанну? Вы еще про Лолиту такое скажите, если совесть позволит.
![](https://i.imgur.com/kF8xF3H.jpg)
Характерно, что Мария Шелл, сыгравшая Жанну, годом ранее снялась в «Белых ночах» Лукино Висконти (Le notti bianche, 1957) по повести Достоевского, и здешняя Жанна в молодости очень похожа на русскую Наташу. Открытое, детское лицо, наивное, еще не знавшее печалей и подлости людской (мужской по преимуществу). Мария Шелл, уверен, гениально сыграла бы и героиню повести «Кроткой», покончившей с собой из-за равнодушия и жестокости мужа. В «Кроткой» есть блестящий момент, когда уставшая и измученная девушка на очередные извинения мужа и просьбы о любви, смотрит на него с отвращением и ужасом, а в глазах: «Тебе еще и любви?!» Жанна в этой экранизации умирает медленно душой, и не раз, и не два в ее глазах можно прочитать тоже по отношению к мужу: «Тебе еще и любви?!» А потом она его опять и опять прощает.
И вот идет такая Жанна или Белочка по дороге, на сердце камень, хоть сейчас в омут, или в петлю, или под поезд, и думает про себя, Господи, за что? Что я кому сделала? Почему мне так плохо? Хоть бы кто понял и утешил, но вокруг равнодушные бессердечные люди, которым своя радость ближе, конечно, чем горе чужое (как в финале «Летят журавли»). Утешить может только человеческое милосердие, любовь и доброта - или красота мира. И показательно, что Белочку утешают по сути только журавли и небо над ней, высокое такое, огромное, в котором утонуть можно. И героиню «Крыльев» в финале утешает тоже это же небо, огромное, бескрайнее, безвременное, в котором тонет она с наслаждением (и не исключено, что за кадром падает с самолетом на землю и умирает). И Жанну утешает только природа, которой она часть, как дама с собачкой часть ялтинского пейзажа в повести Чехова (тоже история про загубленную душу, и кем? - мужиком), как и ее берет, и белый шпиц.
![](https://i.imgur.com/LxP5iid.jpg)
И вот тут надо сказать, Клод Ренуар с режиссером сделали невозможное. На такой страшной истории о том, как - словами Лёвушки нашего Толстого - «погублено было прекрасное существо» (на этом его рефлексия закончилась, к сожалению, и он не захотел вспоминать о том, сколько он сам в юности таких прекрасных существ погубил) - они создали восхитительно светлое, легкое кино, трогающее свежестью своей, грустью и красками. И какие тут краски, «в русском языке и названий-то таких нет»: нежно-голубые, пастельно-розовые, пурпурные, сочно-желтый вперемешку с таким синим цветом, которым не каждое море-то может похвастаться. Нормандские пейзажи, берега, камни, скалы. Серебристые ливни. Сохнущее на ветру бельё белоснежное. Как прустовский Бальбек с его чудесными девушками-велосипедистками, ставшими навсегда частью нормандского пейзажа с переливающимся всеми цветами морем, галькой, и розово-голубыми небесами - здешние скалы Этрета тоже навсегда включили в свое великое пейзажное полотно Жанну и Розали. Жанну и Розали, которые в самое начало фильма вбегают на склоны холма юными и радостными нимфами или наядами, только бы жить и жить, и радоваться как птицы небесные, как журавли, и лилии полевые (и как Мария Шелл дышит полной грудью полфильма, по минутам - с хронометром! - наблюдать можно, как девочка превращается в девушку, а затем в женщину, никнущую всем телом к любимому). Одними цветами, палитрой всевозможных цветов и оттенков передаются здесь чувства первой любви, печали, тоски и ненависти. И только краски утешают тебя, как они утешают Жанну и Розали, эти несчастные лилии, выросшие в навозной куче и надломленные какой-то телегой, роком, сапогом мужика. Они сами и есть эти краски, они часть природы, они эта самая жизнь.
![](https://i.imgur.com/oadNXGS.jpg)
И запомнятся они, уверяю вас, юными и взбегающими на холм нимфами, а не старыми и сварливыми бабами. Как Долорес Гейз вечно помнят ребенком, когда она была на свое горе только увидена Гумбертом. И дама с собачкой всем помнится, когда она была только встречена Гуровым («невысокого роста блондинка, в берете: за нею бежал белый шпиц»). И Альбертина - молодой велосипедисткой на набережной в компании подруг, когда и она тоже была на свое горе замечена Марселем. Это память нас так утешает. И краски природы и мастерства художника. В глубине души мы знаем, что с ними стало и станет. Но помним их еще молодыми и незагубленными, как Белочку помнят не финальную вовсе, а довоенную, с присказкой «Журавлики-кораблики летят под небесами, И серые, и белые, и с длинными носами!»
И Жанна и Розали благодаря Мопассану и Александру Астрюку с Клодом Ренуаром - запомнятся незагубленными, таинственными незнакомками, увиденные авторами и нами на нормандском берегу. Маленькими хрупкими фигурками на старой почтовой открытке. Вот он, тот самый эмалевый медальон, на котором изображена неизвестная молодая женщина, строгий вид в профиль. Какая у нее судьба? Что с ней стало? Мы никогда не узнаем. Не захотим узнать.