All you need is love

Oct 23, 2006 16:46





«Любовь в 20 лет» (1962) Франсуа Трюффо, Анджея Вайды, Шинтаро Ишихаро и др.

Общая тема, как это ни странно, действительно: любовь в молодости. Плюс политика. Плюс сигареты и джаз. Вот и полный портрет того времени. Судя по названию, вполне мог быть комедийный замес про крутую молодежь шестидесятых. Но вышло то, что вышло. Среди авторов были замечены Трюффо (тот самый), Росселини (увы, не тот самый), Вайда, японец и немец. Такие сборники рассказов - коктейли из неравных ингредиентов. И художественную ценность, чаще всего, имеют одна - две новеллы. Остальные для кучи. Ценно также предоставление возможности для попытки проведения хирургического анатомирования авторского кино. Что замечено?

(Фото: "Париж, 1968-1969", само собой (с) Henri Cartier Bresson, но не из фильма)

Замечено, что Трюффо в новелле «Париж» баловался в свои любимые киношные игрища. Герой у него…Антуан Дуанель/Лео (кто бы сомневался), повзрослевший, но не помудревший. Знакомится с девушкой на интеллектуальном вечере музыки и потом весь фильм грузит ее своим эстетством. Девушки такое не нравится, зато очень подходит для проведения вечеров вместе с ее родителями. В качестве мебели к телевизору. В новелле есть даже кадры из «400 ударов», это для тех, кто совсем дурак и не догадался. Свежо и классно снято. Веселая комедия смотрится на одном дыхании. Но с этими «новолновцами» никогда не поймешь, то ли они «ржутнимогут», то ли на полном серьезе.

Замечено, что Вайда в своей новелле «Варшава» не баловался и был отчаянно серьезен, по-прежнему поднимая проблемы польского поколения и варшавского восстания -1944. Как и у Трюффо, герой-актер у него тот же, что и в раннем фильме (в данном случае «Пепел и алмаз»), Збигнев Цыбульский. Также принимал участие в восстании, и также теперь оказался ненужным и лишним. Только если в «ПиА» он умирал на свалке, здесь, с учетом темы фильма, его просто кидает девушка. Он спасает ребенка в зоопарке, девушка ради него бросает своего парня и, вроде бы даже, влюбляется. Но студенты есть студенты: Колтрейн, сигареты, танцы. А он тут об эсэсовцах, зануда. Обеим новеллам можно поставить четверки.

Новелла Росселини (брат, сват, двоюродный дедушка Роберто Росселини? Голос имдб: «Сын») провальная. Похожа одновременно на Антониони, Феллини и Висконти. Такое ощущение, что это стеб на итальянское кино 50-60-х? Нет? Во всяком случае, о содержании не имею ни малейшего представления, еле досмотрел новеллу «Рим». Посему - ноль баллов. Смутные ощущения оставил после себя рассказ «Мюнхен» режиссера Марселя Офюльса. Фотограф, рыщущий по белу свету, нечаянно обрюхатил одну прелестную мещаночку (все ее интересы, судя по фильму, сосиски и секс с незнакоцами). По-началу смешно, особенно колоритна монахиня в роддоме, отпускающая издевательские шуточки. Потом интересны технические новшества (у Трюффо, кстати, тоже были неплохие). Потом ничего не понятно. Понятно только, что хэппи-энда нет…Или я ошибся? Вполне на троечку.

Лучшая новелла и, по-моему, шедевр - это японская, режиссера Шинтаро Ишихаро. Подкупает простотой героев (пролетариат, между прочим, в отличии от разных там интеллектуалов парижских). Пронзительностью истории. Изысканным изображением душевных метаний главного героя-рабочего под тяжеловатую музычку (Колтрейн?). Он постоянно видит при возвращении с работы красивенькую студенточку, но режиссер еще в начале сообщил нам, что рабочий и студентка в середине 20 века могли только мечтать о совместной жизни. Посему герой не волнуется. И очень страдает. Здесь начинаются технические экзерсисы, которые на голову выше всех трюффовских и офюльсовских. Девочка мальчику видится всюду, он начинает ею бредить. Только к середине новеллы я понял, кто у режиссера в гуру - Юкио Мисима. Аллюзии на текст романа «Золотой храм» слишком уж явны. Пацан убивает студентку темной ночью, потому что любит эту красоту. И почти как герой Мисимы (который, напоминаю, сжег прекрасный храм, потому что тот замучил его своим совершенством) также мог бы сказать про себя «Ничего, поживем еще». Финал лучший во всем сборнике. Рассказ в самом деле проникновенен и говорит о бестолковой (по мысли авторов фильма, опять-таки) любви поколения-«1960» больше, чем ерничанья Трюффо или декадентство Вайды. Жаль, судя по имдб, дальше режиссер ничего не снимал.

Итог: твердая четверка всему сборнику рассказов. Купивший вряд ли найдет что-то новое, но и удовольствие явно получит: красивые девушки, джаз, курево, танцульки, гламур, инфантильность и пролетариат. А в качестве бонуса - фотографии знаменитого фотохудожника Картье-Брессона. Они действительно потрясающие.
ЗЫ Да, кстати, понятное дело, что критики выделяют работы Вайды (мною очень любимого) и Трюффо (тоже не мало). И называют их шедеврами. Но это чересчур. У каждого из них перед этим было по паре шедевров, чтобы на такой высокой волне вдруг в ту же корзинку забросить и эти новеллы. Они замечательны, даже отличны, и снимай их кто-то другой, безусловно шедевры, и спорить не стоило бы. Но их сняли Трюффо и Вайда. А у них ничего нового я не увидел. Зато вот у японца…М.Трофименков оскорбил его «первым опытом японских ужастиков про любовь к мертвой девушке». Он просто не в курсе.

ЗЗЫ С написанным в мае своим мнением я почти соглашусь. Но оценку сборнику повысил. Очень хочу его пересмотреть. А такое со сборниками редко бывает.

nouvelle vague, glamour, italia, andrzej wajda, francois truffaut, décadence, france, cinématographe, jazz, deutschland

Previous post Next post
Up