Viale dell'Università
Как известно, Римов всего три, а четвёртому не быть. Флоренций же может быть много, почти в каждой стране есть город, который называют местной Флоренцией. В Италии же помимо нормальной Флоренции есть ещё и «Флоренция юга», о которой пойдёт речь в этом рассказе.
I. От Рудийских ворот до университета
Piazzetta dei Saraceni
Лечче - второй важнейший (после Бари) город региона Пулия, столица провинции Саленто (если смотреть на карту, это будет каблук итальянского сапога). Я остановился здесь во время своей поездки по Пулии в качестве базового города, и отсюда уже посещал другие деревни,
о которых рассказывал ранее.
Лечче основал задолго до нашей эры мессапский царь Маллений. Его дочка стала женой Идоменея из Ликта, критского царя, героя троянской войны (со стороны ахейцев). В честь него, согласно легенде, Лечче и назван. У Вергилия (в честь которого я взял свой ник) в Энеиде упоминается совет Энею (герою троянской войны с противоположной стороны) держаться подальше от Саленто, в котором правит Идоменей.
Как бы там ни было, вместе с остальной «большой Грецией» Лечче был завоёван римской империей. При византийцах Лечче был менее важен чем ближайший портовый город Отранто. Но при норманнах и анжуйцах - снова стал главным городом Саленто. После того, как с Отранто
что-то случилось, в Саленто готовились к возможному турецкому нашествию. Поэтому Карл V (его
мантию я уже показывал) укрепил город, построив вокруг него стену. В 1539 году Лечче стало столицей Пулии, здесь было построено множество красивых храмов в стиле леччского барокко.
В центр города ведут трое ворот: ворота св. Власия, ворота Неаполя, и вот эти, самые древние, ворота Рудия (вели в уже несуществующий город Рудий). В навершиях колонн - бюсты мифических основателей: Малления, Идоменея, Дафна и Эвипп. На самом верху - покровитель города св. Оронций, окруженный двумя сопокровителями - св. Ириной и св. Домиником.
Porta Rudiae
В Лечче очень красивые не только дворцы и церкви, но и простые домики. Типичный местный отделочный материал - золотистый песчаник, называемый также леччским камнем.
Via Antonio Galateo
Вот и первая церковь на нашем пути. Это базилика св. Иоанна Крестителя. Она была построена в конце 17 века Джузеппе Цимбало для ордена домениканцев. В центре фасада - статуя св. Доминика.
Basilica di San Giovanni Battista al Rosario
Главный зал церкви - восьмиугольный. Возле каждой стены - капелла.
интерьер
Вот так выглядит типичная капелла в местных храмах. Как видите, самое красивое в местных алтарях - не картина, а обрамление, сделанное из леччского камня. И эти сногсшибательные завитушки встречаются в каждом храме! А конкретно здесь надо обратить внимание на кафедру, тоже из леччского камня.
Cappella di San Domenico
В этом храме мне больше всего понравилась капелла с распятием.
Crocifisso
По соседству стоит храм св. Анны. Он тоже построен в конце 17 века Джузеппе Цимбало.
Chiesa di Sant'Anna
Внутри это небольшая церковь, с четырмя алтарями.
интерьер
Рядом с каждой церковью в Лечче стоит стенд с информацией. Иногда на них встречаются интересные надписи.
инфостенд
Чуть южнее находится кармелитская церковь. Она была построена чуть позже, в начале 18 века, архитектором Джузеппе Чино.
Chiesa del Carmine
К ней примыкает клуатр Салентийского университета.
Università del Salento
Какие же тут красивые домики!
Via Corrado Capece
II. Соборная площадь
Соборная площадь - это закрытый с трёх сторон двор, в котором расположен собор, колокольня (оба авторства Джузеппе Цимбало), семинария (спроектирована Дзужеппе Чино) и епископский дворец (Эмануэле Маньери).
Campanile
Подъём на колокольню дороговат (12 евро, либо плюс 10 евро, если с комбинированным билетом), но зато доступен только на лифте. То есть меня, за мой же счёт, лишили удовольствия подняться на башню пешком.
панорама города
Первый собор Лечче датируется 12 веком, но, как уже видно по фасаду, в 17 веке Джузеппе Цимбало перестроил его.
Duomo di Lecce
Внутри собор трехнефный. Справа - две деревянных кафедры, 17 и 18 века. Большинство украшений собора выполнены при епископе Луиджи Паппакода в конце 17 века.
интерьер собора
Собор посвящен вознесению Богородицы, оно же и изображено за главным алтарём.
Altare maggiore
На деревянном потолке - росписи. Над центром храма - Тайная вечеря.
Ultima Cena
Под самым потолком - серия витражей. На одном из них - ужин в Эммаусе.
Ужин в Эммаусе
На других - апостолы.
апостол Андрей
Справа от главного алтаря - капелла св. Оронция, покровителя города. Скульптуры его спутников - св. Иуста и св. Фортуната - стоят вокруг.
Altare di S.Oronzo
По левую сторону от главного алтаря - капелла непорочного зачатия Богородицы. Этот, как и предыдущий, алтарь был выполнен уже упомянутым архитектором Джузеппе Цимбало.
Altare Immacolata
Рядом - алтарь св. Филиппа Нери, в честь основателя мирянского ордена, построен на средства двух мирян (Филиппа и Карла Тафури).
Altare San Filippo Neri
Помимо главного, в храме ещё 12 алтарей. Покажу самый красивый: алтарь св. Антония. Кстати, тоже выполнен Джузеппе Цимбало.
Altare S.Antonio
Над одной из капелл - скульптура Рождества от Габриэля Риккарди (середина 16 века).
Presepe
Возле задней стены храма, рядом с купелью, стоят статуи пророков: Моисея и Иезекиля.
Battistero
Своды над боковыми нефами тоже красивые.
потолок
Ещё позади храма находится большой орган, поставленный в 1913 году.
Organo maggiore
Крипта собора сохранилась с 12 века. Здесь запрещено фотографировать, но кроме пары вотивных картин ничего интересного нет.
Cripta
Разве что захоронения под криптой, с черепом в дальнем углу.
Putridarium
Напротив башни и собора находится семинария. В центре клуатра - колодец от Джузеппе Чино.
Palazzo del Seminario
Самое красивое в семинарии - капелла св. Григория Чудотворца.
Cappella S.Gregorio Taumaturgo
Сейчас в здании семинарии располагается епархиальный музей.
Museo diocesano
Из картин мне понравилась передача ключей ап. Петру. На заднем плане видно что-то, очень похожее на Вавилонскую башню Брейгеля. Неужели это намёк на лютеровский взгляд на католическую церковь?
Nicolas Poussin: Pasce oves meas, XVII sec., фрагмент
Из скульптур - это папье-маше Юдифи с головой Олоферна.
Raffaele Caretta: Giuditta con la testa di Oloferne, 1898
Ещё в музее выставлены несколько книг. Я, как любитель музыки, не мог пройти мимо антифонария.
Paulum Balleonji: Antiphonarium Romanum, 1690
Как и в любом епархиальном музее, здесь собрана коллекция предметов церковного обихода. Вот кадило.
Pompeo Renzo (?): Incensiere, XVII
III. От центра к югу
Ещё на центральной улице города находится храм св. Ирины, которая была покровительницей Лечче до св. Оронция.
Chiesa di Sant'Irene dei Teatini
Козочка в центре фасада - это на самом деле волк под дубом, герб Лечче.
фрагмент фасада
Внутри это однонефный храм, со множеством алтарей в стиле леччского барокко.
интерьер
Самый красивый алтарь - св. Ирины. В его центре - реликварий в испанском стиле.
Altare di Santa Irene
На площади св. Оронция, центральной площади города, находится ещё одна небольшая церковь конца 16 века.
Chiesa di Santa Maria della Grazia
На той же площади - развалины римского амфитеатра.
Anfiteatro Romano
Это не единственные римские развалины в городе. Через пару улочек - развалины римского театра.
Teatro Romano
По пути любуемся улочками.
Via Guglielmo Paladini
Иногда можно заглянуть во внутренний дворик какого-нибудь дворца.
Palazzo Luce
Между двумя римскими театрами стоит церковь св. Клары. Церковь начала 15 века, но в конце 17 века была полностью перестроена Джузеппе Чино.
Chiesa di Santa Chiara
Внутри церковь восьмигранная, с типичными леччскими алтарями.
интерьер
Мне больше всего понравился вот этот алтарь.
Altare di Immacolata
Позади - небольшой барочный орган.
орган
Возле той же площади - церковь св. Антония. У неё два входа. Один выходит на узкую улочку.
Chiesa di Sant'Antonio della Piazza
А другой - на перпендикулярную узкую улочку. Напротив располагается ресторан Брос', о котором я особо расскажу в следующем посте.
фрагмент фасада
Когда я там был, главный алтарь реставрировался.
интерьер
IV. К северу от центра, замок
Как я уже упоминал, Карл 5 построил городские укрепления на случай войны с турками. Для постройки замка был нанят лучший инженер королевства, Джан Якопо делл'Акайя.
Castello di Carlo V
Замок находится к северо-востоку от центральной площади. В этом квартале тоже есть красивые домики, или, например, деревья.
Via Salvatore Trinchese
Чтобы построить замок, Карлу V пришлось снести монастырь целестинцев. Взамен им построили новый, красивее прежнего.
Palazzo dei Celestini
К нему примыкает церковь св. Креста. Она была построена чуть раньше остальных церквей. Строительство началось в 1549 году, над украшением базилики работал Франческо Антонио Цимбало, а потом и его внук, уже упомянутый Джузеппе Цимбало.
Basilica di Santa Croce
Второй ярус фасада здесь поддерживают животные.
фрагмент фасада
Изначально это была пятинефная базилика, но крайние нефы потом преобразовали в капеллы. Получилась трехнефная базилика.
интерьер
Каждая капелла - богато украшена, в традиционном леччском стиле.
капеллы
Мне больше всего понравилась эта - капелла папы Целестина V.
У католиков есть предание, что в будущем придёт ангелический (то есть очень хороший) папа и наведёт в церкви порядок. По общему мнению, самым близким к ангелическому был как раз папа Целестин, бывший до посвящения в папы бенедиктинским отшельником. Однако быть папой ему не понравилось, он ушел в отставку (на картине ниже он как раз отдаёт папскую тиару Богородице), и хотел снова стать отшельником. Вместо этого его заточили в замке, где он и умер. Больше к ним ангелический папа не приходит.
Capella di San Pier Celestino
На деревянном потолке здесь изображена новозаветная Троица.
потолок
В этом же районе города находится церковь византийского обряда, посвященная св. Николаю. Связано это с тем, что после завоевания Константинополя и соседних земель турками, множество албанцев, и других православных христиан нашли убежище в Саленто. Современное здание церкви было построено в 1765 году.
Chiesa di San Niccolo' dei Greci
Леччская архитектура, и особенно скульптура, произвели на меня самое благоприятное впечатление. Леччская еда - тоже, но о ней - в следующем выпуске.
Chiesa Greca B&B