Бегство из литературы (Обнажение приема)

Oct 14, 2011 07:38

.
Уход Толстого из Ясной Поляны это главным образом романический сюжет, никакой религии и философии, и тем более семейной или социальной подоплеки в этом уходе по-настоящему не было. Невозможно представить себе тихое спокойное угасание Толстого дома, в окружении близких, без завершения литературного сюжета жизни, трагического бытийного конца. Невозможно его возвращение из Астапово живым, без пули в животе, к торжествующей, а не к вечно виноватой теперь Софье Андреевне. Это означало бы фальшивую ноту не только в биографии, но и во всем творчестве Толстого. Смерть Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Чехова, вслед за литературным событием их жизни, также оформлена и литературно (у Достоевского настоящий литературный сюжет смерти состоялся задолго до самой смерти, на Семеновском плацу). Все эти повествовательные приемы их жизни имеют отчетливый драматический литературный сюжет и контекст. У Толстого такого окончательного оформления жизненной истории в литературный сюжет могло бы и не быть, и он, чуствуя это, сделал последний трагический бросок к литературной развязке смерти. У гения, создавшего небывалые по напряжению драматические сюжеты в литературе ("Анна Каренина", "Война и мир", "Воскресенье", "Холстомер", "Смерть Ивана Ильича", "Отец Сергий","Крейцерова соната", "Хаджи Мурат", "В чем моя вера?", "Что такое искусство?", "О Шекспире и о драме", "Исповедь" и др.) жизнь протекла в общем спокойно, равнинно, что дало повод В. Розанову высказаться в том смысле, что жизнь Толстого представляет собой в целом тривиальный обывательский сюжет. Я сейчас не буду специально оговаривать это несерьезное замечание нашего рыжего, но лишь замечу, что осмысление и выражение (изображение) трагических напряжений жизни как раз и требует равнинного и внешне спокойного течения существования; однако в тишине наружного существования большого художника всегда присутствует драма его сознания, в которой содрогаются миры, и эта драма несопоставима с любыми внешними потрясениями и перемещениями тела. Зато сочинения внешне кипучих щелкоперов всегда отмечены благостной внутренней бесконфликтностью, сколько бы в них ни проливалось подкрашенной воды и сколько бы темных слов там ни произносилось. Но драматическое художественное сознание, выражающее себя в теле и ежемгновенно разрушающее его собой, у мастера неизбежно оформляется в конечном счете в сверхлитературный сюжет. Это вопрос сверххудожественной интуиции художника, требование онтологической композиции на полотне его жизни, исполнение божественного ритма и сверхзадачи. Немыслимо себе представить, чтобы Толстой, драматизировавший каждый свой прозаический сюжет, не сделал бы мощной финальной попытки разыграть его и в жизни - и он блестяще разыграл его. Это было последнее слово именно художника, бегство из видимой банальности жизненной истории, оправдание конца литературы сверхлитературой. Но это было одновременно бегство и из самой литературы - средствами литературы - в надрациональную реальность художественного. Обнажение приема природы и литературы одновременнно. Развить сюжет жизни максимально, до высокой трагедии, напрячь бытие до предела, как окончательно напрягают совесть - и уйти непобежденным смертью. А все мелкие детали этой последней художественной композиции, как то: пилочки, зубочистки, женщины, книги, боги, народы, государства, литературные и прочие завещания - простой литературный сор, устаревший театральный реквизит, которому нет места в последней интуиции художника.

Жизнь настоящего художника всегда актуализируется в искусстве, развивается в искусство и для искусства, и, как искусство, прорастает когтями в его судьбу.

Экзистенции, Человек мистический, Русская литература, Невыразимое, Эсхатология, Смерть, Отчаяние, Творчество, Поэзия, Свобода, Литература, Писатели, Ритм, Словесность, Искусство, Существование, Иррациональное, Разрывы, Бессознательное, Правда, Бессмертное, Трагическое, Трансценденции, Художник, Метафора, Психологии, Знаки и символы, Писательство, Ясная Поляна, Язык тела, Талант, Психоанализ, Мастерство писателя, Толстой, Человек, Понимание, Прекрасное, Субстанции и Акциденции, Реальность

Previous post Next post
Up