Вот мы и приехали в деревню Порог, где родился мой отец.
Поляны иван-чая вокруг дома...
...
Дом давно пустует и постепенно разрушается. Последняя его хозяйка- жена старшего папиного брата Михаила, который пропал без вести во время войны. Его сыновья пока жили в доме делали ремонт, но потом женились и уехали. Старший сын Саша- в Таллин, младший Валентин- в Сосновку, потом и бабушку Прасковью забрали к себе в Сосновку. Дом опустел больше пятидесяти лет тому назад. За домом следила Эмма Михайловна- жена моего двоюродного брата, но ей уже 86 лет и она молодец, кушает очень мало и ничего сладкого...
Я приезжала сюда с папой, когда мне было лет 12. Это где-то 1959 год. Помню полный дом народа, на стене два больших портрета- муж с женой, как было принято в деревне. Женщина запомнилась очень красивая с косой вокруг головы. И очень вкусные тончайшие блины, большой стопкой, пропитанные сливочным маслом, которые резали, как торт...
Но сейчас этих портретов нет и никто о них не помнит. Кто это был? Я даже стала сомневаться, в этом ли доме я была... Но нет, конечно, в этом доме, т.к. папа всегда рассказывал, что в родительском доме живет Прасковья- жена старшего брата.
Войдем...
Я помню, как здесь было красиво раньше... Кружевные подзоры, накидки на подушках, занавесочки на окнах, половички на полу, цветы на подоконниках, печка...
Подзоры сохранились...
Ребята поднялись наверх- там было много интересного- кадки, чугунки, прялки, кросно, корзины...
Я не решилась подняться- лестница показалась ненадежной.
Прошлись еще по деревне... Здесь нас сопровождал внук Эммы Михайловны.
Река Суда. Когда я приезжала сюда в детстве, в деревню с другого берега нас перевозили на лодке.
Сейчас есть мост в поселке Сосновка, через который мы переезжали в этот раз.
Фото взяла из интернета и почему-то река здесь кажется очень узкой.
А в этих домах похоже, что живут дачники- приезжают на лето.
На берегу реки разрушившиеся бывшие бани.
Еще взгляд на отцовский дом... И как-то очень грустно...
Идем дальше по деревне...
Действующая часовня, куда по праздникам приходят люди.
Видим еще один заброшенный дом.
В этом маленьком домике, бывшей бане, живут летом приезжие из Питера. Как рассказала Эмма Михайловна (жена папиного племянника Валентина), у которой мы жили в Сосновке, они предлагали купить наш дом, но ей жалко его продавать, надеется, что или ее внук, или племянник из Таллина- кто-нибудь из них приведут дом в порядок.
В эту деревню мы приезжали еще раз на следующий день...
Познакомились с женщиной, которую зовут Нина. Она местная, родилась в этой деревне и живет здесь со своим мужем круглый год. Это единственные два человека, которые живут здесь постоянно. А по состоянию на 2002 год население составляло 21 человек.
У нее хороший, еще родительский дом, большое хозяйство. Корова, поросята, куры. Молока так много, что она им поит поросят. Есть машина.
Она нам много рассказала и открыла часовню. Когда была жива ее мать, она следила за часовней, а теперь Нина ее хранитель.
Эту икону и рушник, который сама вышивала, отдала в часовню Эмма Михайловна.
Самодельные иконы, которые сделала мать Нины.
Еще фоточка. Обещали прислать Нине фотографии.
Распрощались и пошли вдоль реки...
Дом дачников.
И прощальное фото у дома предков.
Нам рассказали, что здесь недалеко есть хорошее место для купания в реке. И мы поехали искать это место.
Но здесь было очень мелко. Течение сильное, а река делала поворот и намыла много песка.
Можно было только сидеть, упершись ногами в дно, чтобы тебя не снесло течением...
Славку не уговорили искупаться.
Оводы не давали спокойно посидеть, позагорать. Потом приехали люди с детьми и показали нам, как надо здесь плавать- надо перейти к другому берегу, где хорошая глубина, и там плавать...
Вот тогда я наплавалась с огромным удовольствием. Вода была замечательная, песчаное дно. Но очень крутой спуск, что для меня было проблемой.
Вот так сбылась наша давняя мечта- навестить место откуда родом мой отец, дед моих сыновей и прадед внуков.
Места, которые сейчас, в начале ХХI века, составляют Барановское муниципальное образование, известны издревле. Они вплоть до конца 20-х годов ХХ в. входили в состав Белозерского края (княжества, уезда, провинции).
-Река Суда была естественной границей между двумя белозерскими волостями - Танищами и Дубровой (Дубровской). Танища располагались на левом берегу этой реки, где и находится дер. Порог.
В IX-X вв. река Суда являлась одним из участков важнейшего для того времени торгового пути «из варяг - в арабы».
-Танищские земли в первой половине XVI века принадлежали князьям Кривоборским (из рода Стародубских), а в 50-60-е годы того же века перешли в руки Троице-Сергиевой Лавры и Кирилло-Белозерского монастыря. Данные грамоты были оформлены в 1557/58 г. на Лавру и в 1560/61 г. на Кириллов монастырь.
-В начале XVIII века в связи со строительством Тырпицкого железоделательного завода, земли, принадлежавшие монастырям (волость Танища) были приписаны к этому заводу, а крестьяне из монастырских и крепостных стали государственными. Завод просуществовал недолго.
-Деревни волости в начале ХХ века (1911 год)относились к четырём приходам.
Один из них- Тырпецкий приход. Свято-Духовская Тырпецкая церковь (престолы: Святого Духа (гл.), Михаила Архангела). К нему относилась деревня Порог.
- В первой мировой войне участвовало немало жителей Барановской волости. Среди погибших на фронте
Ловчиков Вас.Гавр. (д. Преображенская, 1914 г.), однофамилец или родственник папы.
Информация взята отсюда:
https://al-an-dudkin.livejournal.com/227043.html Из моей переписки с Ал.Дудкиным, автором этого труда:
"Здравствуйте Александр. Очень интересный материал. Спасибо огромное.
Мой отец родился в деревне Порог. Этим летом мы съездили на его родину.
https://veraklo.livejournal.com/675910.htmlВ Вашем материале я нашла много интересного. И даже один раз промелькнула фамилия моего отца- Ловчиков.
Из рассказов папы я знаю много о его отце...
https://veraklo.livejournal.com/446131.html Но что было с ним после 1939 года и где похоронен ничего не известно.
Не подскажите, где это можно узнать?
Почему 1939 год...
Будучи этим летом в Сосновке у родственников, я увидела впервые фото моего отца, которое он отправил родителям. Там стоит эта дата, значит, что в это время они были живы и жили в деревне Порог.
"
Здравствуйте.
Правильно ли я понял: Вы хотите узнать о судьбе Ваших деда Ловчикова Степана Ивановича (1870 г.р.) и бабушки (сообщите, пожалуйста, её имя, отчество, девичью фамилию, деревню из которой она родом). Дед родился в деревне Порог и, по всей видимости, жил в ней всю свою жизнь.
Ловчиковых очень много жило в Барановском сельсовете. В моей базе эта фамилия встречается много раз. Если Вас интересуют все Ловчиковы, то я могу выслать эти списки, но сделать это я могу только электронной почтой.
Если Ваши дедушка и бабушка жили до смерти в Кадуйском районе, то за информацией об их смерти Вам нужно обратиться в Кадуйский ЗАГС. Там информация с 1918 года.
Александр, спасибо Вам. Я дозвонилась в ЗАГС Кадуя. И мне там сообщили о датах смерти моих деда и бабушки.
Ловчиков Степан Иванович 1870год- 21,06,1940 год
Ловчикова Евдокия Прохоровна 1879 (?) год- 10,08,1942 год
Регистрация смерти была в Барановском сельсовете.
Но где захоронены они не знают, видимо, надо искать могилы на самом кладбище. Очень сожалею, что мы туда не заехали.
Добрый день.
Я поздравляю Вас. Значит, телефон ещё работает. Это хорошо.
А вот где похоронены Ваши дед с бабушкой - это, в случае деревни Порог, очень, на мой взгляд, трудный случай.
По всей видимости, в сороковые годы жителей Порога хоронили на барановском кладбище. Но не надо забывать, что Порог относился к Тырпицко-Заводскому приходу. Могли и, по старому обычаю, и там - на приходском кладбище. К Тырпецкому приходу Порог относился, по-моему, с 1848 года.
Нужно поспрашивать у местных жителей: где похоронены их родственники, которые умерли в конце 30-х в 40-х годах. А потом - да - искать на кладбище.