Место это имеет самое прямое отношение к истории преподобного Александра Ошевенского и семьи его родителей.
В селе Вещозерске (на берегу Вещозера, в 80-ти верстах от Белозерска) в семье богатых земледельцев Никифора Ошевена и его супруги Фотинии 17 марта 1427 года родился пятый ребёнок, которого назвали Алексеем.
За несколько месяцев до этого события во время молитвы Фотинии в храме было ей явление Божьей Матери вместе с преподобным Кириллом Белозерским (который тогда был ещё жив). Во время этого проявления Богородица предсказала рождение у супругов младшего сына, который "прославит имя Господне и через которого многие получат спасение".
Родители помнили о пророчестве, но именно на младшего сына возлагали свои надежды, желая видеть в нём наследника и "питателя" их в старости. Поэтому с детства обучали его грамоте и готовили из него предприимчивого хозяина. Однако желание посвятить себя служению Богу разгоралось в отроке всё сильнее, уже тогда были ему пророчества - в ответ на его молитвы.
В 18 лет с дозволения родителей юноша вместе с несколькими односельчанами ушёл на богомолье в
Кирилло-Белозерский монастырь на престольный праздник. Обратно с вернувшимися земляками было передано родителям письмо от сына - он решил остаться в монастыре послушником. Вскоре игумен монастыря Трифон (четвёртый настоятель после прп.Кирилла), видя умного, боголюбивого и смиренного юношу, предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя в служении братии, как послушник. Образование его продолжалось - уже под руководством учёного дьяка, приставленного игуменом монастыря. Так прошло 6 лет.
Тем временем его родные вынуждены были переселиться ("от насилия земных властей"): сначала в город Каргополь (~1446г.), затем, ~ в 1447г., в село Волосово (вниз по р.Онеге, близ Каргополя), а после во владения новгородского боярина Иоанна* Григорьевича - на земли по реке Чурьюге.
(*По другим источникам: земли принадлежали новгородской боярыне Анастасии и её сыну Юрию.)
Место поселения большой семьи Ошевенов с такими же, как они, семьями-переселенцами, было названо по фамилии родителей Алексея - Ошевнева слобода (основана ~ в 1448-1449гг.).
Естественно, те здания, которые стоят здесь сейчас - это "пра-пра-правнуки" изначального поселения. Но то, что упомянутые люди были здесь и жили - исторический факт.
Через 6 лет послушания, узнав о таком дальнем переезде своих родных, Алексей принял окончательное решение остаться в монастыре, и был пострижен с наречением ему имени Александр.
Жизнь в монастыре шла своим чередом - в трудах и молитвах, Александра среди братии любили и ставили в пример, а служение его отличалось особым терпением, кротостью и послушанием.
Но вскоре даже редкие и искренние похвалы наставников и братии стали смущать и огорчать Александра до такой степени, что он задумался об оставлении монастыря.
Чтобы понять себя и принять окончательное решение, он обратился к игумену монастыря с просьбой разрешить ему отправиться в дорогу - навестить своих родных, а затем уйти на уединённое житие.
Александр прогостил у родителей около недели. Когда же он стал собираться обратно в монастырь, отец стал просить не покидать их, а поселиться поблизости, и обещал помощь в устройстве пустынножительства.
Интересно, что будучи в этом "пешем походе" - навещая родителей, Александр уже попытался разведать место, подходящее для новой пУстыни (обители). Но жители окрестных деревень с неудовольствием встретили монаха. Об этих встречах и "отметинах" сохранились среди местных вот такие
предания.
Именно отец Александра, уже хорошо зная окрестности, подсказал сыну побывать на левом берегу реки - в диком лесу, посмотреть там место и возможность устройства иноческого жилища, а может быть даже нового монастыря.
На другой же день Александр со старшим братом пошёл смотреть это место. Брат отошёл в сторону рубить дрова, а Александр поставил крест, стал молиться и сам не заметил, как задремал. И во сне услышал он голос: «Александр, угодник Мой, вот Я приготовил место тебе, куда ты пришёл сам без зова. Сотвори себе пребывание. Живи здесь и спаси душу твою. И будет тебе покой во веки веков, и через тебя многие спасутся».
Александр очнулся, около него никого не было. Душа его была наполнена великой радостью. И он дал обет, если игумен благословит, остаться до смерти на этом месте.
Тут подошел брат, и они вернулись домой.
Дома отец рассказал ему, что это место непростое: там видели таинственный свет, слышали пение незримого хора и звон колоколов...
С этими дарами (духовными) Александр отправился в обратную дорогу - от родителей в Кирилло-Белозерский монастырь.
По возвращении в обитель Александр был рукоположен в сан иеродиакона и продолжал свое смиренное служение (на клиросе, в хлебне и поварне).
Но когда игумен монастыря Кассиан (пятый настоятель после прп.Кирилла) услышал от него о бывших ему знамениях и о данном им обете, то не стал удерживать его, но послал с ним опытного старца - в помощь молодому иноку.
Владеющие этими землями (*новгородская боярыня Анастасия с сыном Юрием) обрадовались, что в их поместье будет устроена новая обитель, и готовы были отдать монастырю всю волость, но Александр принял грамоты только на необходимые земли и лес.
Отец Александра, Никифор Ошевен, взял на себя руководство и наблюдение за первыми постройками. Сам же Александр (Ошевенский) отправился в Новгород, где архиепископ Иона рукоположил его в сан иеромонаха и назначил настоятелем новой обители.
Было это в 60-е годы XV века, ~ в 1452-53* годах.
*(По другим источникам ~ 1455-1456гг.).
Продолжение следует.