Монастырь преподобного Александра. Вехи

Jul 18, 2017 18:05




Сегодня я покажу Вам некоторые фото современной территории монастыря и попробую "пунктирно" рассказать его историю, насколько это возможно.

Монашество и устройство монастыря почти в одиночку на голом месте в лесу - дело это непростое, суровое, порой неблагодарное, очень часто страшное и фактически - испытание на прочность тела, Духа и силу Веры.

Итак, заходим.
Изначально здесь был дикий лес. Всё, что Вы увидете сегодня чистым, вручную расчищалось самим Александром, работниками, которых нанял его отец для начального минимального обустройства, и затем братией - послушниками и монахами, которые в разные годы истории монастыря приходили сюда, жили на этой земле, некоторые порой не выдерживали и уходили, а кто-то оставался до самой смерти.




Надо сразу сказать, что жизнь в монастыре не сахар - имела свои "взлёты" и "падения", будничную - бытовую сторону и чудесную, скорби и даже беды. А были и ровные периоды - строительства, крепкого управления и руководства.  В общем, если представить историю, как график, то были и свои "синусоиды", и просто ровные, благополучные "отрезки" времени.

Идём к колокольне и в то же время попробуем мысленно войти в "слои" времени.

I-ым слоем истории монастыря и началом всему было руководство и "правление" самого основателя - Александра Ошевенского. И "отрезок" этот очень приличный - 27 лет (с 1452 по 1479г.).
Пришёл сюда Александр молодым человеком, на 26-ом году жизни, а закончил свои дни 52-х лет отроду - прожив жизнь, полную трудов и испытаний - по "кирпичику" создавая фундамент, а потом и всё "здание" монастырской жизни.

Начал он, имея в своём "арсенале": предназначение (от рождения), Веру, образование в том числе и церковное, опыт монашеской жизни в крупном монастыре, благословение Духовного мира, молодость и здоровье (физического тела), семью (живущую поблизости), права на земли/угодья/деревни, был и начальный капитал (вероятно), иконы св.Николая Чудотворца и Богородицы ("Одигитрия"), данные вместе с благословением игуменом Кирилло-Белозерского монастыря, в наставники и помощники - монах-старец.

"Правление" - от слова "прАвить" (как кормчий).



"Капитал" приличный, но всё это на "кусочке" земли и на физическом уровне начинать надо было почти с нуля.

Отец Александра, Никифор Ошевен(ь), начав работы по расчистке земли под обитель и первые постройки, с возвращением сына в новом качестве - игумена строящейся пУстыни, передал "бразды правления" в его молодые руки.
Но, слава Богу, семья настоятеля была территориально рядом, поэтому они старались помогать и снабжали, по возможности, всем необходимым.

Вскоре, не выдержав испытаний одиночеством, тишиной, куда ни повернись - жизни, полной лишений, в этот же год, к зиме, старец-монах покинул молодого иеромонаха и вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь.
Зимовал Александр один.



Упомяну об этом сейчас, потому что самое время. Игумен Кирилло-Белозерского монастыря не зря предостерегал молодого монаха Александра об опасностях пустынножительства. Это по сравнению с жизнью в крупного монастыре: с налаженными церковными службами, устоявшимся бытом, достаточным количеством братии, послушников, трудников и гостей-странников.
Малое количество братии, удалённость от жилья людей и близость дикой Природы - это всегда приближение к миру Духов и к Иному миру. В житие Александра Ошевенского неоднократно упоминается о том, как бесы наблюдали за жизнью монахов, строили козни и посылали испытания настоятелю. Александр не раз в своей жизни слышал обращения к себе бесов, их реплики - о чём он рассказывал своим родным и предостерегал монахов своего монастыря. //

Но постепенно жизнь наладилась. Начала собираться братия.



Были построены необходимые для жизни первые "стены" и "крыши".




Сейчас Вы должны понимать, что первые каменные постройки появились на территории Александро-Ошевенского монастыря лишь в XVIII веке. Поэтому все переходы и фото построек, которые сохранились до наших дней, я использую лишь для удобства показа Вам территории.
Во времена руководства монастырём игуменом Александром (Ошевеном) все постройки были деревянными.




Заходим внутрь колокольни (1774г.), поднимаемся на площадку церковного звона и осматриваемся.

Интересный факт (по преданию): в первые же годы расчистки территории и строительства Александр Ошевенский заклял здешних змей и предсказывал, что покуда стоит его монастырь, "пока звон слышно" над этим местом, змей в Каргополье не будет.
Так есть и поныне, и было во все времена, когда монастырь стоял и считался действующим.




Одним из признаков благоприятных к монастырскому строению была живописность округи: "бор бяше, лесом же и езеры исполнено велии и красно бяше отовсюду...".



Кроме красоты мест важны были и условия, которые должны обеспечивать ежедневную жизнь и пропитание монахов:
- прежде всего близость реки, которая обеспечивает постоянный рыбный промысел и удобную связь с новгородским торговым путём (река Чурьега - приток Кены, впадающей в Онегу, через которую "ход" идёт по Северной Двине к Белому морю),
- близость деревни Слободы (была самой древней в Ошевенской волости), а значит обжитость места и связь с внешним миром.



Монастырь стоит на левом берегу реки Чурьеги, деревня (на фото д.Погост) - на правом.

На территории обители самим Александром был вырыт колодец, который существует до сих пор (маленький "домик" в левом углу фото). Лес, рыбный промысел, труд самих монахов и монастырские деревни не давали умереть с голоду.




В жизни монастыря и собирающейся братии преподобный Александр Ошевенский сразу ввёл строгий общежительный устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития, в келии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы. Один раз в год устраивался крестный ход.

Монашеский корпус (постройка XIXв.). Вправо уходит дорога с р.Онеги на Кенозеро.



Обратите внимание на дороги - важный и благоприятный фактор для обеспечения жизни в монастыре. Здесь перекрещиваются сухопутные пути: одна дорога от К`аргополя (в центре фото идёт от горизонта), который находится в 45-ти верстах, к реке Кене. Другая - с Онеги на Кенозеро (уходит вправо), на Лекшмозеро и дальше к Онежскому озеру.




Поначалу монахов в монастыре было совсем мало. Известно, что первыми постройками были кельи, вырыт был колодец, возведена трапеза для братии, куплен (или получен в дар?) колокол, (а может и несколько), в 1460-1465 годах шло и благополучно завершилось строительство первого храма, освящённого в честь Николая Чудотворца.

Настоятель набирал житейский опыт и духовную силу - в Житие, составленном ещё при жизни преподобного, упомянуто множество чудес, которые происходили через него и на территории монастыря.

Однако после смерти родителей для самого Александра и в делах обители наступила "чёрная полоса".
Роптали монахи...
Два племянника его приняли постриг (в Ошевенском монастыре), чем серьёзно разгневали старшего брата настоятеля - Амвросия. Вскоре пустынная жизнь, ежедневный труд и церковное правило "охладили" рвение молодых монахов-родственников, и они покинули обитель.
Все эти конфликты, смута в "рядах" и скорби за духовных чад настолько расстроили здоровье игумена, что он слёг, не в состоянии не только поднять руку или голову, но даже произнести слово.




Единственное, что он мог - мысленно обратиться с молитвами о поддержке к своему духовному наставнику, преподобному Кириллу Белозерскому. Преподобный Кирилл явился ему во сне и обещал молиться об исцеление при условии, что Александр не отступит от данного обета и не оставит этого места.
Проснувшись, Александр почувствовал себя здоровым и пошёл в церковь на службу.

Много позже, уже предчувствуя неминуемый конец, Александр Ошевенский составил завещание* для братии, в котором предсказывал, что после его смерти обитель ждут долгие годы упадка, опустошения, разорения, монахи будут покидать эти места в поисках лучшей доли.
Но он сам встанет духовным попечителем над обителью.

* Считается, что если монастырь угоден Богу и находится под защитой Богородицы, то после первого настоятеля-основателя обитель не опустеет окончательно, каким бы испытаниям она не подвергалась, не "канет в реку забвения" и не прекратит своего существования.



Фото могилы преподобного Александра Ошевенского (взято здесь.)

На моих фото захоронение настоятеля видно при входе на территорию (в начале поста) - справа от дорожки, ведущей к руинированным остаткам Успенского собора и колокольне.

День смерти Александра Ошевенского 20 апреля 1479 года.
Похоронили его по правую сторону алтаря в возведенной им Никольской церкви.

День памяти ежегодно, 3 мая (по новому стилю).

Продолжение следует...

Неизвестная Провинция, БОЭ-2016

Previous post Next post
Up