Ошевенская волость. Дорога и немного о хлебе

Jul 01, 2017 10:20



Мост через реку Чурьега. Село с названием "Река" (п.Наволочный).

Историю появления здесь храма старожилы рассказывают так: "В древности водились в здешних местах разбойники, которые повадились грабить деревни. Однажды, устроив грабеж "Реки", разбойники расположились недалеко в лесу на ночёвку.В ту же ночь шёл по лесу местный крестьянин, увидел спящего разбойника с награбленным добром и решил убить его, и отрубил ему голову. Но не заметил он второго разбойника, спавшего рядом. Тот вскочил и погнался за ним. Крестьянин, убегая, молил Бога: «Спаси меня, Боже! Если выживу, построю в своей деревне церковь!» Он спасся. На берегу Чурьеги вскоре была построена деревянная церковь, назвали её в честь Георгия Победоносца."

Существующая ныне каменная церковь Георгия Победоносца сооружена за два года - с 1897 по 1899 на месте сгоревшего деревянного храма.



Храм делится на две половины: теплую (зимнюю) и холодную (летнюю). В теплой, западной, половине было два придела: южный - Благовещения Пресвятой Богородицы и северный - священномученика Власия. На фото - это левая часть храма с 2-мя маковками, обозначающими места над престолами.
В холодной, восточной, половине - придел Георгия Победоносца (на фото - справа от купола-доминанта, в алтарной части).

Через несколько лет после революции, в 1936 году, храм передали в собственность колхоза, устроили в нем склад зерна, хранили бензин и рубили мясо.
Уничтожили церковное кладбище.
Из икон иконостаса начали делать парты. Но столяр, сделав несколько парт, заболел и отказался от работы, болел он до конца жизни.
Часть икон увезли, все колокола сбросили.




В конце 90-х годов XX века началось восстановление храма. Первое богослужение состоялось на Праздник Рождества Христова в 2002 году. В настоящее время храм действующий.

Деревня Низ, на правом берегу реки Чурьеги.
Часовня Георгия Победоносца. (Точная дата постройки неизвестна, ~ первая треть XIXв.)




Крупная деревянная часовня с шатровым завершением и шатровой колокольней.
Приписана к церкви Ошевенского прихода (Каргопольский район, Архангельская область).



Для полного обзора: другой ракурс.


Автор фото М.Ильин.

Карта - "для ориентации во времени и пространстве".




Ошевенское сельское поселение представляет собой группу деревень, наиболее крупными и известными из которых являются Ширяиха, Халуй, Гарь, Низ, Погост.

Прежде каждая деревня имела центр - шатровую часовню, которая являлась своего рода ориентиром. Поэтому часовни ставились на наиболее видных местах, например на пересечениях дорог, выступах берега или на небольших площадях.

Центром деревни Большой Халуй была несохранившаяся часовня Иоанна Богослова. Она стояла у самого берегового откоса, между двумя съездами к мосту. Чуть дальше, в южном конце деревни (у самой воды), располагалась еще одна часовня - Александра Ошевенского.

Деревня Большой Халуй  - современное, общее название для двух деревень - Малый Халуй и Большой Халуй. Часовня Илии Пророка. (XVIIIв.)



На архивном фото: эта же часовня. Историческое название места - деревня Малый Халуй.



Архивное фото А.Н.Буйнова. 1940 г.
Вид на Ильинскую часовню (Илии Пророка) от центрального порядка домов.

Ильинская часовня (Илии Пророка) и сейчас стоит на пересечении улицы, идущей вдоль берега реки Халуй, и дороги на Кенозеро. Это хорошо видно на карте (смотрите выше по тексту).
Часовня действующая, с сохранившимся "небом" внутри.



Реставрационные работы проведены в 2006г.

Любое путешествие становится теплее, веселее и физически сильнее с хорошим обедом.
Сделали и мы обеденный перерыв.




Я покажу Вам фото нескольких блюд на обеденном столе в гостевом доме Ошевенского поселения (деревня Погост) - для нашей группы.







Запечённая в тесте рыба. Прямо с чешуёй! Исторический вариант запекания: тесто выполняет роль современной фольги, что для прошлого времени очень практично: рыба + выпеченный хлеб, пропитанный соками рыбы, который можно и нужно съесть.




Необыкновенная, редкая (!) пища - из молозива. Запекается из молока недавно отелившейся коровы.




Любимая, пшённая каша, запечённая в глиняном горшке (миске), в русской печи.




Вкусняшка к чаю - по-моему, на основе теста с замешанным в него творогом.






Та самая русская печь, в которой и было всё приготовлено добрыми руками хозяек. Хозяйки оказались ещё и весёлыми. ))))))




Выходим на улицу сытые и довольные...

Деревня Погост.
Прямо рядом с гостевым домом стоит храмовый ансамбль из хорошо сохранившейся церкви Богоявления Господня и отдельно стоящей колокольни.
Храм был возведён в 1787 году на месте сгоревшей, более древней церкви XVII века (~ 1648 года).




В конце XVIII века всюду уже строились храмы типа "восьмерик на четверике", а ошевенцы, верные старине, поставили "восьмерик от пошвы" (- от основания). Шатёр крыт тёсом, главка покрыта осиновым лемехом. В XIX веке церковь и алтарная часть были обшиты тёсом. Пристроена тёплая трапезная.




В 1930-е годы, как и большинство церквей, храм Богоявления Господня закрыли. Потом во время войны открыли и в нём молились до 1960 г. После вновь закрыли, и снова церковь стала действующей в 90-х годах XX века.

В храме сохранились расписанные 18-тигранные "небеса" и "родной", четырёхярусный иконостас. Подлинные иконы сохранились только в верхнем ряду. Остальные были когда-то вывезены на реставрацию, но в храм обратно так и не вернулись.

Колокольня: низкий четверик, относительно массивный восьмерик, невысокий "звон" (- открытая площадка, где размещены колокола) и шатёр. Столбы "звона" обшиты тёсом так, что они представляют из себя арочные "окна".




Внутри храма мы не были, в этот день нас ждал ещё Александро-Ошевенский монастырь.

Продолжение следует...

Женщина на кухне, БОЭ-2016

Previous post Next post
Up