В одном из своих недавних посланий Федеральному собранию, обозначая ключевые направления внутренней политики государства, Президент РФ Владимир Путин констатировал: «Семья с тремя детьми должна быть нормой в России... Необходимо создать благоприятные условия, в первую очередь для женщин, чтобы они не опасались, что после рождения второго и последующего детей закроется путь к их карьере...»
Как отреагировали на такие слова Президента страны различные министерства и ведомства, а главное, что они реализовали полезного, созидая в этом направлении?
Напомню, речь Президента была произнесена в 2013 году, а сейчас на дворе 2016 год. Так что для того, чтобы «посчитать цыплят» времени, по-моему, достаточно.
Для того, чтобы не только «семья с тремя детьми», но и вообще понятие «семья» в стране стало нормой для молодых людей необходимо выполнение трёх прописных истин:
- Во-первых, обеспеченность жильем. Ключевым препоном на пути к росту рождаемости всегда была и остаётся плохая жилищная обеспеченность. Меры, ликвидирующие этот барьер, способны дать самый быстрый и всеми ощутимый эффект, нежели культивируемые сегодня Министерством труда и социальной защиты материальные методы стимулирования и сомнительно эффективные денежные выплаты молодым семьям (но спасибо, конечно, и на этом).
Что происходит на деле? С 2016 года Министерство обороны России прекращает выдавать своим служащим квартиры. Теперь будет исключительно ипотека, которую планируют давать военным на специальных условиях. Соответствующее заявление было ранее сделано С. Пироговым, который является директором департамента жилищного обеспечения Министерства обороны. Теперь военные справедливо отмечают, что «своё жилье» стало ещё дальше в мечтах, ведь расплачиваться за «дом в кредит» даже по слегка заниженной специальной процентной ставке мало кому под силу. И тут с военными не поспоришь. Ведь и молодые семьи в большинстве своём не в состоянии брать и оплачивать существующие для них сегодня «льготные» ипотечные кредиты. Зачем же снова наступать на те же грабли? Ведь очевидно, что логичнее было бы жильё построить и передать, чем субсидировать льготное кредитование. И я готова объяснить почему.
Сегодня в условиях стагнации рынка недвижимости в стране легко отыщется не один домостроительный комбинат готовый работать на пределе рентабельности, лишь бы удержать бизнес на плаву. К тому же, в условиях санкций и стремлении Правительства помочь развитию отечественного бизнеса такой диалог был бы точно результативным. Другими словами, сегодня вполне по силам вывести себестоимость монолитного строительства жилья для военных, молодых семей и других категорий граждан на предел в 35 000-40 000 руб. за 1 кв. м. в Москве и около 25 000 руб. в регионах. А панельные дома стоили бы ещё дешевле.
В ситуации же, когда государство субсидирует льготную ипотеку приходится оперировать рыночной стоимостью квадратного метра жилья. А она в Москве на январь 2016 года составила 165 260 рублей! Разница более, чем в 3 раза! В регионах, конечно, не в 3 раза, но в 2 раза как минимум. Причина? Коррупция и монополизация.
Получается, что избрав вариант с прямым обеспечением жильём молодых семей разных категорий, государство решало бы сразу целый букет проблем на всех фронтах. Но нет, Министерства выбирают другие «эффективные пути». Например, жилищный сертификат молодого учёного номиналом около 3 млн. рублей вряд ли дотягивает до покупки даже до самой захудалой квартирки в столице по рыночным ценам. А вот прямое строительство жилья решило бы в момент этот вопрос, не прибегая к неподъёмным «льгнотным» ипотекам.
- Во-вторых, образование и доступность его получения. Во все времена именно образование играло ключевую роль в развитии экономики. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства. Оно есть КЛЮЧЕВОЙ фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Какую инновационную экономику можно построить, если не учитывать человеческий капитал?
О школы и вузы нашей страны сломано не одно копьё - внедрение никчёмной Болонской системы, масса вопросов в целесообразности ЕГЭ, кандидатские и докторские диссертации поставлены на поток - плати сколько скажут и будешь кем угодно... Чтобы обойтись без слёз и мата в этом вопросе, лучше сказать так: «Невооружённым глазом видна разница между правильными задачами, поставленными Президентом страны в области повышения качества образования, и проводимыми министрами и их Министерствами реформами, целью которых, как мне кажется, является только лишь разрушение созданной ранее системы отечественного образования». Почему только разрушение? Да дело в том, что в каком-либо выдающемся строительстве они пока замечены не были.
Сегодня студенты получают исключительно общекультурные знания, ни о каком выпуске профилированного специалиста в той или иной сфере не может быть и речи. Студент стал заинтересован в том, чтобы бросить обучение на стадии бакалавра. Ведь и потенциальный работодатель не видит абсолютно никакой разницы в навыках выпускника на стадиях бакалавра и магистра, и сам студент не желает платить внушительные суммы за обучение в магистратуре (а она теперь практически повсеместно платная) не видя в этих тратах ничего полезного.
Считаю, что отечественная система образования становится более неэффективной и продолжает деградировать не потому, что когда-то изжила себя, а потому что выполняется активное проведение необдуманных и разрушительных реформ в этой области ("привет Ливанову").
Одним из последних сюрпризов реформы образования стало исключение нормы, по которой родители оплачивают не более 20% расходов по уходу и присмотру за детьми в детских садах. Такая поправка к тексту закона появилась внезапно, как и многое другое, и, несмотря на возражения, проскочила второе и третье чтения в Думе. Я просто поражаюсь. С одной стороны, максимальное стремление к платности, а с другой - совершенно не проработано сколько, кому и самое главное за что будут платить родители в детских садах?
На практике уже получается такая картина, что многие семьи задумываются о целесообразности детских садов, потому что за посещение детского сада двоими детьми-дошкольниками придётся отдать целиком зарплату одного из родителей. Давайте посчитаем.
Ежемесячная плата за посещение детского сада - от 2 000 рублей. Бассейн, ритмика, танцы, хор, уроки иностранного языка и т. д. - всё теперь платное. Чтобы ребёнок продолжил посещение этих занятий, как и прежде родителям приходится доплачивать за 4 часовых занятия в месяц от 1500 рублей. И это не за всё вместе, а по каждому в отдельности! Предположим вы выбрали 4 часа бассейна в месяц, 8 часов ритмики и 8 часов обучения английскому языку, то заплатите к штатным 2 000 рублей ещё 6 500 рублей. Получается, что одному из родителей проще отказаться от работы и постоянно сидеть с детьми. А как же тогда «славный» льготный ипотечный кредит выплачивать?
Вот вам и перспективы платности дошкольного и школьного образования. Его новые стандарты составлены так, что границы бесплатного в них настолько условны, что проще сказать, что готовьте примерно от 10 000 до 30 000 рублей на одного ребёнка в месяц в зависимости от выбранного заведения.
О каком «беби-буме» может идти речь в таких условиях?
Самое смешное, что платность образования министрами упёрто трактуется только как социальная проблема, а вовсе не с позиции угнетающего эффекта для экономики. А потом, как вытекающее, будут решать проблему повышения пенсионного порога. То есть опять лечить симптом, а не болезнь.
И как скоро в России семья с тремя детьми станет нормой с такими реформами? Тут либо младшего в детский сад, либо старшего в школу, либо ипотека, либо застрелиться?..
Муниципалитеты, конечно, часть расходов будут брать на себя. Но в одном я уверена точно - они будут поступательно увеличивать долю родителей в оплате детских садов и сокращать свою.
Конечно, такими темпами мы победим нехватку мест и очереди в детские сады. Но победим не за счёт, того что педагогов хватило всем и зданий новых построили достаточно, а «победим» за счёт того, что у большинства семей не будет возможности посещать дошкольные учреждения. Уже сейчас в группах есть детки, чьи родители не могут позволить себе платных занятий. Эти дети сидят и тихонько смотрят со стороны, как их сверстники танцуют, поют, плавают в бассейне, занимаются ритмикой... Как мама должна ответить своему ребенку на вопрос о том, почему его не берут плавать в бассейн? «Извини, сынок, но у нас получается, что - либо бассейн с ритмикой, либо - еда в холодильнике, ведь остальное уходит на оплату очаровательной ипотеки».
- В-третьих, уровень денежных доходов населения и ситуация на рынке труда.
Проблема усложняется в разы по причине того, что сейчас в стране не кратковременный одномоментный шок, а поступательно усиливающиеся противоречия и диспропорции. Возможно, что даже большая часть родителей была бы готова заплатить и за детский сад, и за школу, и за вузы, и за ипотеку, и за ЖКХ гораздо больше, чем платит сейчас. Только вот проблема где взять на это средства?
Дети родителей уже делятся воспитателями и преподавателями на тех, кто доплачивает и тех, кто не доплачивает. В наше образование намеренно впихнуто социальное расслоение, хотя на деле мы обязаны с ним бороться.
Был у нас такой главный санитарный врач и назывался он - Евгений Онищенко. Так вот, подписанные им санитарно-эпидемиологические нормы не изменились и сегодня - в группах не 20 детей, а от 30 и до 40. При этом:
- Численность персонала осталась прежней или даже сократилась.
- Медсёстры и врачи теперь не сотрудники детских садов.
- В случае травмы или внезапного заболевания ребёнка, ему мало того, что квалифицированную первую помощь никто не окажет, так ещё надо будет вызывать и ждать фельдшера.
- Ежедневного осмотра приходящих в сад детей теперь просто нет. Вот вам и эпидемии, и рассадник заразы.
- Увеличение числа детей в группах не предусматривает увеличения квадратуры помещений для этих групп. Занятия становятся более травмоопасными, воздух спёртым, у ребёнка фактически нет пространства для досуга.
Я поставила далеко не все вопросы и обозначила не все проблемы, которые требуют неотложной корректировки. Но без их решения преодоление негативных демографических тенденций, характерных для современной России и уж тем более желания превратить в норму для России «семью с тремя детьми» не представляется возможным.
А пока получается, что новые здания под детские сады и школы строим, а параллельно уничтожаем само образование. Парадокс. С другой стороны, если Министерства и Министры в них стремятся всё бремя отовсюду перекинуть на шеи родителей, то зачем тогда Министерства и Министры? Опять парадокс.
И снова возвращаемся к тому, что Президент вынужден лично вмешиваться в ситуацию с образованием. Владимир Путин в самом начале своего выступления на собрании Госсовета сетовал на то, что «стоит выпустить дело из-под личного контроля и сразу всёё начинает рассыпаться. Это как со скорой помощью: провели в свое время мероприятие, деньги из федерального бюджета качнули, обновили парк, обновили оборудование в надежде на то, что затем в рабочем режиме, ритмично будем поддерживать соответствующий уровень и идти дальше, а потом раз-раз-раз - и всё сползло».
Опять требуется жёсткий контроль и ответственность, которых катастрофически не хватает. А за сон, ковыряние в «айфонах» и невнятные речи на заседаниях Госсовета предлагаю просто расстреливать на месте. :-) Кто согласен? :-)