Однажды (несколько лет назад) я решила, что не стану больше смотреть новости. Тратить время и внимание на пропагандистскую брехню все равно, что платить золотом тем, кто гадит тебе на голову. Еще раньше я разделалась с рекламой. За последние 8 лет не видела ни одного рекламного ролика, в сети использую блокировщики, а на баннеры у меня стойкая слепота - я их не замечаю.
С некоторых пор я чувствую настоятельную необходимость защищать свое внимание от грубых беспринципных вторжений: от рекламы, телефонного и почтового спама, фейков, информационного мусора и просто лишних сведений. Я считаю тех, кто стоит за всем этим, грабителями, которые покушаются на самое ценное, что есть в нашей жизни - способность присутствовать в ней. Они воруют отнюдь не безграничный запас внимания, атакуют самую основу нашей способности к переживанию.
Причем делают это все более грамотно, используя так называемый «нейромаркетинг» - то бишь новые знания о психике, собранные в ходе исследований мозга. Дефицит внимания у взрослых и детей - эпидемия нового века - страшнее рака и Альцгеймера. Потому, что хроническая неспособность управлять вниманием - критерий слабоумия. Думаю, общество, в массе своей состоящее из раздраженных идиотов - реальная и скорая перспектива. А может и не перспектива уже.
Внимание (как и время) - ресурс, увы, не бесконечный. Без него нельзя эффективно работать, учиться, общаться, наслаждаться жизнью. Между тем, мозг за день способен выдать лишь ограниченное количество этого ценного ресурса - ведь мы управляем вниманием с помощью силы воли и энергии, а на их избыток еще никто не жаловался.
Самоконтроль - или попросту «сила воли» - это единый и ограниченный ресурс. Со временем он истощается, смотря по тому как часто приходится вкладываться в контроль над своим поведением, и сколько энергии на это тратить. Сила воли подобна мышце, которая утомляется от перенапряжения.
Это очень хорошо понимают мерзавцы, которые бомбардируют нас «коммерческими» звонками и sms-ками, засыпают бесценными (буквально) предложениями… Лезут изо всех щелей как тараканы, навязывая себя и мерзкие подробности своего существования - драки, склоки, разводы, хамские выходки, выдавая их за «новости».
Я убеждена, что постоянная перегрузка, создается новой медийной средой не стихийно, а вполне целенаправленно. Цель этой грандиозной кампании - умственно и нравственно истощенный, психически ослабевший потребитель, покупающий все, в чем не нуждается.
Не сказать, что способность управлять вниманием и контролировать «чем набита моя голова» - сильные стороны человечества. Скорее наоборот, эти навыки у нас в зачатке. Полагаю, скоро они будут уничтожены вовсе.
То, что мы наблюдаем прямо сейчас, выходя в интернет или на улицу, включая телевизор или беря в руки смартфон - это откровенные наглые попытки забрать у нас контроль над нашим вниманием. Нынешние медиа у нас на глазах успешно создают новую форму бодрствующего сознания - смесь сновидения, деменции, опьянения и инфантилизма.