Этот вопрос я задала Ёлке в воскресенье за завтраком (кто о чем разговаривает со своими детьми воскресным утром, а я… да-с…)
- Ну… думаю, лучше постараться найти в этом хорошие стороны, - уклончиво говорит она.
Ёлка как все: отвечает не на тот вопрос, какой задан, а на тот, на который у нее есть ответ.
- Э нет, - качаю головой я, - представь, что ты, с нынешним опытом, знанием о жизни и ее перспективах, вернулась в тот момент, где решается: быть или не быть. И решаешь ты сама. Стоит ли твоя конкретная жизнь того, чтобы жить?
- Нет.
Моей дочери 21 год. В этом году она окончит университет, очевидно, с красным дипломом. Ёлка здорова и благополучна во всех отношениях. Она выросла в любви, у нее было счастливое детство и вполне безмятежная юность - без бед и драм, не говоря уж о трагедиях. Она еще не нюхала пороху, не хлебнула жизни, не столкнулась с настоящим страданием, безысходностью. В каком-то смысле, она «тепличный цветок», просто знающий, что за стенами оранжереи отнюдь не курорт. И все же ее ответ «нет».
С ее точки зрения - молодой, красивой, перспективной, не имеющей за плечами никакого отягощающего опыта, жизнь не стоит того, чтобы жить. Она успела узнать об этом достаточно, чтоб ответить сразу, без колебаний:
- Если бы выбирала я, меня бы не было.
Мама, роди меня обратно…
Прежде, чем приставать с вопросами к другим (а я намерена пристать, да), я имею обыкновение обращать их к самой себе. Мой житейский опыт не идет ни в какое сравнение с дочкиным (и слава богу, хотя при этом я никак не могу сказать, что несчастна или недовольна своей жизнью), но в данном случае опыт не при чем. Мой ответ возник задолго до его обретения. Я очень рано, еще ребенком осознала, что не хочу быть. Не умереть хочу - чего у меня никогда не было, так это суицидальных настроений, а именно не быть. Вообще. Это желание не было страхом бытия или детской блажью - я пронесла его через всю жизнь. Оно слишком глубоко во мне, чтобы иметь конкретную житейскую причину.
Я не утверждаю, что сознательный опыт человеческой жизни - это нечто негативное, существующее не в интересах переживающего «я». Это всего лишь мое мнение. Но вопрос остается открытым.
У моего пессимизма есть основания. Я полагаю, что все разнообразие переживаний, производимых нашим мозгом, это не сокровище, а обуза. Что баланс радости и страдания в жизни для среднего человека (к коим я себя отношу) сдвинут в сторону последнего - иными словами, существование себя не окупает.
Существует целая философия от Будды до Шопенгауэра, уверяющая, что жизнь не стоит того, чтобы ее проживать. Я не стану повторять здесь их аргументов. Но замечу вот что: с появлением человеческого сознания в мире возник ширящийся океан страданий там, где их раньше не было. Да, конечно, радость и удовольствие также пришли в мир вместе с нами, но увы, мы не созданы для радости и удовольствия, и вообще непригодны для долговечного счастья.
Напротив, мы загнаны в беличье колесо стремления к счастью. Мы хотим чувствовать себя в безопасности, переживать радость и удовольствие, избегать боли и разного рода мучений. Мы гедонисты, почитающие счастье - высшим благом жизни. И вынуждены всю жизнь скакать в гедонистическом беличьем колесе. Это колесо - хитроумный мотор, изобретенный природой, мотиватор для любого существа. У нас в мозге есть механизм вознаграждения - положительные и отрицательные эмоции для руководства нашим поведением. Мы обречены всегда стремиться стать как можно счастливее - чтобы нам было хорошо - и никогда не достигать стабильного состояния. Мы даже можем увидеть этот механизм в себе, но никогда из него не вырвемся. Мы и есть этот механизм.
Счастье - не самоцель эволюции, создавшей наши тела, мозг, психику. Напротив, наше сознание - зародыш субъективного страдания.
Будь процесс, создавший наше «я», запущен личностью, ее следовало бы назвать жестокой. Нас не спрашивали, хотим ли мы существовать, и не спросят, хотим ли умереть и готовы ли к смерти. И конечно нас никогда не спрашивали, хотим ли мы жить, приобретая именно этот сознательный опыт.
Просто по ходу эволюции нервной системы число существ, способных страдать (не только людей - животных, птиц, рыб, даже растений) и богатство телесных и эмоциональных оттенков, доступных для страдания, постоянно росло, и процесс этот еще не прекратился.
Строго говоря, у эволюции нет вообще никакой цели, она просто происходит. Она слепа, беспощадна, движима случайностью, а не пониманием. Конечно у нас - людей, считающих себя разумными, возникли свои цели, но эволюция не выказывает к ним никакого почтения, и уже принесла в жертву миллиарды наших предков. Как принесет и нас.
Поскольку наши потребности в безопасности, стабильности и осмысленности не могут быть удовлетворены жизнью, мы стремимся компенсировать это самообманом, и создаем причудливые системы верований. Мы пытаемся наделить жизнь глубоким смыслом и поместить ее в позитивный духовный контекст. Такова стратегия, призванная перехитрить «беличье колесо» - она реально помогает достичь временно стабильного состояния - не хуже любых известных ныне наркотиков.
Замечу, сам по себе факт, что у нас есть такая потребность, ничего не говорит о реальности, какой бы она ни была. Какова она на самом деле? На этот вопрос каждый выбирает тот ответ, какой ему ближе. Мы точно знаем, что все умрем - это да. Остальное - вопрос веры, но не знания.
Все это отдает тоской и жутью, понимаю. Но вот удивительный опыт. Однажды (ныне покойный) философ Роберт Нозик предложил мысленный эксперимент: вы можете подключиться к «машине блаженства», и она будет держать вас в состоянии вечного счастья. Согласитесь? (Мой ответ «нет». И мне интересно, что вы ответили.)
Так вот, по наблюдениям автора идеи, большинство людей не желает провести жизнь подключенными к такой машине. Почему? Потому, что они ценят не блаженство само по себе, а его обоснованность, оправданность. Люди хотят, чтобы их счастье было не «машинной иллюзией», а основывалось на истине, добродетели. Они хотят осознанно переживать жизнь как нечто стоящее. Сам Нозик считал это победой над гедонизмом.
Истина, возможно, столь же ценна, как счастье. Мало, что ли, людей, чья жизнь - несчастная с обывательской точки зрения, полна боли, страданий, одиночества, и в то же время насыщена творчеством, высокими стремлениями? Счастье таких людей будет иным, чем у подключенных к машине блаженства, из мысленного эксперимента Нозика. И такое счастье (думаю, многие с этим согласятся) перевесит немало бед и неприятностей.
Но я возвращаюсь к своему вопросу: стоит ли жизнь того, чтобы жить? Что думаете об этом вы, друзья мои? Хотели бы вы, имея тот опыт, какой вам достался и сознавая свои перспективы, прожить вашу жизнь? Не найти ей объяснение или оправдание - я не о том спрашиваю, а просто прожить день за днем, ради «счастья жить»?