Еще про княгиню Ольгу

Jul 13, 2018 13:50

Читала про житие княгини Ольги, встретила упоминание про место рождения княгини:
"Святая и блаженная и великая княиня Олга руская родися во Плесковскои стране, в веси, зовомыя Выбуто. Отца имяше неверна сущи, такоже и матерь некрещену от языка варяжска, от рода не от княжска, ни от велмож, но от простых бяше человек. О имени же отца и матере писание нигде же не изъяви, но толико в повестех мнозех обношашеся. О рожестве блаженныя княгини Ольги и о житии ея, яко Выбуцкая весь изнесе святую и породи."

Поискала на карте, нашла, деревню Выбуты, а про нее нашла интересный пост в ЖЖ.
Текст жития написан скорописью, с ильными сокращениями слов.  В указанном вверху источнике пропущенные писцом буквы вставлены в скобках но это очень усложняет чтение. Я сочла возможным эти скобки убрать.
Не перестаю восхищаться: в удивительное время живем, масса информации доступна и может быть быстро найдена. Лет тридцать назад для того чтобы выяснить есть ли сейчас такая деревня, понадобилось бы долго лазить по карте (а сперва - найти еще подробную), а потом - разве что поехать самому и посмотреть. А теперь - пять минут, и ты окунулся в атмосферу родины княгини Ольги.
А следующем абзаце статьи найдется новое название и ты снова можешь все о нем узнать за пять минут.

Да, и там, в ЖЖ, интересная легенда о знакомстве князя Игоря и Ольги:
"Предание повествует, что однажды молодой киевский князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь хотел переправиться на другой берег, но рядом не оказалось лодки. Вскоре он увидел плывшего по реке в лодке юношу и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они плыли, Игорь, взглянув на гребца, увидел что это не юноша вовсе, а молодая красивая девушка. Она ему очень понравилась и он сделал ей неприличное предложение. Но юная красавица не только ответила ему отказом, но и сильно пристыдила его за нечистые помыслы. Молодой князь до того изумился твердости ее характера и мудрости ее речей, что при расставании подарил ей перстень со своей руки и пообещал, что они еще встретятся. И когда ему пришла пора женится, он послал сватов именно к ней. "
Надо сказать, легенду эту я не знала, но она сразу показалась мне очень правдоподобной. Ну какая можеть быть норманка Хельга если известно название деревни. Оно же немогло взяться ниоткуда.
И по мнению автора вот этой статьи "историки спутали и смешали воедино двух княгинь: Олгу-Прекрасу и Хельгу-Росвиту, из-за чего и получилась невообразимая путаница."

Ну а на фоне того, что жители еврейского Коростеня явно подтасовали легенду о кровавой тризне Ольги, в нее верится очень избирательно. :) Князь-то погиб, но были ли таковыми жертвы убивших его? Ведь житие говорит нам:
"Бяше же блаженная княгиня руская Олга образом тиха, и кротка, и любима ко всем, такоже и мудра зело, аще и в неверствии суще и бога не знающе, творца небу и земли. Князь же рускии Игорь поня ю за ся за премногую ея премудрость и добронравие."
И, опять же стал бы Иван Цемисхий в Константинополе за нее свататься, будь она жестокой стервой? Ну не за-ради же бог весть где лежащих суровых северных земель. Красива была княгиня. Сколько ей было лет когда она ездила в Константинополь, мы достоверно не знаем.

По времени же родися сын има Святослав, еще бо в неверствии има суще.
Мне всегда казалось странным: если Ольга была норманка и Игорь был норманец, то чего у них сына звали славянским именем? Или они перевели традиционное для них имя на местное наречие? Но если считать Ольгу русской, а Игоря обрусевшим норманом (или вовсе бодричем-лютичем каким), то имя их сына, Святослав, становится вполне логичным.

А вот еще интересное место.
"Таже посем;святая благоверная великая княгиня Елена [христианское имя Ольги] благодатию Христовою прииде на место на конец Плесковы реки и Великиа и возлюби е велми. Бяше же на месте том лес велик, и дубравы многы прилегли бяху к месту тому, и на месте же том виде лучю трисиятелнаго божества. И ту помолився святая господу богу и постави крест на месте том, крест же той стоит и до сего дни на том месте в память ея."
Река Пскова впадает в Великую в самом центре Пскова, а на мысу расположен Псковский Кром.
Согласно Вики:
"Начальное поселение в мысовой части городища датируется серединой первого тысячелетия. В X-XII веках здесь существовали земляные, а возможно, и каменные укрепления, и деревянный Троицкий собор. В период Псковской республики (XIV - начало XVI веков). Кремль с его собором, вечевой площадью и кромскими клетями был духовным, юридическим и административным центром псковской земли."
Увы, про возведенный княгиней крест нигде не пишут. Да и где ж ему сохраниться, тысячу лет деревянному? И ставился он для того, чтобы на том месте поле был возведен храм Троицы. Храм стоит, четвертая его версия.
Но я про "трисиятелный крест" и его корни в русском язычестве после как-нибудь напишу. Я его для себя звала трехликим,  это подобие збручского идола, но уже привязанное не к солнцу, а к христианской троице. И до 12-го века были популярны в славянском мире энколпионы и тремя ликами, как бы развертка  збручского идола. Думаю, "трисиятельный крест" был похож на энколопионы того времени




А вы думали землицу русскую в платочек заворачивали, как в мультике? нет, в специалный крест-оберег - энколпион закрывали. Ну, в этом не землица была, а, видимо, мощи святого.
Эти, похоже дохристианские, во всяком случае третий похож на символ земли. по Рыбакову.


И  ныне ведь кресты на православных церквах имеют центром солнце.



А лики на плечах креста выродились в трилистники, не знаю, что означали расширения/перекладинки вокруг утолщения на котором помещался лик, но они постепенно утолщились и стали боковыми лепестками.
У католиков же нет ни утолщений на крестах, ни солнца. Да и Троицу они практически не вспоминают.

Через несколько лет, после того как Ольга умерла, где-то году то ли в 989, то ли в 191-м, ее внук, князь Владимир перезахоронил ее в только что выстроенную княжескую усыпальницу в Десятинной церкви:
князь Владимер взя честныя и священныя мощи святыа княгини Олги со псалмопением и с фимияном, и положи в церкви Святыя Богородица честно во гробе камене мале. И на верху честнаго гроба того оконце сотворено бяше, и ту видят тело блаженныя великиа княгине Олги лежаще цело и тлению непричастно и благодатию Святаго Духа светяшеся яко солнце. Да иже кто с великою верою приидет к честному гробу святыя, и оконце то, иже на гробе святыя, само себе отверзется, и видят честное тело цело, и мнози приемлют нескудно исцеление, а цем же кто недугом одержим бяше, и вси равно исцеляхуся от священных мощей святых, и отходят в домы своя радующеся и славляху бога и пречистую /л. 474/ богородицу и святую великую княгиню Олгу. О дивное и страшное и преславное чюдо, братие, и похвалы всякиа достойно: тело честное и святое во гробе цело, аки спя, почивает!

И понеслась.
В 1169-м церковь была разграблена в процессе междуусобной войны, потом она пострадала в 1203-м году. После была церковь разрушена во времена татарского нашествия в 1240-м году.
Впрочем, может, Батый ее может и не рушил. Есть свидетельства, что доблестные киевляне влезли на храм, спасаясь от врагов, и кровля под их тяжестью рухнула.
После была выстроена деревянная церковь простоявшая до 1636-го года. Примерно в 1630 стали возводить каменную церковь, тогдашний митрополит Петр Могила вел раскопки и в 1635-м, вроде как, нашел захоронение Ольги. Но шла война с поляками и мощи были где-то спрятаны.
А может и не нашел. По другим сведениям он нашел могилы Владимира и его жены Анны.
Церковь опять была разрушена, новую стали строить в 1828-м.
Снова стали делать раскопки, вроде как нашли в 1830-м, но церковь отказалась признать мощи княгини. Церковь была достроена в 1842-и вновь разобрана в 1939-м.
Еще были раскопки в 1908-1914-м, нашли ли там что - не поняла. И опять началась война.
В 1928-м церковь была снесена и разобрана на кирпичи. В 1939-м проведены раскопки. В ходе раскопок под разобранной церковью найдено было богатое женское захоронение, но идентифицировать его как могилу Ольги было невозможно.
Саркофаг, якобы, был утерян


Почему утерян - не нашла, наверно, в Великую Отечественную. В 1940-м году саркофаг находился в Киевском историческом музее. Но по видимому это не останки Ольги: окошка тут не наблюдается.
Возможно, это было захоронение Анны, жены князя Владимира.
Новые раскопки начались в 2005-м м использованием современных методов исследования. http://www.rusarch.ru/ivakin3.htm
По сообщению сайта псоквской патриархии, в 2007 питерские археологи, нашли богатое женское захоронение, но Киев отмежевался от результатов. Впрочем, в отчетах самих археологов я этого факта не нашла, нет нигде и фотографии перстня. Скорей всего, это фейк. Докатились, патриархия публикует непроверенные сведения.
Женская могила действительно была вблизи стены церкви найдена... среди прочих языческих захоронений.
Далее все опять печально. В 2010-м году все было обратно засыпано песком и глиной. В 2013-м выделены деньги на постройку павильона над раскопом, но павильон не было построен и деньги вернули в казну. В 2015-м вновь вроде бы как начали работы по консервации раскопа.
Поскольку в том же месте археологами обнаружено языческое капище, то ныне по засыпанному пустырю бродят босые неоязычники и шепчут молитвы Перуну.

Княгиня Ольга

Previous post Next post
Up