Рассказывают, что дело было в 1893 году. Адольф Гюйер-Целлер, известный предприниматель, к тому времени уже профинансировавший несколько успешных высокогорных железных дорог, предпринял с приятелями поход по высокогорьям Альп. И увиденное так потрясло его, что он решил: надо сделать так, чтобы у каждого была возможность увидеть эту красоту. Нужно построить железную дорогу на вершину Юнгфрау, - сказал он друзьям.
Юнгфрау (Jungfrau) - это, на минуточку, 4158 м, одна из высочайших вершин региона. На такой высоте уже ничего не растет, а есть только вечный ледник. По заданию Гюйер-Целлера инженеры спроектировали железную дорогу, которая должна была идти сквозь гранитную толщу гор Эйгер (Eiger) и Мёнх (Mönch), с промежуточными остановками прямо внутри скалы. Окна на остановках должны были выходить на северный склон Эйгера, известный среди альпинистов своей неприступностью. Окна непременно панорамные, чтобы путешественники любовались на окружающие пейзажи. Еще одна станция должна была располагаться на перевале между Мёнхом и Юнгфрау, и последняя - на вершине самой Юнгфрау.
Схема проекта железной дороги 1903 года. Источник -
Википедия Всю свою оставшуюся жизнь Гюйер-Целлер положил на реализацию этого проекта. Несмотря на забастовки рабочих и финансовые трудности, туннель все-таки был дотянут сквозь гранит до перевала. Произошло это в 1912 году, спустя три года после смерти Гюйер-Целлера. На этом стройка остановилась - видимо, из-за технических проблем. Эта железнодорожная линия стала называться Jungfraubahn и очень быстро приобрела популярность среди туристов.
Маршрут этот до сих пор остается одним из самых популярных в регионе. Большинство туристов, как и я, едет на Юнгфрауйох из деревни Гриндельвальд.
Центральная улица в Гриндельвальде
Гриндельвальд - это живописная деревня в горной долине. Долина со всех сторон окружена высокими горами с ледниками, и если встать на открытом месте, можно почувствовать, как с ледников дует холодный ветер.
Вокзал и центральная улица со всеми магазинами и ресторанами расположена внизу долины, а большинство отелей и хостелов (в том числе мой) - на довольно крутом склоне. От вокзала до большинства отелей ходит автобус, но ходить он перестает почему-то в 8 вечера. То есть если ты спустился вниз поужинать в ресторане, то обратно нужно идти вверх по крутому склону пешком. Чем мне и пришлось заниматься.
Это хостел, в котором я жила. Содержит полный набор удовольствий: уютный интерьер, бесплатный завтрак и вайфай, приветливые и общительные хозяева.
А это вид от хостела в долину. Центральная улица - внизу, за высотными домами :))
Утро в Гриндельвальде началось с того, что Солнце вышло из-за Шрекхорна и заглянуло прямо ко мне в окно. Гораздо оптимистичнее, чем засиженные облаками горы Майрингена. Собравшись и потиранив немного туристический центр, я отправилась на Юнгфрауйох.
Чтобы попасть на Юнгфрауйох, нужно сначала доехать на поезде до перевала Kleine Scheidegg. Это своего рода пересадочный узел местного значения: здесь сходятся пути из нескольких окрестных деревень. Здесь, на высоте 2061 м, среди подснежников и нерастаявших снегов, есть ресторан, отель и сувенирный магазин - куда же без них. И отсюда отходят поезда на Юнгфрауйох.
Станция на перевале Kleine Scheidegg. Этот поезд пойдет на Юнгфрауйох. На заднем плане - Эйгер.
Первая секция железной дороги идет еще по открытой местности и заканчивается станцией Эйгерглетчер (Eigergletscher). От нее берут начало несколько пешеходных троп по горам. Одной из них я хотела воспользоваться на обратном пути, но в туристическом центре в Гриндельвальде мне объяснили, что тропа закрыта: поздняя весна, лавины, снег башка попадет, совсем мертвый будешь. Соответствующие указатели на местности были заклеены черным скотчем.
После Эйгерглетчера поезд заходит в тоннель. Идет он довольно быстро, так, что начинает закладывать уши. По пути наверх поезд проходит еще две станции с панорамными окнами.
Так станции выглядят изнутри. На каждой из них поезд стоит минут по 10, чтобы туристы успели полюбоваться окрестностями.
Первая из них - Стена Эйгер (Eigerwand, 2865 м) - еще относительно низко: можно увидеть зелень и окружающий пейзаж, в хорошую погоду - даже долину Гриндельвальд.
Вторая - Море льда (Eismeer, 3160 м) - выходит прямо на ледник, в царство вечных снегов. Помимо радости для туристов, панорамные окна на этих станциях играют и утилитарную роль: они использовались для спасения альпинистов, пытавшихся покорить северную стену Эйгера (правда, не особенно успешно).
Верхняя станция - Юнгфрауйох, 3454 м - представляет собой целый туристический комплекс. Четыре этажа, выдолбленные прямо в скале, на них - три ресторана и сувенирный магазин. По комплексу разлит бесплатный вайфай. На лифте можно проехать вверх на смотровую площадку. В комплексе есть и более осмысленные сооружения: например, международная геофизическая обсерватория. Но создавался этот комплекс в первую очередь для туристов, и туристы - основные его обитатели.
У входа в комплекс стоит бюст Гюйер-Целлера - создателя Jungfraubahn.
Это смотровая площадка под названием «Сфинкс», на высоте 3571 м. Погода была пасмурная, дул пронизывающий ветер; термометр сообщал, что за бортом -5. Железные конструкции потонули в облаке, и вокруг не было видно ни зги: только скалы прямо под заграждениями площадки, а на них сидят черные птицы, вылетая из белой пелены облаков исчезая в них же.
Алечский ледник
Из комплекса есть выход на Алечский ледник (Aletschgletscher) - самый протяженный в Европе, длиной 24 км. На леднике - разные снежные увеселения: катание на саночках и на тарзанке, говорят, иногда даже бывает катание на лыжах. Имеет место бар с горячими напитками.
По леднику проложена тропа. Если по этой тропе идти 45 минут, найдешь ресторан и отель, где можно отдохнуть в тепле.
Пруфпик!
Из увеселений внутри комплекса есть небольшой музей, посвященный истории строительства дороги, и музей ледяных скульптур. Не то чтобы сильно впечатляющие - но на общем фоне смотрятся занятно.
Узнаете?
Индусам, опять же, нравится. Здесь много туристов из жарких стран: рассказывают, что они приезжают сюда специально, чтобы посмотреть на снег. Китайцев и японцев тоже много. В Гриндельвальде даже есть отдельное японоязычное туристическое бюро.
Несмотря на все удобства, разреженный воздух на высоте 3500 м не проходит незамеченным для неподготовленного организма. Первые полчаса все нормально, а потом вдруг понимаешь, что малейшая физическая нагрузка (пройти вверх по наклонной плоскости, подняться пешком на второй этаж) оборачивается головокружением. Со временем этот эффект усиливается. Проведя наверху в общей сложности часа три, я засобиралась вниз.
Уже на станции Kleine Scheidegg с кислородом в атмосфере все нормально, и организм тоже быстро приходит в себя. Но после этой поездки я чувствовала себя изрядно вымотанной. Хотела с перевала спуститься в долину пешком - но плюнула и села на поезд.
А еще всем, кто покупает билет на Юнгфрауйох, в нагрузку дают вот такой
паспорт:
Внутри карта железной дороги и разная любопытная информация об истории ее строительства и других сюжетах, с ней связанных. Я покупала билет в автомате, а паспорт выпросила у кассира уже на перевале на обратном пути.
Следующей моей остановкой была деревня Лаутербруннен.