Долина Лаутербруннен оказалась идеальным местом для отдыха после моих высокогорных приключений. Узкая долина, с обеих сторон окруженная отвесными скалами, с которых срываются водопады. Только в районе деревни я нашла их три - а всего их, говорят, 72. С водопадов дует влажный ветер, прохладный даже в жаркую погоду. Отвесные стены долины уходят вдаль, где стоят, сверкая ледниками, Эйгер, Мёнх и Юнгфрау.
Деревня Лаутербруннен гораздо менее раскрученная, чем Гриндельвальд. От этого здесь тихо, мало народу и в основном европейцы. Нет тех толп азиатов, которые ломятся из Гриндельвальда на Юнгфрауйох резвиться в снегу.
Отель встретил меня гостеприимно. Милая девушка на ресепшене, родом из Латвии, с радостью заговорила со мной по-русски и обеспечила меня швейным набором: на Юнгфрауйох я умудрилась оторвать и утратить пуговицу от штанов. Чему я не уставала поражаться в Швейцарии: с тех пор как я пересекла границу и прошла паспортный контроль, их совсем перестали интересовать мои документы. Ни в одном из отелей и хостелов не спросили паспорт. Добрый вечер, как вас зовут? А, такая-то! Вот ваши ключи, расплатитесь при выезде. Французы в Шамони оказались более дотошными: в отеле запросили паспорт и сделали с него ксерокопию. А швейцарцы, видимо, считают, что раз меня пустили в страну, то я достаточно благонадежна. Приятно было ощутить, что без бумажки ты человек.
В 40 минутах ходьбы от деревни (или в 10 минутах на автобусе с бесплатным вайфаем - правда, только для владельцев местных телефонных номеров) есть Трюммельбахский водопад (Trummelbach fall). Этот водопад умудрился прогрызть для себя в скале шахту, по которой он с шумом и брызгами стекает вниз. Ушлые швейцарцы построили вокруг шахты лесенки и мостки (и даже лифт, который поднимает посетителей на 100 м - на самый верх шахты) и демонстрируют это великолепие туристам.
А еще дальше вдоль долины есть гора Шильтхорн (Schilthorn). Там, на высоте 2970 м, швейцарцы построили вращающийся ресторан, где можно поесть, наслаждаясь видами. Ценами в этом ресторане я даже интересоваться не стала. А вот за видами поехала.
Промежуточная станция фуникулера
Маленький домик на вершине горы - верхняя станция фуникулера
Между промежуточными станциями я ехала одна и разговорилась с дамой - оператором кабинки. Это она рассказала мне про арабов, которые, приехав сюда, впервые видят снег («У вас-то в Москве снега и так полно!»). Одну такую семью я видела на промежуточной станции: молодые родители и мальчишка лет пяти самозабвенно кидались друг в друга чуть подтаявшим снегом.
Ресторан наверху
Слева направо: Эйгер, Мёнх, Юнгфрау
С самого верха вид действительно потрясающий. В первую очередь это, конечно, вид на Эйгер, Мёнх и Юнгфрау: этот трезубец - визитная карточка региона. Но и в других направлениях тоже чудесный пейзаж. Говорят, утром в ясную погоду отсюда можно увидеть озеро Тун на севере и Монблан на юге. Но к вечеру окрестности покрываются легкой дымкой, и видимость сильно ухудшается.
А еще там, как это ни странно, есть животные. Вокруг скал летали черные птицы с желтыми клювами, размером чуть больше вороны. А дама - водитель вагончика канатной дороги между двумя последними станциями показывала мне следы зайцев и горных козлов на снегу.
В конце июня на вершине Шильтхорна должен был открыться музей Джеймса Бонда: здесь снимался «На секретной службе Ее величества», шестой фильм бондианы. Когда я там была, экспозиция еще не была готова, хотя реклама уже висела повсюду.
Этот вертолет летал вокруг вершины и все время нырял вниз-вверх, развлекая туристов.
На обратном пути я надеялась подняться на фуникулере в Allmendhubel (1907 м). Это комплекс развлечений для туристов с рестораном, детскими площадками и прогулочными маршрутами. Мне хотелось там посмотреть обещанный садик с альпийской флорой. В туристическом центре в деревне раздавали брошюрки с описанием цветов; я загорелась идеей их рассмотреть и, в частности, живьем увидеть эдельвейс. Но на последний фуникулер я опоздала всего на 2 минуты: он ушел от меня ровно в 17:00.
Вид на горы от деревни Мюррен (Mürren), из которой уходил фуникулер к цветочкам. Высота - 1650 м. Деревня экологически чистая, машины туда не пускают
Вниз, в деревню, я решила возвращаться пешком. Надеялась увидеть что-то из альпийской флоры, но там, где я шла, все-таки низковато: я начала спуск на высоте где-то 1600 м, а классическая альпийская флора растет выше верхней границы леса (1700 м и выше в зависимости от местности). Мне попалось только вот такое растение - сольданелла (Soldanella alpina):
Остальная флора, хоть и симпатичная, вполне знакомого вида. Зато пейзажи чудесные. Было бы здорово, конечно, найти эдельвейс. Но во-первых, они цветут выше, чем я ходила, а во-вторых, для него еще рановато: он цветет, по разным источникам, не то с конца июня, не то вообще с июля. А в этом году еще и поздняя весна. Поэтому квест с поиском живого эдельвейса отложился на другой раз.
По пути вниз
До сих пор я ходила только по тропам, которые значатся в классификации как Hiking trail - самой простой категории. По пути вниз я решила опробовать тропу более высокой категории - Mountain trail. На сайте при походах по таким тропам советовали специальную обувь, топографическую карту и компас. На деле же в такой тропе не оказалось ничего особенно страшного: широкая хоженая тропа, просто более крутой спуск по камням и земле, а не асфальту и грунтовке. Хотя, возможно, в более диких местах такие тропы сложнее.
На подходе к деревне, когда я проходила мимо очередной фермы, за мной увязалась стайка козлят. Пятеро совершенно очаровательных животных: в холке мне где-то по колено, четыре белых и один черный, с мелкими рожками или вовсе без них. Они следовали за мной почти до самой деревни, настойчиво, но опасливо: бегали вокруг меня, но больше чем на полметра не приближались. Я их тоже побаивалась: отчасти от незнания повадок козлят, отчасти было стыдно перед их хозяином. Вдруг они не найдут дорогу домой?
Так или иначе, ближе к деревне козлята от меня отстали и отправились восвояси. А я устроилась на веранде отеля и обрела самый швейцарский за всю поездку ужин: сырное фондю с грибами с видом на белоснежные вершины Альп.
Ужин туриста. Впереди ледники гор; фотоаппарат не справился и засветил их до неузнаваемости.
Поздно вечером началась гроза; дождь шел всю ночь, и раннее утро встретило меня сырой туманной мглой. В 6 утра мне нужно было выехать в Женеву.