Между кубиком и шариком (или снова о культуре).

Aug 25, 2014 00:50

В ЖЖ  messie_anatol   обнаружил ссылку на блистательное эссе Марка Шатуновского, которое рекомендую прочитать целиком. Прочитать имея в виду, что хотя разбор полетов в его "предметной части" относится к конкретному литератору, имен (причем серьезных, таких, которые на слуху у многих) на которые его можно заменить более чем достаточно, впору говорить, что иных в ( Read more... )

Leave a comment

markshat August 25 2014, 08:52:26 UTC
ремесло - это часть реальности... и взятое само по себе - оно такой же тупик, как и попытка вообще обойтись без него... в крайнем своем выражении - это производство множества никому не нужных изделий... и ремесло, и преодоление его ограничивающих навыков - все это возникает как работающий взаимодействующий механизм в приложении к реальности, в которой он функционирует... все проверяется реальностью... не надо путать с реализмом... и спасибо за лестный отзыв...

Reply

velworks August 25 2014, 17:39:42 UTC
Во-первых - спасибо, что откликнулись, приятно польщен этим обстоятельством. Во-вторых - не спроста я пояснил, "ремесло, как механизм передачи культуры". Если культура выступает как совокупность незоологических аспектов существования-выживания цивилизации, то ремесло (ладно, назовем его искусством, суть от этого не меняется) - это его если угодно матаппарат. Вкус - иррациональный дистиллят его ( ... )

Reply

markshat August 25 2014, 18:47:33 UTC
не могу с вами согласиться... ремесло - это не то же самое, что искусство... искусство - это превышение ремесла... но для достижения уровня искусства необходимо овладеть ремеслом... чтоб потом его превзойти... мебельщик из мастерской бидермайера конечно хорош для своего времени... но продолжая выпускать бидермайер в следующую за ним стилистическую эпоху, он начинает плодить уже то, что не имеет спроса... и только какое-то время спустя бидермайер снова оказывается востребованным, как антиквариат... но востребованным наряду с другими анткварными стилистиками... т.е. никакое ремесло не универсально... но основы ремесла необходимы...

Reply

velworks August 26 2014, 00:14:25 UTC
Формулировка правильная, превышение ремесла. Но - для разрешения создавшегося противоречия Вы вводите понятие спроса. Превышая ремесло, искусство нередко превышает и стилистическую эпоху. И о каком спросе тогда может идти речь? Ни от кого не секрет, что при жизни популярнейшего при жизни композитора Карла Филиппа Эммануэля Баха отец его воспринимался как старомодный "старик Бах". А многих значительных русских поэтов ХХ века спрос вообще миновал (не удостоился адекватного спроса крупнейший поэт второй волны эмиграции Иван Елагин, а далее по списку - Щировский, Липавский, Одарченко, Чиннов, Николай Минаев, среди поздних стихов Кленовского есть вещи незаурядные, и т.д ( ... )

Reply

markshat August 26 2014, 05:37:49 UTC
нет-нет, спрос соотносится с ремеслом, а не с искусством... спрос определяет ограниченность ремесла... бидермайер - это ремесло... высокое ремесло... но всё же ремесло... а искусство - это "фауст" гете...

Reply

velworks August 26 2014, 18:17:43 UTC
Абсолютно верно, но учить искусству - бессмыссленно, а ремеслу - необходимо. В наше время, когда кажется, технологии способны "вытянуть" абсолютно все, доминируют даже не ремесленники. А недостаток понимания в "рецепиенте" позволяет ему разглядеть искусство там, где его нет (и наоборот, маргинализовать искусство, просто пройдя мимо). В этом и есть опасность безграмотного релятивизма, и всяких порожденных им "новых искренностей".

Reply

markshat August 26 2014, 19:38:39 UTC
действительно, некоторая экономия, которую дают нам технологии, девальвировала стоимость усилий...

Reply


Leave a comment

Up