Между кубиком и шариком (или снова о культуре).

Aug 25, 2014 00:50

В ЖЖ  messie_anatol   обнаружил ссылку на блистательное эссе Марка Шатуновского, которое рекомендую прочитать целиком. Прочитать имея в виду, что хотя разбор полетов в его "предметной части" относится к конкретному литератору, имен (причем серьезных, таких, которые на слуху у многих) на которые его можно заменить более чем достаточно, впору говорить, что иных в ( Read more... )

Leave a comment

velworks August 25 2014, 17:39:42 UTC
Во-первых - спасибо, что откликнулись, приятно польщен этим обстоятельством. Во-вторых - не спроста я пояснил, "ремесло, как механизм передачи культуры". Если культура выступает как совокупность незоологических аспектов существования-выживания цивилизации, то ремесло (ладно, назовем его искусством, суть от этого не меняется) - это его если угодно матаппарат. Вкус - иррациональный дистиллят его.

Аналогия с хореографией, кстати, возникла у меня спонтанно в ходе прочтения Вашего эссе. Поскольку в этом роде деятельности только благодаря разбросанным по земному шару академиям Academie Royale или Вагановой, где на Учителей взирают со стен их строгие учителя на выцветших фото, а на тех в свою очередь их - с маляных портретов сохранился эстетический канон, воспринимаемый и нами, зрителями. Некультурное тело танцовщика даже дилетант видит за километр. Академическая музыка же, или словесность, по сути, в мировом масштабе загнана в университетские гетто а цивилизация стремительно теряет вкус/слух. А политкорректность и культурный релятивизм, возникший где-то в шестидесятые годы (по моим догадкам где-то с поп-арта) с его декларацией неущербности необразованного довершает картину.

Человечество в муках столетиями уходило от сморкания в рукав. И этот уход может существовать только в парадигме ремесла-искусства. Реализм в таком раскладе только одна из "платформ" с обучающей функцией, мебельщик из мастерской Бидермайера не был не авангардистом, не реалистом - он просто передавал канонические представления о пропорциях и гармонии сообразно наследуемой традиции. Как и архитектор или прикладной писатель-культуролог. Но владение искусством-ремеслом в любом случае было неизбежным пререквизитом для вхождения в гильдию творцов. Дальше уже вступали свои, внутренние законы гильдии, но чтобы стать из подмастерья мастером, нужно было продемонстрировать шедевр, "изделие мастера" - chef d'oeuvre, и получить одобрение от членов гильдии, которыми не разбрасывались ибо школой дорожили. Первый авангард всегда создается мастерами (Мондриан был выдающимся рисовальщиком, как и Антони Тапиес), но по их трупам идут недоучки. Поп-культура же за недоучками закрепляет право на "недискриминацию". Эпоха активных слушателей-читателей подходит к концу. И сдается мне даже не в реализме здесь дело.

Reply

markshat August 25 2014, 18:47:33 UTC
не могу с вами согласиться... ремесло - это не то же самое, что искусство... искусство - это превышение ремесла... но для достижения уровня искусства необходимо овладеть ремеслом... чтоб потом его превзойти... мебельщик из мастерской бидермайера конечно хорош для своего времени... но продолжая выпускать бидермайер в следующую за ним стилистическую эпоху, он начинает плодить уже то, что не имеет спроса... и только какое-то время спустя бидермайер снова оказывается востребованным, как антиквариат... но востребованным наряду с другими анткварными стилистиками... т.е. никакое ремесло не универсально... но основы ремесла необходимы...

Reply

velworks August 26 2014, 00:14:25 UTC
Формулировка правильная, превышение ремесла. Но - для разрешения создавшегося противоречия Вы вводите понятие спроса. Превышая ремесло, искусство нередко превышает и стилистическую эпоху. И о каком спросе тогда может идти речь? Ни от кого не секрет, что при жизни популярнейшего при жизни композитора Карла Филиппа Эммануэля Баха отец его воспринимался как старомодный "старик Бах". А многих значительных русских поэтов ХХ века спрос вообще миновал (не удостоился адекватного спроса крупнейший поэт второй волны эмиграции Иван Елагин, а далее по списку - Щировский, Липавский, Одарченко, Чиннов, Николай Минаев, среди поздних стихов Кленовского есть вещи незаурядные, и т.д.)

А когда выдающийся искусствовед, автор монографий о венецианских мозаиках, а также культуролог и прочий гуманитарий Владимир Вейдле в год смерти решился опубликовать свои стихи, стало ясно, что под ярлыком анахрониста общественного внимания избежал огромный поэт, который как раз кому-то может показаться запоздалым изготовителем Бидермайеров а на самом деле именно в своей вневременности невероятно актуальный (и добавлю самим фактом существования в таком качестве какой-то очень глубинно антисоветский, даже в контексте 60-х годов). Я и открыл то его по случайности, когда в мои руки попал альманах "Содружество" 1965-го года. На его фоне бескультурье т.н. "шестидесятников" как то особенно выпуклым становится.

И наборот, пусть сиюминутным но спросом у определенной аудитории пользуются Степановы и Воденниковы. Так что спрос интересен только на больших временных отрезках. Посему - с определением я согласен, но воспитывать можно только ремесло, а дальше - как кому дастся. По крайней мере взвешенных оценок тогда будет больше, а пошлости - меньше.

Reply

markshat August 26 2014, 05:37:49 UTC
нет-нет, спрос соотносится с ремеслом, а не с искусством... спрос определяет ограниченность ремесла... бидермайер - это ремесло... высокое ремесло... но всё же ремесло... а искусство - это "фауст" гете...

Reply

velworks August 26 2014, 18:17:43 UTC
Абсолютно верно, но учить искусству - бессмыссленно, а ремеслу - необходимо. В наше время, когда кажется, технологии способны "вытянуть" абсолютно все, доминируют даже не ремесленники. А недостаток понимания в "рецепиенте" позволяет ему разглядеть искусство там, где его нет (и наоборот, маргинализовать искусство, просто пройдя мимо). В этом и есть опасность безграмотного релятивизма, и всяких порожденных им "новых искренностей".

Reply

markshat August 26 2014, 19:38:39 UTC
действительно, некоторая экономия, которую дают нам технологии, девальвировала стоимость усилий...

Reply


Leave a comment

Up