Йога как проповедь индуизма

Jul 29, 2018 21:46





Просто гимнастика или религиозное учение?



В книге по хатха-йоге, изданной еще в советское время, в предисловии, автор уверял читателя, что йога не имеет никаких религиозных или национальных ограничений, что это просто система дыхательных и физических упражнений, практиковать которые могут все независимо от возраста, пола, философских или идеологических установок. Забегая вперед скажу, что это ложь. Зачем автору понадобились подобные игры, понятно - советская государственная система исключала всякую религиозную составляющую, и чтобы протолкнуть в действительности чуждое атеистическому духу советской системы учение, необходимо было облечь его в наукоёмкие формы и скрыть даже намёк на духовную составляющую. Но прошло много лет и сегодня, при существующей религиозной свободе и толерантности, в обществе продолжают культивироваться те же самые мифы. На вопрос, для чего это делается, пока представляется один ответ - коммерческий интерес. Эксплуатация раскрученного средствами массовой информации бренда с целью получения прибыли, стало в наши дни обычной практикой. Но и тут остаются еще вопросы, так как многие из нас органически не могут удовлетвориться объяснением каких-либо явлений нашей жизни только коммерческими или экономическими интересами. Однако, оставим это на совести владельцев фитнес-центров, культивирующих сомнительные виды восточной гимнастики, и инструкторов йоги, а сами все-таки попробуем разобраться в основах того учения, которое вызывает сегодня нешуточные споры среди православных верующих (как ни странно!) и постараемся дать однозначные ответы на вызывающие сегодня жгучий интерес вопросы.

Истоки йоги

Чтобы понять суть того или иного явления, а также найти, какое оно должно занимать место в нашей жизни, необходимо сначала обратиться к его истокам. То же касается и йоги. Попытаемся заглянуть в прошлое и, перефразируя вопрос известного евангельского персонажа, спросим самих себя: может ли из Индии прийти что-нибудь доброе?

Происхождение йоги не столь безобидно, как это может показаться. Йога, как цельное учение, возникла примерно во 2 веке до Р.Х. и окончательно сформировалась в эпоху так называемого позднего брахманизма в шиваизме - достаточно крупном ответвлении индуизма, адепты которого считают главным божеством Шиву - одного из Тримурти, трех главных богов индуизма (Брахма, Вишну и Шива). Его отличительной чертой и функциональным назначением в индуистской «троице» является разрушение того, что созидает Брахма. Поклонники Шивы, этого достаточно несимпатичного бога-разрушителя (иногда его называют Рудра - пер. с санскрита «яростный, ревущий»), создали соответствующий зловещий культ, со всем тем набором кровавых жертвоприношений и ритуалов, который обычно сопровождает подобные мрачные религиозные течения, хотя в общих чертах он не сильно отличался от других религиозных направлений того периода. Но несправедливым будет судить о шиваизме только по внешним культовым признакам, так как его отличительная черта кроется не во внешнем ритуальном облике, а в его адептах, вернее в той аскетической практике, которую они создали. Почитание святых-отшельников, присущий многим религиям как христианской так и языческой направленности, приобретает здесь свои специфические черты. Аскетика, как набор дыхательных и физических, а затем и духовных упражнений, или, иначе говоря, йога, постепенно становится единственно возможной основой спасения шиваиста - единственным шансом вырваться из «колеса сансары». Это сильно отличает шиваизм из всех имеющихся брахманических направлений того и даже нашего времени, для которых характерно крайнее обрядоверие и более важным является чистота ритуала. Для шиваиста же ритуал носит лишь вспомогательный характер, а йога - становится единственным и главным средством, а иногда и самоцелью. Появление таких видов религиозных практик внутри индуизма видится вполне логичным, так как индуизм не знает Личного Бога, а в классическом индуизме понятие личности в нашем понимании вообще отрицается и понимается лишь как проявление в нашем материальном мире атмана, некоего подобия души, который бесконечно вращается в колесе сансары. Тем более это касается поклонников Шивы, бога-разрушителя, надеяться на которого, как на спасителя, было бы, мягко говоря, странным. Функция разрушителя - разрушать, а не помогать, посему надеяться можно только на себя или на гуру - человека, как правило, более опытного и искушенного в духовных практиках. Таким образом, несмотря на то, что в Индии сложились и достаточно адекватные культы (например, некоторые направления вишнуизма), очевиден демонический характер той религии, в которой возникла йога, а также нет никаких сомнений в том, что такая практика носит сугубо религиозный характер. Но, может быть, это касается только происхождения йоги и к современной йоге отношения имеет мало, как скажем современная химия не связана ничем, кроме своего происхождения, со средневековой алхимией, которая представляла в прошлом оккультное течение? Многие не хотят верить, что такая раскрученная «система оздоровления» по сути является религиозной практикой. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Истинная цель йоги

Существует огромное количество школ и направлений йоги, как внутри самой Индии, так и по всему «цивилизованному» миру. По сути, каждый отдельный серьезно практикующий гуру может быть в то же время и основоположником своей собственной школы. Однако все эти, казалось бы, разрозненные движения хотя и могут различаться методами, подходами и набором упражнений, но, в то же время, имеют общие черты, которые присущи всем без исключения практикам.

Цель йога - вырваться из «колеса сансары», то есть спастись. Достижение такой достаточно абстрактной, на первый взгляд, цели имеет четкую последовательность задач, решая которые человек может достигнуть самадхи, то есть освободиться от материальных оков и раствориться или соединиться, наконец, с неким безличным Абсолютом, который, с точки зрения индуизма, и является первоисточником атмана. По сути, состояние самадхи - это прекращение всякой психической жизни, гибель индивидуального сознания.

Один из первых этапов - это овладение своим собственным телом, главная задача которого - научиться им управлять и подчинять его желания духу. Именно это и есть та самая «рафинированная» йога, известная европейцам из фильмов и средств массовой информации, которая ошибочно предлагается нам в качестве оздоровительной системы. На самом деле, йога на данном этапе включает в себя не только целый ряд дыхательных и физических упражнений и диетические ограничения (как правило, вегетарианство), позволяющие действительно получить ощущение некоего контроля над телом. Уже на этом этапе нельзя не заметить эзотерический и даже религиозный характер йоги. На занятиях по йоге вам, скорее всего, про это не расскажут, однако, существует целый набор обыкновенных религиозных атрибутов (так называемые духовные принципы яма и нияма, которые включают, например, такие необходимые для практикующего добродетели как повторение мантр, изучение священных индуистских текстов, священные обеты, развитие духовного разума под руководством гуру), считающихся необходимыми для новоначальных практиков. Только выполняя эти принципы можно переходить к асанам.

Что касается асан, то, если вы думаете, что это лишь разные позы физического тела, имеющие целью дать мышцам статическую нагрузку, изменить гидростатическое давление в различных полостях, или обеспечить хорошую растяжку для усиления кровообращения (как это пытаются объяснить европейские адепты, привыкшие все чудеса поверять алгеброй), вы сильно ошибаетесь. Целью асан является занятие таких положений тела, при которых, кроме прочего, обеспечивается наиболее полноценное функционирование по энергетическим каналам тела (так называемым «нади») невидимой жизненной энергии «праны», якобы наполняющей все живое во вселенной и обеспечивающей и даже обусловливающей его существование в материальном мире, а также развитие так называемых «чакр» - особых центров духовной энергии. Все это необходимо не только для получения контроля над физической оболочкой и «обретения внутренней гармонии», но и, самое главное, для перехода на следующий уровень - собственно духовной практики пранаяма, включающей уже более серьезный подход к очистке своего эфирного тела и каналов нади с помощью дыхания.

Также одним из этапов развития йогина является пробуждение энергии кундалини. Это более сложная задача, однако именно на этом этапе знакомая нам йога и заканчивается, а, другими словами, заканчиваются и детские восточные игрушки, которыми так любит баловаться среднестатистический европеец. Кундалини - это энергия, которая возникает в нижней части позвоночника (так называемая муладхара-чакра) в виде легкого (при правильной подготовке) жжения и, как описывают ее адепты, переживается иногда с оттенком сильного сексуального характера. Пробуждение этой энергии, символом которой является змея - указатель, что у йога все идет как надо, и он на верном пути к просветлению. Постепенно поднимаясь эта энергия захватывает все чакры, вовлекая все физическое и, как считают йогины, все духовное существо человека. Как пробуждение, так и управление данной энергией находятся вне контроля человека, человек может только создать условия для ее пробуждения, но не более того. Кроме того, «загнать» пробудившуюся энергию обратно также считается невозможным. Как признаются сами продвинутые учителя йоги, невозможность управления этой энергией, преждевременность ее открытия, а также неопытность наставника, может привести к физической гибели адепта.

Дальнейшие этапы подобного «духовного развития» разбирать смысла не имеет, так как это далеко выходит далеко за рамки заявленной темы и не уже не может представлять для христианина особого интереса, так как носит очевидный демонический характер. Скажем только кратко, что после контроля (понятно чьего контроля!) над собственной психической и физической жизнью адепт переходит к контролю над окружающими его предметами и явлениями, а в конечном итоге, после окончательного просветления, когда йогин понимает, если он в тот момент вообще что-либо может понимать вследствие угасания психической жизни и распаде индивидуального сознания, что в этом мире его уже ничего не держит, он самостоятельно покидает свою телесную оболочку для соединения с безликим Абсолютом.

Откровенно мистический характер йоги носит очевидный нехристианский и даже сатанинский характер. Нужно ли говорить, что христианская аскетика строго предупреждает держаться подальше от всякого рода видений и подобных сомнительных переживаний. Очевидно, что состояние прелести, к которому по своему незнанию так стремиться йог, ведет к абсолютной невозможности контроля над вдруг возникшими силами (пробуждение энергии кундалини, мистические экстазы), постепенному угасанию психической активности, а затем и окончательной гибели тела и души. В некоторых направлениях йоги обыкновенным и даже обязательным является появление некоего духа (учителя, духовного гуру) в видимом образе или в виде голоса, который наставляет своего подопечного и якобы ведет его «к освобождению». Нужно ли говорить, чем чревато для человека подобное заигрывание с потусторонними силами, которые явно не могут быть ангелами света.

Так заниматься или не заниматься?

В реальности йога, в отличии от других видов восточной гимнастики, не является никакой оздоровительной системой, так как она элементарно никого не оздоравливает и цели ее, как я уже говорил ранее, совершенно иные. Помимо всего прочего существует целый ряд ограничений по здоровью, для желающих заниматься йогой, который озвучивается также и самими практикующими тренерами йоги (сосудистые заболевания, некоторые болезни позвоночника, неврологические и психические заболевания). Существует целый ряд осложнений, возникающих в процессе занятий, не говоря уже о травмах получаемых ревнителями новомодного увлечения - межпозвоночные грыжи и протрузии, сильные головные боли при выполнении некоторых видов упражнений (например, в позе «шуршасана» - стойка на голове). Кроме того, в настоящее время внутри различных йогинских групп и сообществ разворачиваются нешуточные словесные баталии на тему физического оздоровления, что является прямым свидетельством того, что данный вопрос является, как минимум, дискуссионным. Особо обсуждается тот факт, что многие известные йоги, например, Рамакришна, умерли от рака, что часто вызывает неоднозначную трактовку среди самих практикующих.

И все же, несмотря на все вышеизложенное, вопрос о том, стоит ли заниматься йогой, может продолжать стоять перед человеком, считающим себя христианином. Это возможно в двух случаях.

Во-первых, когда человек приходит на занятия, он может не услышать от своего тренера ни о «пране», ни о «чакрах», ни об энергии «кундалини» не только на первом занятии, но и вообще никогда. На этом основании делается вывод, что ничего этого в предлагаемой йоге нет, она очищена от всей религиозной и мистической химеры, и поэтому нет никаких препятствий для занятий, собственно, христианину. Но это ложное мнение, которое, надеюсь, я убедительно разобрал выше. Действительно, могут быть ситуации, когда сам тренер не верит во все это. Он посетил курсы, обучился, считает статическую нагрузку и упражнения на растяжку уже достаточной основой физического благополучия и хорошего самочувствия. Такая весьма примитивная точка зрения постоянно всевается в умы европейцев, однако, еще раз поясню, что такие занятия - не йога. Это что угодно, но не йога. В лучшем случае - это самозванство, в худшем - шарлатанство. Самый плохой вариант, если тренер сам, что называется, «не в теме», то есть получил знания уже от «неверующего» учителя.

Как я показал выше, человек не может преподавать йогу, не имея представления о том, чему он вообще обучает своих подопечных, какие механизмы в данном случае задействованы, и к чему это все, в конце концов, может привести. Ведь само название «йога» может быть присвоено только тому пути по которому человек следует, а не просто «системе дыхательных и физических упражнений». Неверующий просто не может практиковать йогу. Я соглашусь, пожалуй, что в данном случае имеет место оздоровительная гимнастика на основе йоги, или просто лечебная гимнастика (ЛФК), но не йога. В этом случае, осуществление подобной деятельности автоматически попадает под действие закона 21.11.2011 № 323-ФЗ как оказание медицинских услуг, со всеми вытекающими последствиями - деятельность должна быть лицензирована с предоставлением юридическим лицом соответствующего пакета документов (устав, регистрационные документы, санитарно-эпидемическое заключение), а инструктор должен предоставить документы, подтверждающие его квалификацию - как минимум, диплом, подтверждающий получение высшего или среднего медицинского образования, а также сертификат на осуществление подобного рода деятельности. Сами занятия должны проводится только с лицами, либо не имеющими медицинских противопоказаний (справка по форме 083/5‑89), либо по направлению врача. В иных случаях такая деятельность является незаконной, а, кроме того, вы будете подвергаться риску получения на занятиях серьезных травм, что является частым явлением при выполнении статических упражнений, особенно на растяжку, и требует особенно грамотного подхода со стороны опытного специалиста. Именно поэтому практически ни один инструктор по йоге не может называть официально свою систему методом «оздоровления». К слову, лицензирование подобной деятельности - головная боль современных центров йоги. Из-за отсутствия системы государственного контроля существует огромная армия обыкновенных шарлатанов, получивших сертификаты и лицензии в сомнительных организациях и центрах.

И все же неверующий тренер - на сегодняшний день, достаточно редкое явление. Часто учителя йоги просто мимикрируют под физкультурные и оздоровительные центры с целью либо подогнать свою деятельность под правовую базу и подавить таким образом конкуренцию со стороны мелких групп, не входящих в их собственную лигу, при этом имеет место откровенное лукавство (имеются реальные доказательства этого), либо просто скрывают свои истинные цели от новичков, ведь иначе придется разрушить миф современного обывателя о внерелигиозности индийской духовной практики. Известно, что основной контингент занятий по йоге состоит из людей, которые, как правило, чураются всякой религиозной атрибутики, включая философские и духовные изыскания. В одном документе, посвященном проблеме лицензирования крупных центров йоги (автор - Полтавцев И.Н., создатель собственного института йоги в Калининграде), выложенном в сети вполне открыто, тренирующиеся называются прямо «потребителями». А «потребителю», как известно, чаще всего нужен эмоциональный и физический комфорт, и хотя бы некоторая иллюзия оздоровления и комплексного развития, а все эти философские и религиозные штучки ему малопонятны и, мягко говоря, не интересны, а открытая пропаганда эзотерики может только оттолкнуть клиента («не ровен час, еще богу заставят молиться»).

Второй возможный вариант сомнений христианина по вопросам йоги, это когда он считает, что можно отсеивать или даже отсекать неприемлемую для него информацию. Мол, я беру только физическую составляющую, а все остальное - «праны» и прочая - для меня не существуют, это все придумано, и я в это не верю. Этот случай и более странный и более сложный, однако и он порождает целый ряд возражений. Во-первых, возникает вопрос на который каждый практикующий христианин должен найти однозначный, обдуманный и, самое главное, очевидный для себя четкий ответ: зачем ему этим заниматься? Ведь между тренером и учеником, а также другими участниками занятий всегда возникают достаточно тесные личные отношения, это просто неизбежно. Как же можно объективно выстроить такие личные отношения, если тренер сам практикует и предлагает адептам явно антихристианскую практику? Зачем так близко подходить к подобного рода сомнительной деятельности? Ведь в данном случае христианин посещает откровенно сектантские сборища и своими средствами спонсирует явно антихристианскую деятельность. Для чего такие сомнительные действия? Просто ради здоровья? Но ведь сегодня существует огромное количество разных спортивных и физкультурных направлений, где можно просто оздоровиться без всех этих «чакр», почему же надо посещать именно курсы явно антихристианской и эзотерической направленности? Кроме прочего, занимаясь в таких «клубах» существует серьезный риск «заражения» всеми этими «восточными штучками». Никто из нас не может поручиться, что лично он не соблазнится. Враг всегда старается действовать незаметно, шаг за шагом приближая человека к гибели. Сначала человек ничего старается не замечать, затем начинает относиться к подобного рода восточной философии терпимо (кругом же хорошие люди, вроде), потом, шаг за шагом, начинает уже вовлекаться в эзотерические игры на «развитие сознания», продолжая утешать себя тем, что «он же ни от чего не отрекается, а это все реально работает, потому что действует в соответствии с естественными законами природы», и так, постепенно, человек начинает уже это практиковать, живя уже, в противоположность новозаветному духу, «по стихиям мира, а не по Христу». Имеет ли смысл и ради чего так рисковать? Действительно ли можно перед самим собой оправдать участие в таких играх, которые требуют поставить на карту спасение души?

христианство, йога, индуизм

Previous post Next post
Up