ЖЖ френдам sleep_traveler, lunarsail и parnaya_yoga посвящается.
(Статья не дописана и будет подвергнута существенной переработке. Из всего комплекса человеческого сознания рассматривается ментальное сознание)
При использовании материалов статьи ссылка обязательна.
Анонс
Осознанные Сновидения... Метод прямого вхождения в ОС -
http://parnaya-yoga.livejournal.com/50177.html Vedmitriev сказал - "Метод прямого вхождения в ОС. Рабочая техника. Надо пытаться, пока не получится."
Йогиня сказала - "Да она лучшая. Все получится... Поймешь что такое йога-нидра".
Sleep_traveler сказала - "Единственный реально работающий метод из этих - это прямой вход. Но он сложнее, чем написано. Гораздо сложнее..."
Йогиня сказала - "100 процентов ты права, но других техник пока нет".
Глава 1. Терминология и постановка вопроса.
http://sleep-traveler.livejournal.com/39162.html - продолжение темы и обмен опытом.
4 состояния сновидения -
http://lunarsail.livejournal.com/31065.html - Здесь выдержка из К. Кастанеды, актентирование внимания на теме и очень важные комментарии sleep_traveler, которая описала процесс намного более полно и обмен опытом по теме.
http://jogaaa.livejournal.com/3888.html - здесь идея, что подобно тому, как люди делятся на кинестетиков, визуалов и аудиалов, так и способов вхождения в сновидение может быть три, в зависимости от наклонности личности.
Цель этой статьи состоит в том, чтобы найти где пребывать или как управлять вниманием при прямом входе в сновидение. Рассматривается вопрос что делать далее, когда техника прямого входа освоена. Рассматривается мало описанное у Кастанеды искусство осознания применительно к искусству сновидения. Описаний К.Кастанеды, обмена опытом, а также собственных успехов явно недостаточно для быстрого полного овладения методом прямого входа.
Гипотеза состоит в том, что воспользовавшись навыками искусства осознания можно очень быстро овладеть методом прямого входа и поставить достойную цель для дальнейших исследований.
Из Чжуан-цзы. Страж границы сказал - "В самом себе не имей, где пребывать; вещи, обретая форму, раскрывают себя". Из К.Кастанеда. Колесо времени. "Видение является знанием на уровне тела. Ведущая роль зрения воздействует на знание тела и создает иллюзию, что оно связано с глазами".
Структура сознания описана здесь -
http://vedmitriev.livejournal.com/2541.html, в комментариях от 30 Июн, 2010 и от 17 Янв, 2011 очень важная, для понимания последующего текста выдержка из йогической садханы Шри Ауробиндо и из йога сутры.
Глава 2. Котёнок Внимание.
Котёнок играет со всем с максимальным вовлечением. Будь то игрушка или хвост мамы кошки. Он следит за всем ярким, необычным и движущимся. Он вовлекается в любой заманчивый процесс. Такова природа котёнка.
Кошка учит котенка выслеживать добычу. Она его учит первому приему искусства осознания - концентрации. Освоение концентрации позволяет котёнку стать охотником. Сытому котёнку - охотнику уже скучно играть с хвостом и он открывает, с помощью мамы кошки, второй прием искусства осознания - созерцание. Теперь наш котёнок может ластится на солнышке, созерцая свою внутреннюю радость или искать свой неповторимый котячий путь к прекращению деятельности сознания. Некоторые котята осваивают искусство совершенной маскировки. Вот какое забавное упражнение. Бежит по стенке насекомый перс. Котенок созерцает перса с намерением съесть так, что тот не замечает его присуствия. Прекращение деятельности сознания вызывает трудности у котэ. Не всякий котэ может постичь тайны высшего приёма искусства осознания - управление намерением.
Наш котёнок очень любит поспать. Для игр во втором внимании и чтобы дать отдых своей совершенной тушке. Для входа в сновидение он пытается воспользоваться способом прямого входа в сновидение минуя стадию отключения сознания. К тонким вопросам, раскрытие которых отсутствует во всех предлагаемых техниках, относятся следующие вопросы искусства осознания:
- Где должна находиться точка самоосознания? Иными словами с чем должно быть отождествлено наше "Я"?
- В какой момент зритель перестает получать информацию через физические глаза и начинает получать информацию от индрии зрения?
Многие котята в состоянии медитации и при прямом входе в сновидение перед порогом изменения восприятия теряют ощущение собственной личности. Для перехода в сновидение нужно, как кажется, присуствие сознательного "Я". Тогда котята прибегают к уловке, отождествляя волю с какой либо оболочкой сознания. Или иначе, с каким нибудь кусочком своего Эго существа. Другие котята не исследуют процесс так далеко и следуют разным техникам для астрального выхода. В результате гарантированный ВТО под управлением Манаса, или даже Читты (очень эмоциональные сновидения).
Здесь много вопросов. Какоя оболочка становится ведущей, Манас или Буддхи? Иначе говоря, с какой оболочкой отождествляет себя психическое с Манасом или с Буддхи? Можно и так и эдак, отождествляясь с Манасом имеем ВТО, отождествляясь с Буддхи имеем ОС на уровне до 4 врат сновидения и это предел. Соответственно разные техники направлены на активацию различных оболочек. Техники связанные с дыханием или со скатыванием с кровати, иными словами, техники связанные с концентрацией внимания на физическом теле или на ощущениях приводят к активации Читты или Манаса, как ведущей оболочки. Техники связанные с визуализацией могут приводить к активации как Манаса, так и Буддхи. Очевидно, что в идеале ведущим должно быть психическое, которое не отождествляет себя с деятельностью подчиненных функций, но это уже совершенство и уровень возможного достижения третьего внимания. Возможно эта уловка, как ОСы вообще, есть большая ошибка котят. Возможно, есть способ научиться такому переходу, когда ишвара действует независимо от подчиненных функций. Возможно ли используя ежедневный переход в сновидение прийти к пробуждению психического в реале, что у многих котят случалось в детстве? Или, иначе, прийти к реализации имманентного сознания - Я есть Бог? Сознательная капля в океане?
Повидимому возможно. Призрак неоргана. 26.12.10. Вместо сновидения, применяя метод прямого входа, оказался в глубокой медидации, потерял ощущение личности, нет восприятия. Внешний звук, как будто кто-то ходит вокруг дома по снегу подключил восприятие и самоосознание. Лежал и размышлял, что если бы кто-то действительно ходил бы, то я бы этого не мог слышать сквозь стены. Кроме того, какой дурак будет ходить просто так вокруг дома при -30 градусов мороза на улице? Неоргана я не чувствовал. И откуда неоргану взяться в деревне? Ходит и ходит. Час ходит, два. Надоело. Не помню как вышел в сдвоенную позицию. Вышел из дома. На снегу нет никаких следов. Где-то птичка села на снег, где-то собака пробежала, всё как всегда. Во время осмотра территории общался с кем-то, стоящим за спиной. В этом сновидении ведущим был Дживатман, то есть цель прямого входа достигнута с наилучшим результатом, хотя перехода я не запомнил. Проснулся в реале, вышел за углём, чтобы печку затопить. Так и есть на снегу нет никаких посторонних следов, где-то птичка села на снег, где-то собака пробежала, всё как всегда.
Эго оболочка в этом сновидении, как и в других подобных, действует из за вуали. "Я" знал и действовал безупречно, однако Эго сознание во многом остается отрезанным от такого знания. Например, в этом сновидении Эго, или сознание реала (первое внимание) не знало с кем я разговаривал. При этом Эго может расставлять приоритеты и определять направление действия своим живым вниманием. Психическому же вообще до лампочки любая деятельность, за редким исключением. Все это совершенно понятно исходя из знания теории интегральной йоги. Но как Дон Хуан не мог понять, почему Карлос Кастанеда действует совершенно безупречно во втором внимании, когда как в первом внимании представляет из себя ничего не помнящее существо без особых талантов? После обучения Дон Хуан поставил перед учениками задачу вспомнить. Эта деятельность, занявшая у Кастанеды много лет и была основой освобождения. Каждый человек может идти вглубь в память своего светящегося тела... Теперь нужно нащупать сновиденную технику или способ интеграции Эго существа вокруг психического центра, иначе все эти потуги по прямому входу пропадут всуе. В реале такая техника связана с Маха Шакти - нисходящей силой.
Три вершины человеческого духа. Индивидуальная психическая личность - "Я", транстендентное безличное сознание (нарваническое), космическое безличное сознание(реальность единой космической личности или бога). Находиться можно лишь в одном из них в один и тот же момент времени до тех пор, пока сознание человека остаётся ментальным. Эволюционировавшее третье внимание же есть сознание клеток тела включённое в поле индивидуальной психической личности.
В сновидении можно оказаться в любом из трёх состояний в зависимости от наклонности личности и, очевидно, ничего не помнить при пробуждении или помнить очень мало. ОСы не есть не одно из этих состояний, а всего лишь проявление фронтальной эго личности в сновидении.
При психическом развитии сновидящего первым феноменом проявления единой космической личности, повидимому, является голос видения. Проявлением психической личности являеются все те ощущения, которые описаны в двух верхних постах про пробуждение психического, плюс сны в ярком свете.
Возможно, три метода входа в ИСС - метод кинестетиков, метод визуалов и метод аудиалов, для каждого сновидящего индивидуально являются вратами к трём состояниям сознания. В том случае, конечно, когда сновидящие переступают порог обычных ОСов или снов и в них начинают проявляться вышеуказанные феномены.
Для меня визуальный метод входа в сновидение приводит к проявлению безличного сознания и феномена голоса видения. Аудиальный метод входа приводит к проявлению индивидуальной психической личности, голос видения сохраняется, но в каком-то ином аспекте. Метод кинестетиков, как правило приводит к астральному выходу. Но к чему он приведёт в случае пробуждающегося психического?
О трёх аспектах голоса видения в сновидении упоминала лишь sleep_traveler.
Глава 3. Иллюзии и реальность.
Из йога сутры - "Сон есть [специфическая] деятельность сознания, опирающегося на отсутствие [познавательных содержаний]."
Самые интересное описание иллюзий -
http://www.scorcher.ru/axiomatics/axiom_show.php?id=212 - Социальная деятельность и целепологание человеческого животного. То же для эволюционно продвинутого человека разумного. - Служение и предельные идеалы. Алкающие объятья лучезарной бездны и прочие пределы.
- САТ-ЧИТ-АНАНДА - блажество и радость сознания созерцающего самоё себя. И это есть эволюционный удел/ предел всех тварей?
- Сновидение, как способ достижения видения реальности.
Таблица 1. Уровни развития Эго [1].
1. Оппортунистический(личной безопасности, защиты - беспринципный)
_Морального развития - Доморальный уровень. Послушание из страха наказания.
_Интеллектуального развития - Припоминание соответствующих сведений.
_Образовательный мотив - Желание избежать неудобства, наказания, дискомфорта, удовлетворение непосредственных нужд.
2. Конформистский (без мнения и позиции)
_Морального развития - Конвенциональный уровень. Обмен услугами (послушание за какие-то конкретные блага). Модель "хорошего ребёнка" с ориентацией на мнение значимых других.
_Интеллектуального развития - Понимание и применение. Умение использовать полученные знания в конкретных условиях. (репродуктивный уровень).
_Образовательный мотив - Желание получить одобрение со стороны значимых других, получить общественное признание, произвести значительное впечатление на других.
3. Сознательный.
_Морального развития - Ориентация на подражание установленных правил, формального порядка (хорошо то, что соответствует установленным правилам, нормам)
_Интеллектуального развития - Анализ и синтез. Умение разбирать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое (творческий уровень)
_Образовательный мотив - Стремление к достижению нормативного стандарта знаний, компетентности, желание поддерживать установленные нормы и правила.
4. Автономный.
_Морального развития - 1. Утилитаризм и представление о морали, как о продукте общественного договора, осознание условности относительности нравственных норм. Ориентация на логическое обоснование. 2. Ориентация на высший закон, выражающий интересы большинства, формирование устойчивых моральных принципов, соблюдение которых обеспечиваются собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочному соображению.
_Интеллектуального развития - Оценка. Умение оценивать значение материала для конкретной цели и на основе чётких критериев, которые определяются как самой личностью, так и задаются извне.
_Образовательный мотив - Стремление глубоко понять самого себя, окружающий мир, этапы, закономерности развития общества. Потребность стать субъектом своей собственной судьбы.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья,
Бессильный, бледный и худой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою,
Так чувства лучшие мои
Навек обмануты тобою! (М.Ю. Лермонтов)
Глава 4. Операционное сознание в сновидении. Проблема самоидентификации в момент перехода в ИСС. Коррекция мышления.
План статьи. Коррекция мышления для ускорения восприятия информации.
"Систему оперирования данными, которая осуществляет такие высшие функции как рассудочное и образное мышление, будем называть операционным сознанием". (Сергин, 2011).
Первое упражнение. Необходимо посчитать в уме до пяти.
Второе упражнение. Посчитать в уме до пяти, но теперь обратить внимание на кончик языка. При счете до пяти в уме кончик языка шевелится? Или имеет позывы к шевелению? И совсем не шевелится и не имеет позывов к шевелению?
Третье упражнение. Для тех испытуемых, у кого кончик языка не шевелился и не имел таких намерений нужно посчитать до пяти таким способом, чтобы кончик языка шевелился или имел позывы к шевелению. Для других, у кого кончик языка шевелился или имел позывы к шевелению надо посчитать до пяти так, чтобы кончик языка не шевелился и не имел таких намерений.
Четвёртое упражнение. Нужно ответить на вопросы:
1 - где сосредоточено волевое усилие осознания цифр, когда мы считаем до пяти так, чтобы кончик языка шевелился? Ответить на этот вопрос легко методом сравнения и одновременным ответом на второй вопрос.
2 - Где сосредоточено усилие осознания, когда кончик языка не шевелится?
3 - Какая область находится выше другой? Чтобы ответить на вопросы, нужно несколько раз считать разными способами.
Пятое упражнение.
1 - Тем способом, которым считали до пяти, чтобы шевелился кончик языка надо попытаться посчитать, чтобы он не шевелился.
2 - И наоборот.
Шестое упражнение. Представить любой мячик. Где находится центр усилий осознания этого образа? Попытаться посчитать с помощью этого центра до пяти. Попытаться представить мячик любым из центров, что считает до пяти.
Седьмое упражнение. Способ вхождения в глубокую медитацию (уменьшение частоты автоотождествления). Представить динамический образ произвольно вращающегося куба и обратить внимание на глазное яблоко. Управлять вращением куба так, чтобы глазное яблоко оставалось расслабленным и неподвижным.
Восьмое упражнение. (может быть исключено ибо слишком сложно) Где точка приложения усилия Воли при отдаче приказа на изменение вращения куба в восьмом упражнении?
Девятое упражнение. Где находится область осознавания волевого приказа? Каковы свойства этой области? (После выполнения восьмого и девятого упражнения).
Смешение функций мышления - управление образом посредством слова (Низшая Буддхи вмешивается в низшую).
Образное мышление и глазодвигательный механизм. Образное мышление безотносительно словесного.
- Лёгкое отделение образного представления от глазодвигательной функции при вспоминании образа или действия из памяти.
- Намного тяжелее отделение образного представления от глазодвигательной функции при первичном формировании динамического образа.
Упражнение 10. Тремор глазного яблока при утомлении или при повышенной активности. Во время активной дискуссии закрыть глаза и обратить внимание на глазное яблоко. Очень быстрый тремор глазного яблока безотносительно образного представления. Частота движения глазного яблока при треморе в 10 раз выше, чем при формировании динамического образного представления.
Гипотеза 1 - почти все заикающиеся люди мыслят словами так, что у них кончик языка шевелится или имеет позывы к шевелению.
Гипотеза 2 - люди совершенно неспособные к математике не умеют мыслить так, чтобы кончик языка у них не шевелился.
Гипотеза 3 - Студенты, которым тяжелее дается обучение программированию, мыслят словами так, что кончик языка у их шевелится.
Гипотеза 4. Представление о структуре разума в древней Индии сформировано на основе определения концентрации внимания (точки возникновения усилия) при различных операциях мышления, как показано в восьми упражнениях. Отсюда высшая и низшая Буддхи, Манас, Читта, "зритель пребывающий в собственной форме" и Пуруша. (Образое мышление, абстрактное словесное мышление, словесное мышление связанное с действием, эмоции, память и наконец психический центр).
Гипотеза 5 - причина дивиантного поведения взрослых (агрессия, коррупция, и др.) и подростков (в том числе суицидальное настроение) имеет основу в смешении функций операционного сознания. А именно целеполагание (мотивация), как высшая функция смешана с функцией моторного повторения. (Фраза требует уточнения). Определяется состоянием внутреннего диалога, когда любая мысль выраженная словом приводит к подвижности языка. В тяжёлых случаях расстройства психики мысль приводит и к тремору. (Хохма - тремор взяткополучателя заключающийся в моторном повторении события получения вожделенной наличности :))) Впрочем, последняя хохма может быть и не связана с ментальным сознанием, и скорее всего связана с глубоким и более эволюционно древнем поражением психики, а именно вмешательство эмоций в разум, что выходит за рамки статьи.
Гипотеза 6 - причина любого отклонения в поведении или в способностях лежит в недостаточной развитости операционного сознания или в смешении его функций. Наиболее быстрым и полным способом исправления поведения является корректирующая работа с сознанием. Методы коррекции должны быть очень простыми и очевидными.
Гипотеза 7 - любое смешение функций операционного сознания приводит к увеличению усилий или энергозатрат личности на подержание жизни и функционирования разума. Коррекция сознания воспринимается как увеличение личной силы, увеличение способностей, повышение творческого потенциала и поэтому должна быть желательна для испытуемых с первых упражнений.
Зависимость частоты циклических процессов автоотождествления от потока входной информации (Сергин, 2011).
Нужно провести измерение активности мозга при трёх способах входа в сновидение. При пересечении каждых из "шести врат" сновидения, при внутренних и внешних сновидениях. (К седьмым не каждый год приходится приближаться). Экспериментально определить электрические процессы при внешнем сновидении. Ибо статья Сергина в общем-то грустные имеет выводы. А именно: Сознание не существует отдельно от мозга. Говорить обратное можно сколько угодно, а вот доказать строго научно, не ссылаясь на веру и господа, это совсем другое дело. Моя позиция - истинное "Я" не зависит от мозга. Эго сознание от него зависит. Истинное "Я" развивается перерождаясь. При некотором уровне развития "Я" Эго сознание и память сохраняются при перерождениях. Однако, что толку от этой позиции, если я не могу этого доказать строго научно даже самому себе?
Нафига прибор? Собачки и кошечки тоже видят сны и у них есть фаза быстрого движения глаз (БДГ). И люби до сих пор не далеко отошли от собачек и кошечек, у них тоже есть фаза БДГ. В седьмом упражнении мы поняли, что образное представление (Высшая Буддхи) смешивается с моторным повторением глазодвигательной функции. Отсюда глубокое эволюционное отставание в развитии человеческого разума. Не трудно раз и навсегда избавиться от связи образного мышления и глазодвигательного аппарата, как ранее человечество в среде своих высших представителей избавилось от связи словесного мышления и языкодвигательного механизма. А те кто не избавился до сих пор...
Приборчик, в том числе и для того, чтобы контролировать отсутствие БДГ при наличии физиологического отдыха, связанного с наличием этой фазы сна. Наличие тремора глазного яблока является однозначным маркером утомления или повышенной частоты процесса автоотождествления. Этот тремор может быть измерен и являться неким критерием "мистического опыта" наряду с параллельным измерением электрической активности мозга.
Итого - статья будет завершена в лучшем случае через три года, если за месяц другой смастерю приборчик для снятия электрических сигналов мозгов и позвоночника (и как это всё на теле закрепить?) :)))
Глава 5. Прибор для контроля психофизических параметров человека.
Самый простой в реализации и вместе с тем надёжный метод измерения пульса описан в
http://www.rlocman.ru/shem/schematics.html?di=89358 Метод основан на измерении интенсивности отражённого от произвольного участка тела инфракрасного света. Отражение света зависит от объёма крови в сосудах, которое меняется с каждым ударом сердца.
Хороший обзор по методам измерения артериального давления (АД) приведён здесь -
http://studentbank.ru/view.php?id=57237&p=4 В резюме, в качестве наиболее перспективного метода неинвазивного безманжетного определения АД для реализации мониторного контроля приводится метод контроля по величине скорости распространения пульсовой волны.
Прототип собран на основе процессорной платформы Stellaris от Texas instrument. Прибор имеет web и usb интерфейсы управления.
С пульсом и пульсовой волной сложностей не предвидится. А измерение электрических ритмов мозга нужно продумать, ибо провода иметь на голове для меня недопустимо, ибо я буду плохо засыпать. Можно конечно в специальную шапочку их запрятать, но это тоже морока с проводами от шапочки. Скорее всего придется брать шапочку и в нее прятать нечто дистанционное, например какой нибудь девайз от Digi с zigbee протоколом беспроводной связи. Контакты с кожей тоже вопрос большой.
Выглядеть будет все так. На линии ног и в серединке тушки устанавливаются возле кровати инфракрасные датчики пульса. С помощью ПО на stellaris можно словить пульс с расстояния 0 - 2 метра от тушки. Пульс и изменение давления таким образом можно получить. В шапочке прячем Digi - XB24-Z7CIT-004 с контактами. Мониторить данные можно как и на idigi.com, так и на стелларисе, который их далее в ПК скидывает, или сразу скидывать в ПК через Digi XBOX4. В любом случае нужно программки программлять.
Глава 6. Теория эволюции человеческого общественного сознания. Ближайшее эволюционное будущее и теория выбора последующего воплощения.
Литература.
1. Рабочая тетрадь для базовой курсовой подготовки системы повышения квалификации учителя образовательной области Технология. Автор-составитель И.Ю. Мельникова, Изд-во НИПКиПРО, Новосибирск, 2010.
2. Сергин В.Я. Сознание и мышление: нейробиологические механизмы // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2011. - № 2.
http://www.psyanima.ru.
http://www.psyanima.ru/journal/2011/2/2011n2a2/2011n2a2.pdf© В.Е. Дмитриев