От «А» до «Я» - четвероногие друзья Веры Чаплиной

Nov 10, 2017 10:27

Выпуск 31:
...Принц - Пушок…

247. Принц, уссурийский тигр.
Из коллекции Московского зоопарка 1920-х; сын тигра Амура (см. «Амур») и отец тигрицы Сиротки (тигрица Чижик родила от него более 20 тигрят). Персонаж одного из вводных эпизодов книги Веры Чаплиной «Малыши с зеленой площадки» (1935):




(рис. Дмитрия Горлова)


248-249. Пугинал и Пуля, зубры.
Из коллекции питомника зубров Беловежской пущи конца 1940-х; персонажи книги В.Чаплиной и Г.Скребицкого «В Беловежской пуще» (1949). Так как эта книга не переиздавалась с 1950-х годов, покажем фрагмент из нее с участием Пули, Пугинала и первого послевоенного зубренка Беловежской пущи:




(рис. Георгия Никольского)










250. Пунчи, азиатская слониха.
Из коллекции Уголка Дурова второй половины 1940-х - 1950-х; поступила взрослой в конце 1945 г. вместе с чехословацким дрессировщиком Карелом Створой (1922-1991).




Пунчи и К.Створа в Уголке Дурова




(«Вечерняя Москва» от 22 августа 1946 г.)

Пунчи - персонаж диафильма В.Чаплиной «Театр зверей» (1950) и ее рассказа (в соавторстве с Г.Скребицким) «В Уголке дедушки Дурова» («Круглый год. Книга для детей на 1953 год». М.-Л., 1952). Кадроплан диафильма и машинопись рассказа мы показывали здесь: https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/65140.html

251-252. Пупсик и Тузик, белки.
Домашние питомцы Веры Чаплиной 1921-1923 годов (до возвращения в Москву), о которых она упоминает в списке животных, которых наблюдала и приручала в 1918-1926 годах:




(Дарвиновский музей)

253. Пупсик, макака-резус.
Из коллекции Московского зоопарка 1940-х, родился в 1940 г., мать - Нелли, отец - Седой (?). В 1941 г. с группой животных они были эвакуированы в Свердловск. В архиве писательницы сохранились записи о пребывании макак-резусов Нелли, Седого и Пупсика в Свердловском зоопарке:




«…Это была самая тяжелая зима. Зима 1941 г. Даже на рынке нельзя было купить моркови, и с таким трудом доставалась каждая ягода для маленького Пупсика. Каждый из сотрудников старался ей достать что-нибудь повкусней, оторвать от своего ребенка и принести обезьянам. И все-таки обезьяны голодали и холодали. Особенно страдал Пупсик. Он теперь уже не играл как раньше, целые дни жался к матери, старался около нее согреться. Но согреться было трудно. Нелли сама ежилась от холода, все время кашляла и могла заразить детеныша. Долго думали мы, как спасти маленького Пупсика. Потом решили - отсадить. Пупсик был уже вполне самостоятельной обезьянкой [годовалой, судя по документам 1944 г.] - и мог свободно обойтись без матери. Но сделать это оказалось делом нелегким. Приставили к их клетке перегонный ящик, а Пупсик не идет. Вернее, он и пошел бы, да не пускает мать. Только он к ящику, а Нелли уж тут как тут, его отгоняет. Она хорошо знала значение [ящика]. Тогда мы положили в ящик корм. Вертится Пупсик вокруг, покушать хочется, а взойти боится. Он уже по-всякому приспосабливался и руку просунул, и ногой достать старается, да только ничего не получалось…»

И все же Пупсику и его родителям удалось пережить эту суровое время, а осенью 1944 г. они были возвращены в Москву.

254. Пушинка, белая медведица.
Из коллекции Московского зоопарка второй половины 1930-х - начала 1940-х. Родилась в 1936 году и содержалась в составе секции хищников, руководимой Верой Чаплиной. В конце декабря 1940 года у нее родился медвежонок Сынок - это был первый случай рождения белого медвежонка в Московском зоопарке.




(«Вечерняя Москва», 8 января 1941 г.)

Летом 1941 г. с группой особо ценных животных Пушинка была отправлена в Свердловск (ручного Сынка оставили в Москве). Осенью 1944 г. при передаче группы эвакуированных животных обратно в Московский зоопарк, Пушинку оставили в Свердловском зоопарке (Богданович Г.Г. Воспоминания // Московский государственный зоологический парк. Ежегодный отчет. 1999. - М., 2000, с.124)

255. Пушок, песец.
Питомец Московского зоопарка 1920-х. В 1925 г. Вера Чаплина вела записи наблюдений за ним:




(РГАЛИ, ф. 3460)

«Однажды, зайдя в комнату при львятнике, я увидела там в клетке 2-х песцов, которые при моем входе стали рычать и тявкать. Когда же я подошла ближе, один (Пушок) бросился и схватил решетку зубами. Меня они заинтересовали, и я стала одного из них, а именно злого, приручать, т.к. он другого к решетке не пускал. Пушок же, хоть с злобными намерениями, но все же подходил, что значительно облегчало приручение.
16-го. Принесла рыбу, положила около его носа. Отодвинулся и не ел. Лаял и рычал. Сидела пр. [примерно] 1 ½ ч. Рыбу даже не нюхал. Ушла. Придя через м. [минут] 5, рыбы не нашла. Увидев меня, спрятался; поднесла к решетке руку, бросился и залаял.
19-го. Пришла днем. Дала рыбу Пушку, ее не ел. Рычал меньше. Лег около рыбы. Когда хотела ее взять, отдал, жевал прут. Через полчаса стал ее лизать, при малейшем моем движенье рычал, но не лаял. Рыбу не ел, но слюни текли. Потом тихо, не вставая, ее зарыл. Принесли мясо. Меня боялся и не ел, но немного погодя стал лизать. Потом зарыл; когда ушла, стал есть.
21-го Дала мясо, ел при мне, рычал редко. Пришла через час, взял мясо из рук, дал дотронуться до решетки.
23-го. Зашла на минутку. При моем входе вскочил и повернув голову набок, смотрел на меня; когда позвала, не зарычал и позволил трогать решетку».

С песцом Пушком Чаплина занималась и в 1928 г. (см. Сурка).
Возможно, что на этом отклеенном от картона крошечном слайде и есть песец Пушок:




256. Пушок (Пуня), метис чау-чау.
Весной 1970 года дачный сосед шофер автобазы Иван Ефимович привез с работы пару двухмесячных щенков, метисов чау-чау, и одного из них, Пушка, взяла к себе Вера Васильевна. Пушку устроили на садовом участке будку и держали на улице, как дворовую собаку. Уличную жизнь вела и кошка Чаплиной Буська, но на ночь ей всегда оставляли форточку, чтобы она могла вернуться в дом. Впрочем, это не мешало ей периодически спать в будке Пушка, который, отличаясь деликатностью характера, никогда не протестовал против ее визитов.




Буська, Пушок и Марина
Ново-Бутаково, 1971

На зиму Буську забирали в Москву, в квартиру. Так было и этой осенью, а вот привыкшего к домашней обстановке Пушка оставили зимовать на участке. Конечно, обеспечив его ежедневным питанием: у другого соседа, Федора Васильевича (персонажа рассказа Чаплиной «Ежиное семейство») тоже круглый год на даче жила собака Альма, - и договорились, что муж Веры Васильевны Александр Прохорович и Федор Васильевич будут приезжать по очереди через день и кормить обеих собак (а также кур и кроликов, которыми в те годы обзавелись оба соседских семейства). А следующим летом Пушок стал отцом щенков Альмы.




Пушок с Людмилой Михайловой
Ново-Бутаково, начало 1970-х

Осенью 1972 года, после смерти мужа, Вера Васильевна не в состоянии была вернуться в опустевшую квартиру и до самой зимы оставалась на даче - с Пушком, Буськой и щенком шотландской овчарки Радой. Раздала по соседям кур и кроликов, и к новому году переехала жить к дочери Людмиле. Пушка и Буську пришлось тоже пристраивать: выручили Иван Ефимович и его жена Тоня, которые отвезли их в деревню к матери Тони, которой Пушок сразу пришелся ко двору: был очень послушным, домашнюю живность не трогал и лучше всякой кошки охотился на крыс.

Продолжение следует…
.

`Шура (А.П.Михайлов), *Чижик, *Сынок (белый медведь), «Вечерняя Москва», *Пупсик (резус), `Горлов Д.В., *Пупсик и Тузик (белки), семья, *Пугинал, `Иван Ефимович и Тоня, *Принц, `Люда (Л.А.Михайлова), персонажи, *Пуля, `Донауров С.С., *Альма (дворняжка), Уголок Дурова, *Нелька (резус), *Пушинка, `Богданович Г.Г., *Амур, рукописи, *Седой (резус), *Пушок (собака), `Марина, Бутаково, Московский зоопарк, *Сиротка, `Комолов Ф.В., `Никольский Г.Е., Свердловский зоопарк, `Махмудов, *Буська, *Пунчи, Беловежская пуща, `Створа Карел, `Скребицкий Г.А., *Пушок (песец)

Previous post Next post
Up