От «А» до «Я» - четвероногие друзья Веры Чаплиной

Nov 14, 2017 10:53

Выпуск 32:
...Рада - Реди…

257. Рада, шотландская овчарка.
Воспитанница Чаплиной, одна из двух ее лучших собак (Вера Васильевна так и говорила: «За всю жизнь у меня было две исключительные собаки - Реди и Рада»).




Вера Чаплина с Радой. Ново-Бутаково, 1977
(РГАЛИ, ф. 3460)

Родилась 18 мая 1972 года и в конце июня была куплена для внучки Марины.
Вера Васильевна придумала щенку звучное имя - Рада, потому что и внучка, и бабушка были очень рады своему новому и хорошо упитанному другу. Раду успел застать и Александр Прохорович, называвший ее просто и ласково «щенок». Но потом, когда в первые недели после похорон Александра Прохоровича маленькой Радой почти не занимались, она стала мало двигаться, а затем - отказываться от еды. С ней, Буськой, Пушком и Капиком (собакой Анатолия Михайлова) на даче оставалась тогда Марина, но ей не хватало опыта в обращении с таким маленьким щенком.
Как ни странно, Марине помогли Пушок с Капиком. Они, привычно облаивая прохожих, множество раз в течение дня проносились мимо Рады, сшибая ее с ног и вовлекая в свою беготню. И та, видимо, злясь вместе со взрослыми собаками, начинала тоже понемногу подтявкивать и бегать вслед за ними. Капик же, имея довольно гнусный характер, периодически прихватывал маленькую Раду, у которой в ответ начали проявляться бойцовские качества, и вскоре она стала давать ему отпор.




Рада и Капик. Ново-Бутаково, 1972

С каждым месяцем у Рады все больше проявлялись способности к дрессировке в сочетании с необычной для колли строгостью. Понимая, что Марине с такой собакой не справиться, Вера Васильевна решает заниматься с Радой сама. 20 марта 1973 г. она вновь, 35 лет спустя, вступает в Московский городской клуб служебного собаководства - со своей новой воспитанницей, 9-месячной шотландской овчаркой. 3 июня они участвует в первых испытаниях - на городской выставке служебных собак, в младшей возрастной группе, и Рада получает свой первый диплом и малую золотую медаль. Тогда же, в начале июня, Вера Чаплина, уже переехавшая с Радой на садовый участок, начинает дрессировать ее на площадке служебного собаководства Тушинского ДОСААФ.
На исходе второго года занятий Вера Васильевна участвует с Радой в Московских городских соревнованиях служебных собак и получает диплом 1-й степени и золотой жетон за испытания по общему курсу дрессировки.




В.Чаплина с Радой на городских соревнованиях. 28 сентября 1974 г.
(РГАЛИ, ф. 3460)

В последующие два года Рада неоднократно принимает участие в районных и городских состязаниях. Когда на очередном соревновании она взяла 1-е место, судья, вручавший Вере Васильевне диплом и медаль, мягко заметил ей:
- Бабуля, пусть уж в следующий раз с собакой приезжает тот, кто ее дрессировал.
И очень был сконфужен, когда ему пояснили, что за «бабуля» приняла награды своей собаки.
А в июле 1976 г. шотландская овчарка Рада (ее полное имя по паспорту Це-Рада) вышла победителем по защитно-караульной службе среди служебных собак всех видов пород по Москве.




Диплом 1-й степени и звание «Победителя», завоеванные В.Чаплиной и ее воспитанницей Радой на московских городских состязаниях по ЗКС. 4 июля 1976 г.
(РГАЛИ, ф. 3460)

Впрочем, даже собакам столь строгой выучки дома разрешались бурные игры и всяческие шалости.
Из письма Веры Васильевны внучке Марине (из Москвы в Аден, февраль 1979):
«…Теперь напишу подробно о Раде. Живет она хорошо, по-прежнему красавица и гордится своей медалью “победительницы”. Гуляем мы с ней сейчас меньше, но иногда приходит с ней погулять дядя Толя, и тогда она получает полное удовольствие. Гуляет он с ней больше часа и так нагоняет, что она приходит, высунув язык, и сразу укладывается спать. Меня она мучает изрядно: стоит мне устроиться на диванчике, смотреть телевизор, как она тут же начинает с меня тащить тапки, а потом так их швыряет, что я вместо того, чтобы смотреть телевизор, слежу со страхом, как бы она не залепила в меня или не попала в окно или в статуэтку. Утром тоже повадилась меня будить, и чуть шелохнешься или приоткроешь глаз, сразу с меня тащит одеяло и заставляет вставать с постели…»




Вера Васильевна с Радой во дворе ЖСК «Советский писатель». Апрель 1979 г.
Рада прожила 11 лет.

258. Раджи, бенгальский тигр.




Раджи
Рисунок Василия Ватагина на обложке книги Елены Румянцевой «Мои знакомые» (1935)

Из коллекции Московского зоопарка второй половины 1920-х - начала 1930-х; очень крупный и злобный тигр, герой одноименного рассказа Веры Чаплиной (1965), а также персонаж ее рассказов «Лоська» (1937) и «Домовой в зоопарке» (1935-37).
Привезен из Германии в Московский зоосад весной 1925 г. вместе с бенгальской тигрицей Баядеркой (Новиков С.А. Московский зоопарк за период 1917-27 гг. М., 1928, с. 10); погиб 18 октября 1931 г. (Румянцева Е.Г. Раджа / Мои знакомые. М., 1935, с. 11).
Сохранилось несколько записей наблюдений юннатки Чаплина 1925-1927 гг. за Раджи:




(конец 1925 - нач. 1926 г. РГАЛИ, ф. 3460)

«Раджи:
Когда везли с вокзала, около него собралось очень много публики и извозчиков с лошадьми. Народ сильно боялся подходить близко к клетке, но потом решили, что он ручной и, подойдя вплотную, начали его дразнить. Раджи не вытерпел и рявкнул, но так сильно, что лошади и люди, стоявшие около него, исчезли, а он полный достоинства лег.
Первое время Раджи сильно скучал. Целые дни ходил по клетке и при публике не ложился. Так было пр. [приблизительно] до сентября. Затем он как бы успокоился, почти не мяукал и не бросался но зато как бы ушел в себя и целые дни лежал в углу…»

Из записей января-февраля 1926 г.:
«…12/ Раджи очень зол. Когда дали мясо, долго не ел, а все время рычал - как на сторожа, так и на публику и даже прыгнул, чего раньше не замечала. Когда к барьеру подошел Миша Р., несколько раз прыгнул, бросал мясо. Ел сначала неохотно, но потом лучше, очень часто бросал есть мясо, ходил рычал, потом опять ел. Зол необыкновенно. После еды перекликался сначала с «Баядеркой», потом с «Зойкой». Мылся.
20/ Раджи плохо ест, у него насморк.
22/ Раджи чихает, насморк еще не прошел. Ест хорошо.
26/ Первый раз дали ему камалы [глистогонное], предварительно его не кормив 2 дня, камалу дали в мясе. Съел, не заметив.
27/ Дали еще камалы, съел хорошо, на др. день вышло много глистов.
29/ Пробовали пересадить Раджи к уссурийским тиграм, но ничего не вышло, т.к., хотя перед этим его и не кормили 3 дня и в ящик посадили живого кролика, которого привязали за веревку, но Раджи все-таки туда не вошел, а ходил рядом и рычал. Только один раз просунул в ящик голову и передние лапы, но обнюхав его [кролика], тотчас же вышел. Все отошли в сторону, но все равно не вошел. Очень хочет есть, т.к. зевает.
30/ Раджи к уссурийским тиграм на ту сторону не перенесли, т.к. в ящик, не смотря на голод, не шел, но зато пришлось перенести к нему тигрицу «Верку», которую и посадили в соседнюю клетку, открыв смежную дверь, затянутую в решетку. Раджи сильно бросался на Мишу К., а на «Верку» не обращал внимания, хотя та и подходила к дверце. Раджи только потянул носом в ее сторону и отошел в угол…
…14/II Р. чихал. При публике все лежали, очень задумчив.
Баядерка сильно мяукает, а Р. все время подходит к смежной дверце и фыркает, очевидно успокаивающе. Последние дни сильно скучает и, когда нет публики, мяукает…»

259. Ревекка, полосатая гиена.
Вместе с сестрой Тюлькой пятимесячной поступила в Московский зоопарк летом 1932 г.; персонаж рассказа Чаплиной «Тюлька» (1937).

260. Реди, доберман-пинчер.
Первая из двух лучших собак Веры Чаплиной.




(1926, РГАЛИ ф. 3460)

Реди появился у Чаплиной в конце 1925 года. Трудно сказать, почему, но эту молодую породистую собаку привезли в лабораторию для использования в научных целях. В тот день здесь же проходили занятия кюбзовцев. Вера Чаплина сидела за столом и что-то рассматривала в микроскоп, когда в помещение втащили упирающегося добермана. Неожиданно он сорвался с привязи и стал бросаться на пытавшихся поймать его людей, которые после нескольких неудачных попыток в нерешительности отступили.
Через какое-то время агрессивный пес немного успокоился и, не спуская глаз со своих преследователей, затаился под столом, за которым продолжала сидеть Вера. При малейшем приближении какого-либо из сотрудников он угрожающе скалился, и никто так и не рискнул испробовать на себе острые клыки добермана. Зато спокойствие сидящей рядом девушки вызвало его доверие и, видимо, подсказало, что она на его стороне. Действительно, боевой, неукротимый нрав собаки сразу понравился Вере, и когда в конце концов было решено, что пес с таким характером не подойдет для научных экспериментов, она упросила сотрудников лаборатории отдать его ей.
Так у Веры Чаплиной появился доберман-пинчер, которого она назвала Реди. В начале 1926 года вступает с ним в Центральную секцию служебных собак при Всекохотсоюзе. Ей давно хотелось воспитать настоящую служебную собаку, и Реди оправдал ее самые лучшие ожидания.
Она занималась с ним изо дня в день, отрабатывала до совершенства все приемы, которые показывали инструкторы. Но и пес оказался на редкость способным, восприимчивым учеником. И, что самое важное, он был абсолютно предан своей хозяйке, которую сам и выбрал.
На Реди можно было всегда положиться: сохранив присущие ему самостоятельность и агрессивность, он приобрел строгую служебную выучку и стал неизменным помощником и защитником Веры в ее походах и дальних поездках.




Удостоверение, выданное 6 апреля 1926 г. Бюро Центральной Секции Служебных Собак при Всекохотсоюзе:
«Дано сие гр. Чаплиной Вере Васильевне в том, что она состоит членом ЦССС, в состав которой включен центр. Питомник ОГПУ, НКВД, РККА, имеющий своей задачей поддержание кровности и разведение собак служебных пород, необходимых Государству, и что принадлежащая ей собака породы Доберман-Пинчер кобель черный кличка «Реди» зарегистрирован за № 134 и находится на учете в ЦССС. Просьба Бюро ЦССС оказывать всемерное содействие гр. Чаплиной В.В. в вопросах, связанных с размещением, уютом и сбережением собаки».
(РГАЛИ, ф. 3460)




(1927, Гагры)

Реди погиб осенью 1931 года, и для Веры Чаплиной его смерть стала очень тяжелой утратой. Из автобиографического наброска «Последняя служба» [осень 1942 г.]: «…Осенью мы получили от Шуриных родителей письмо. Они писали, что им нужно съездить в город, но что кругом “пошаливают”, крадут скотину, и просили прислать им Реди. Отвезла я его сама. Сама посадила на цепь, объяснила, как с ним обращаться, и уехала в Москву. Уехала с каким-то неясным чувством боли. Перед глазами стоял Реди. Его тоскливо следивший за мной взгляд, а в ушах звенел лай. Лай, который я узнаю из тысячи. Оставшись в знакомом ему месте, среди знакомых ему людей, Реди не скучал. Умная собака привыкла к моим отлучкам и терпеливо ждала возвращения…» Но не напрасно боялись покинуть деревню родители мужа: в ту же ночь, когда они отправились в город, их кормилицу-корову попытались увести воры, и Реди ценой своей жизни не дал им этого сделать, выполнив свою последнюю службу.
18 октября 1932 года Вера Чаплина пишет в дневнике:




«…Пришла Леля Ф-гоф [Фитингоф, подруга из зоопарка], с собакой. Говорит, что поймала, но видно, что хозяин есть, т.к. толстая и с ошейником. Ко мне лезет ласкаться, на Лелю рычит… чудачка Леля злится, точно я виновата, что собака ко мне лезет. Посидели, попили чаю, и она ушла. Скучно. Стала перебирать старые письма. Чудно! письма есть, а людей нет, и многие из них уже умерли. И Реди тоже нет, а так тяжело смотреть письма, где везде упомянуто о нем. Ведь не собака он, а друг, товарищ.
Эх, Реди, Реди, милый пес мой, никто не положит руку на твою умную голову, и никто никогда не заменит мне тебя, и дорого мне то место, где ты лежишь. Тяжело, Реди, тяжело, мой бедный пес, может, я многим виновата перед тобой, так прости».
(РГАЛИ, ф. 3460)

Продолжение следует…
.

`Шура (А.П.Михайлов), *Тюлька, *Раджи, *Зойка (тигрица), рукописи, *Пушок (собака), `Ватагин В.А., семья, `Фитингоф Е.Н., `Новиков С.А., `Румянцева Е.Г., `Марина, Бутаково, Московский зоопарк, РГАЛИ фонд № 3460, *Ревекка, *Капик, персонажи, *Верка, *Баядерка, *Рада, служебное собаководство, *Реди

Previous post Next post
Up