Весной 1935 года Детгиз выпустил книги двух авторов-дебютантов. Двух подруг, недавних юннаток-кюбзовок - Елены Румянцевой и Веры Чаплиной. И обе книги были о Московском зоопарке:
в первой книге иллюстрации лучше, мне кажется. Ватагин все же. И как она выдержала такие рецензии. Это так страшно, когда маститые критики твою работу разбирают.
Конечно, Ватагин - это имя, и его «монументальные» иллюстрации больше подходят к румянцевской, более репрезентативной книге. Но Горлов (кстати, его ученик) своими легкими рисунками вполне соответствует динамичной книге о малышах. Чаплина была хотя и расстроена, но благодарна довольно подробному разбору ее первой книги. Для творческого человека такой разбор важен и ценен. Не раз бывало: начинающий автор просит Веру Васильевну (уже признанного писателя) высказать свое мнение о его рассказах. И она к этому подходила очень серьезно, настаивая, что обязательно надо автору сказать свое мнение о его работе - но обоснованно, с конкретикой. А Марина всегда очень скептически к этому относилась, считая, что авторы ждут лишь похвалы...
«…Надо заметить, однако, что к крупным недостаткам нашего детского очерка относится художественный перевес природы, животного, и особенно вещи [речь об очерках М.Ильина] над человеком…»
А вообще-то книги именно о природе! Пусть бы уважаемый критик читал газеты, если ему не хватает именно человека!
Жаль, что критика игнорировала другие книги Чаплиной, но, возможно, это дополнительно сберегло ей нервы.
Это критическое замечание совершенно естественно для той эпохи, насквозь пропитанной социальными темами. Как говорится, «ничего личного». А вот те, кто писал о природе, тогда явно выбивались из строя. Критика чаще всего их игнорировала, иногда, как в данном случае, сравнительно мягко поправляла, а в других случаях могла и более жестко указать авторам-природолюбам, что не надо уводить читателя от социалистической действительности
( ... )
Насчет воспитания "жажды вмешаться" - эта гнусь досуществовалась до нынешних извращений в виде хабаровских живодерок, не в последнюю очередь из-за потока информационной мерзости
Лучше бы они и тогда бы и сейчас думали усердно о том, как воспитывать доброту, внимание и уважение к природе! У Веры Васильевны это получалось очень хорошо!
Усердно думать о таких вещах способны очень немногие. В ту эпоху гораздо увлекательнее было "догнать и перегнать", в нынешнюю - "потреблять и трендеть". Наше общество в этом смысле все еще не может выйти из подростковой инфантильности, повзрослеть до забот о будущем, о нормальных взаимоотношениях с соседями, с окружающей средой. Повзрослеть до осознания постоянной собственной ответственности. Действенно воспитывать можно лишь собственным примером. А чему способны воспитать так и не повзрослевшие родители?
Comments 7
Ватагин все же.
И как она выдержала такие рецензии. Это так страшно, когда маститые критики твою работу разбирают.
Reply
Но Горлов (кстати, его ученик) своими легкими рисунками вполне соответствует динамичной книге о малышах.
Чаплина была хотя и расстроена, но благодарна довольно подробному разбору ее первой книги. Для творческого человека такой разбор важен и ценен.
Не раз бывало: начинающий автор просит Веру Васильевну (уже признанного писателя) высказать свое мнение о его рассказах. И она к этому подходила очень серьезно, настаивая, что обязательно надо автору сказать свое мнение о его работе - но обоснованно, с конкретикой.
А Марина всегда очень скептически к этому относилась, считая, что авторы ждут лишь похвалы...
Reply
Reply
«…Надо заметить, однако, что к крупным недостаткам нашего детского очерка относится художественный перевес природы, животного, и особенно вещи [речь об очерках М.Ильина] над человеком…»
А вообще-то книги именно о природе! Пусть бы уважаемый критик читал газеты, если ему не хватает именно человека!
Жаль, что критика игнорировала другие книги Чаплиной, но, возможно, это дополнительно сберегло ей нервы.
Reply
Reply
Лучше бы они и тогда бы и сейчас думали усердно о том, как воспитывать доброту, внимание и уважение к природе! У Веры Васильевны это получалось очень хорошо!
Reply
В ту эпоху гораздо увлекательнее было "догнать и перегнать", в нынешнюю - "потреблять и трендеть". Наше общество в этом смысле все еще не может выйти из подростковой инфантильности, повзрослеть до забот о будущем, о нормальных взаимоотношениях с соседями, с окружающей средой. Повзрослеть до осознания постоянной собственной ответственности.
Действенно воспитывать можно лишь собственным примером. А чему способны воспитать так и не повзрослевшие родители?
Reply
Leave a comment