Первые рецензии

Nov 23, 2016 18:23

Весной 1935 года Детгиз выпустил книги двух авторов-дебютантов.
Двух подруг, недавних юннаток-кюбзовок - Елены Румянцевой и Веры Чаплиной.
И обе книги были о Московском зоопарке:




М., ОГИЗ-ДЕТГИЗ, 103 стр., тираж 25 000 экз.
Иллюстрации Василия Ватагина, редактор Генрих Эйхлер




М., ОГИЗ-ДЕТГИЗ, 96 с., тираж 25 000 экз.
Иллюстрации Дмитрия Горлова, редактор Генрих Эйхлер




Книги о зоопарке сразу были отмечены критикой: 24 мая и 20 июня «Литературная газета» публикует на них две взаимосвязанные рецензии С.Левитана, а в июньском номере журнала «Детская литература» им была посвящена статья писателя Степана Злобина.
Мнения рецензентов о достоинствах и недостатках этих книг принципиально разошлись - тем любопытнее будет с ними познакомиться:

С.Левитан. Мои знакомые // Литературная газета от 24.05.1935.
«Книги о животных занимают большое и почетное место в классической детской литературе. Из советских детских писателей о животных пишут немногие, и анималистическая книжка, к сожалению, занимает не очень большое место в советской детской литературе. Но имена Виталия Бианки, Лесника, художника-писателя Чарушина и взрослого Пришвина хорошо известны нашему детскому читателю.
Животное, зверь - один из любимых героев ребенка. Книг об этих любимых героях, к сожалению, мало. И вот Детгиз сделал интересную и несомненно хорошую попытку создать такую книгу. Книга называется “Мои знакомые”. Это сборник, состоящий из 17 рассказов о жизни диких животных в Московском зоопарке.
Автор еще очень молод: еще совсем недавно она была членом кружка юных биологов зоопарка. Поэтому материал книги, ее герои ей очень хорошо и близко знакомы. Она сама выращивала волчонка Лобо и очень близко наблюдала жизнь и нравы тигров, слона, волков, гиен, медведей, птиц и всего населения Московского зоопарка. У нее много интересных наблюдений, но этого еще мало для того чтобы создать литературное произведение, да еще к тому же для детей.
Все эти семнадцать рассказов в лучшем случае могут быть названы очерками. Они совершенно бессюжетны, повествование ведется медленно и без всякой интриги, хотя все эти очерки-рассказы содержат в себе материал и о жизни животного на воле. Язык бледен и невыразителен, а порой даже и неряшлив: “В плечах он был ростом с новорожденного теленка…”
Создание книг такого типа, т.е. написанных не профессионалом-писателем, а человеком какой-нибудь профессии: пожарным, водолазом, красноармейцем или диспетчером широко практикуется в ленинградском отделении Детгиза. И там они в большинстве своем бывают удачными. Почему это получается? А потому, что к неопытному автору, к человеку, к источнику материала, прикрепляется очень опытный редактор-писатель, который после долгого и вдумчивого знакомства с будущим автором выявляет его языковые, стилистические возможности (чаще всего такая книга носит характер устного сказа), помогает ему создать композицию, интригу и сюжет произведения. В результате получаются интересные книги.
Очевидно такая работа над книгой Румянцевой не была проделана. Молодой работник, абсолютно не искушенный в литературе, изложил свои наблюдения и сведения о своих хороших знакомых - о животных зоопарка. Повторяем, что собранный ею материал очень интересен, свеж, несомненно достоверен, нов (насколько нам известно, значительных произведений о животных зоопарка нет), но это только сырой материал, никак литературно не обработанный, материал, который в хороших руках мог бы быть превращен в интереснейший сборник детских рассказов.
Книга иллюстрирована рисунками Ватагина. Ватагин - известный детский художник-анималист. Он хорошо рисует животных, но его иллюстрации к этой книге бессюжетны и скучны, как и литературный стиль рассказов».

Вот две заставки и одна большая иллюстрация Василия Ватагина из этой книги:










«Бегемот Каспар» (на вклейке)

С.Левитан. Малыши с зеленой площадки // Литературная газета от 20.06.1935:
«Малыши с зеленой площадки - это звериный молодняк Зоопарка: львята, щенята “динго”, медвежата и лисята. Об их жизни в большом загоне Зоопарка рассказывает книжка.
Ее автор В.Чаплина - молодой работник зоопарка, недавний член КЮБЗ. В “Литгазете” № 29 от 24 мая мы рецензировали книжку ее коллеги Е.Румянцевой “Мои знакомые”. Так же как и Румянцева, Чаплина впервые выступает в литературе. “Малыши с зеленой площадки”, тоже книжка о хорошо знакомых автору животных. Но насколько выгодно отличаются “Малыши” от “Знакомых”. Если там мы имели дело с сырым и необработанным материалом и наблюдениями, то здесь мы видим умно и талантливо организованное редактором-писателем Вс.Лебедевым, свежее и подлинное литературное произведение.
Молодой автор, так хорошо знакомый со всей жизнью Зоопарка, выбрал для своей книги только очень маленькую, но очень близкую ребенку-читателю тему. Он показал жизнь звериного молодняка на протяжении одного лета.
Поэтому книга получилась сконденсированной. Весь материал объединен одной темой. Маленькие главы - новеллы - повествуют об одном интересном эпизоде из жизни Зоопарка. Об одном свойстве животного, об одной черте характера, Чортика, Ласки или Рычика. Лучшие из этих глав “Звериный бунт” и “Вулька в роли защитника”.
Заголовки говорят о приеме, об отношении автора к своим героям, отношении к животному, как к живому существу, наделенному всеми присущими таковому качествами. Замечательны по драматизму и остроте эпизоды смерти страуса и барса. Эти главы не могут не тронуть даже взрослого читателя.
Язык книжки живой и непосредственный. Он даже немного стилизован под рассказ подростка. И поэтому таким диссонансом звучат абзацы вроде этого: “По Советскому Союзу разбросано много пушносовхозов. Пушносовхоз - это производство пушнины… Правильным содержанием и кормлением добиваются размножения таких ценных зверей, как соболь, куница, норка”.
Книга иллюстрирована рисунками художника Д.Горлова. Иллюстрации очень разные. Часть из них - портреты отдельных героев, зарисовки - хороши, свежи. А вот композиционные рисунки значительно слабее. Удачен также макет книги. Он напоминает книги Сетон Томпсона, но сюжет и материал “Малышей” делают это подражание вполне законным».

Три иллюстрации Дмитрия Горлова:










фрагмент разворота с планом-картой площадки молодняка на новой территории зоопарка

Как уже было отмечено, в июньском номере журнала «Детская литература» (№ 6 за 1935 г., с 15-17) вышла большая статья известного в то время писателя Степана Злобина, посвященной первым книгам Елены Румянцевой и Веры Чаплиной. В целом отдавая предпочтение книге Румянцевой, Злобин подвергает критике композиционные недостатки книги Чаплиной. Из текста статьи:
«…В журнале «Юный натуралист» в шефском порядке литературная помощь была им оказана писателем Всев. Лебедевым…»
«…[после перечисления нескольких заголовков из «Малышей с зеленой площадки»: «С первыми лучами солнца», «День знакомств», «Посетители», «Львенок в роли волчицы», «Звериный бунт», «Предприимчивые волчата», «Последний побег»] Вот заголовки ее глав. Они все действенны, все рассказывают разнообразно, весело и тепло. Но, несмотря на теплоту, здесь нет и намека на слащавость, на слезливый сантимент, на традиционную для зоокнижек нарочитую инфантильность автора.
Книжка похожа на записи дневника, в котором мирная повседневность перебивается острыми случаями, событиями, происшествиями.
Чаплина полна событиями своей зеленой площадки. Она спешит рассказать обо всем, не забыть никого из своих юных четвероногих друзей, ни одного случая с каждым из них.
Отсюда книжка В.Чаплиной несколько взлохмачена, неровна. Повествование идет скачками, разорвано. Читатель часто теряет нить, путается в деталях, часто раздражается незаконченностью эпизодов…»
«….отсутствие у Чаплиной работы над языком. Писала, как писалось, даже не выправляя. А какой самобытный язык мог бы принести этот юный зоолог в детскую литературу.
Чаплина должна работать и над языком, и над композицией. Сумбурность, беспорядочность повествования затрудняют восприятие. Для самых маленьких детей книжка Чаплиной будет несколько трудна именно благодаря композиционным «неполадкам» [отсылка к названию главы «Неполадки среди малышей»]. Но во всяком случае в первой своей большой работе т. Чаплина показала, что она обладает теми необходимым литературными качествами, которые можно пожелать начинающему автору…»

И, наконец, год спустя, в журнале «Наши достижения» (№ 9 за 1936 г., стр. 130-134) была напечатана обзорная статья журналиста Бориса Бегака «Заметки о детской очерковой книге» - о книгах К.Паустовского, М.Пришвина, М.Ильина, О.Перовской, Е.Румянцевой, В.Чаплиной, В.Бианки, К.Чуковского и других авторов.
Вот что было там написано о Румянцевой и Чаплиной:
«…С чисто очерковой формой пришли в детскую литературу работники зоопарка Чаплина и Румянцева. В обработке «Малышей с зеленой площадки» и «Моих знакомых» большое участие принял Всеволод Лебедев, который и дал авторам этих книг совет рассказать наиболее замечательные эпизоды из жизни любимого и повседневно-близкого им звериного народа.
«Малыши с зеленой площадки» и «Мои знакомые» отражают непосредственный опыт авторов не-литераторов. В очерках Чаплиной и Румянцевой, в соответствии с предметами, поставлена несравненно более скромная задача, чем, скажем, в богатых реальными приключениями автобиографических повестях нашей детской литературы. Но есть и принципиальная разница. В зоологическом очерке автор, даже будучи столь автобиографичным, как Перовская, рассказывает, в сущности, не о себе.
Очерки Чаплиной и Румянцевой вобрали в себя много свежих и острых наблюдений, иногда расходящихся с привычным «Бремом». «Чистая» же описательность этих очерков обличает новых в литературе людей. Этой «чистой» описательности уже нет у писателя Шкляра в его «Повести о зоопарке».
И еще одно общее замечание Бориса Бегака определенно касается книг Румянцевой и Чаплиной:
«…Надо заметить, однако, что к крупным недостаткам нашего детского очерка относится художественный перевес природы, животного, и особенно вещи [речь об очерках М.Ильина] над человеком…»

Вера Васильевна вспоминала: «После Румянцевских “Знакомых” мои “Малыши” показались мне такими неумелыми… Пришла расстроенная к Лебедеву и сказала, что вряд ли смогу писать так хорошо, как Ляля, - легко и эффектно, как настоящий писатель. На что Лебедев ответил: возможно, книга Румянцевой в чем-то и выигрывает в сравнении с вашей, но это будет ее первая и последняя книга, а вы будете писать. Так и вышло».

Первая книга Чаплиной оказалась самая богатая на профессиональные отклики.



Вторая книга, «Мои воспитанники» (1937) была отмечена лишь одной рецензией: А.Макаров. «Мои воспитанники» (журнал «Детская литература», 1938, № 6, с. 26-27).



Третий сборник рассказов, «Четвероногие друзья» (1947), имевший огромный успех у читателей и переведенный на множество языков, не удостоилась ни одной рецензии собратьев по цеху. Единственным откликом на него стала заметка в 4 абзаца зоолога Льва Хозацкого (журнал «Начальная школа», 1949, № 11, с. 46).






На последующие новые сборники Чаплиной «Питомцы зоопарка» (1955, + расширенная версия 1965 г.), «Друг чабана» (1962), «Случайные встречи» (1976) и другие - отечественных рецензий не было вовсе.
Так что ее первой книге очень повезло.
.

рецензии, книги Чаплиной, `Бегак Б.А., `Горлов Д.В., `Ватагин В.А., `Левитан С., `Злобин С.П., `Румянцева Е.Г., `Скребицкий Г.А., «Литературная газета», `Лебедев В.В.

Previous post Next post
Up