Каждое из Лиц Троицы "обладает умом, действием".

Nov 04, 2012 23:40

Кажется, одна из самых ранних доселе встречавшихся мне  "персоналистских" цитат.

"Если для блаженства жизни Божественной предполагается необходимым в Боге общение с кем-либо света, любви, свободы, действий, то какое общение полнее и блаженнее того, которое существует от вечности между тремя Лицами Пресвятой Троицы, из коих каждое обладает умом, ( Read more... )

персонализм, модернизм

Leave a comment

vazlav_s May 10 2013, 14:11:48 UTC
Троица не под рукой, а св. Кирилл под рукой, но я что-то там не найду таких слов, так что лучше было бы посмотреть цитаты.

Начнем с "О Троице" Августина: http://catholic-info.at.ua/biblio/avgustin_oTr1.4.html

Однако я могу с уверенностью сказать, что Отец, Сын и Святой Дух суть одной и той же сущности Бог Творец, Троица всемогущая, действующая нераздельно. Но как невозможно именовать Отца, Сына и Святого Духа нашими словами, которые, разумеется, суть телесные звуки, как только посредством их собственных временных промежутков, различенных определенным разделением, которые занимаются слогами каждого слова, точно так же невозможно нераздельно показать эту нераздельность [Троицы] посредством столь неравного и столь телесного творения. Ведь в их сущности, по которой Они суть, Отец, Сын и Святой Дух суть одно, [пребывая] одним и тем же вне какого-либо временного движения над целым творением без каких-либо промежутков времени или пространства от вечности к вечности, словно сама вечность, которая несть без истины и любви. В моих же словах Отец, Сын и Святой Дух разделены и не могут быть произнесены одновременно, а в видимых буквах раздельно занимают свои пространственные места. И каким образом, когда я называю свою память, понимание и волю, каждое из этих названий относится к отдельной способности, и, однако же, каждое обозначается всеми тремя, ибо нет ни одного из этих трех имен, которое бы не было в своем действии одновременно и моей памятью, и пониманием, и волей; точно так же и Троица действовала одновременно и в голосе Отца, и в плоти Сына, и в голубе Святого Духа, хотя каждое из них относится к отдельному Лицу. С помощью этого подобия так или иначе познается, что нераздельная в Себе Самой Троица является раздельно посредством образа видимой природы, и то, что действие Троицы нераздельно также и в отдельных образах, которые считаются относящимися к проявлению собственно или Отца, или Сына, или Святого Духа.

Я понимаю данный отрывок следующим образом.

1)Троица в Себе - непрерывна и нераздельна, а тварный мир дискретен, его объекты существуют обособленно, а не так, как ипостаси Троицы.

2) Из-за этого нет возможности с помощью тварных образов показать нераздельность Троицы, даже сами слова "Отец, Сын, Святой Дух" окащываются в нашем произношении или написании разделены пространственными и временными промежутками.

3) Поэтому всегда, когда мы рассматриваем какие-либо тварные образы Троицы, как и в Богоявлении имеем Голос с неба, голубя и Христа - мы должны понимать, что Троица действует одновременно, всецело и нераздельно и в голосе Отца, и в плоти Сына и в образе голубя. Таким образом Лица Троицы - по сравнению с лицами человеческой природы - выглядят скорее как некие условные "точки", из которых (от лица которых) Бог единым действием обращается к нам. В таком виде это соответствует и моему пониманию о едином сознании Троицы.

4) Особенно важно для меня тут свидетельство о том, что "голос Отца" в Богоявлении не понимается Августином как голос самого Отца, а как действие всей Троицы, т.е. и Сына тоже, и Св.Духа тоже.

Reply


Leave a comment

Up