Мадрид - Москва автостопом: шесть недель чудес. Неделя пятая: Восточная Европа (Венгрия и Словакия)

Oct 28, 2014 18:48



Усталость и долгожданные встречи в Будапеште. - Несостоявшийся автостоп в Словакию. - Тихий город Кошице. - Вполне состоявшийся автостоп в Польшу

1.
Среда, второе июля. Раннее утро. Окраина Будапешта. Мне это как-то не пришло в голову, но как раз тогда имелся повод отметить ровно месяц с момента, когда началось мое путешествие. Второго июня, сонный, я бродил по аэропорту Шереметьево и ждал объявления посадки на мадридский рейс. Один месяц спустя я снова был в аэропорту - он носил имя композитора Ференца Листа - и опять ждал, только на этот раз прибытия. Все так же сомнамбулически шатался по терминалам, покупал что-то в супермаркете, надеясь, что перекус придаст мне сил. Без мазы - после бессонных суток (полтора часа в автобусе не в счет) я так и оставался зомби. Зато вовремя прибыл к цели, не опоздал. Когда электронное табло сообщило о том, что самолет Москва-Будапешт успешно приземлился, я уже полчаса как дремал в пластиковом кресле прямо у автоматических дверей, из которых после получения багажа должны были повалить пассажиры. Часы показывали шесть.

Оля появилась одной из первых - высокая, стройная, с длинными светло-рыжими волосами, с большими серо-голубыми глазами на красивом, чуть утомленном лице. Голубые кеды, бежевые брюки, светлая футболка и маленький рюкзачок за спиной - только ручная кладь, без багажа. Мы не виделись с ней весь последний месяц, поэтому не могли оторваться друг от друга особенно долго… Оказалось, что, как и я, Оля не спала уже сутки, а, между тем, до своего крова мы могли добраться только к вечеру - к часу, когда будапештский каучсерфер Джордж должен был вернуться с работы. Поэтому я решил отправиться в какой-нибудь из городских парков, чтобы валяться там на травке и отдыхать. Пока мы отпаивались кофе в одной из аэропортовских кафешек (а это было долго), изучил в телефоне карту города, и после легкого завтрака мы двинули - сначала на автобусе до ближайшего метро, затем - до станции Западный вокзал, в самый центр венгерской столицы. Мы валились с ног, но оставалось совсем чуть-чуть - один километр по улице Святого Иштвана до реки, пара сотен шагов по широкому автомобильному мосту - и мы на Маргит-Зигет, узком и длинном острове посреди Дуная, полностью отданном под большой красивый парк. Нашли неплохую лужайку, скинули обувь и расстелили на траве мою туристическую пенку. Наконец, можно было лечь. Рядом валялся мой большой черный рюкзак и маленький светлый Олин. Откуда-то доносились приглушенные звуки музыки и голоса прохожих с ближайших аллей. Вокруг был жаркий летний день. Я лежал рядом с Олей - полтела на траве, полтела на узком коврике - и дремал. Иногда мы просыпались, и тогда обнимались и разговаривали, а потом снова проваливались в дрему. Нам было хорошо вместе в Будапеште.


Ко второй половине дня мы более-менее оклемались и пошли по мосту обратно в Пешт - так называется правобережная часть города, разделенного пополам Дунаем. Отобедали фалафелем в вегетарианском кафе, я выпил пару пива. После чего, уже совсем довольные, мы отправились прогуляться по центральным кварталам вдоль трамвайных путей, идущих параллельно реке. Прежде, чем являться к Джорджу, хотелось хоть немного взглянуть на город прояснившимся взглядом - и он сразу понравился. Впрочем, об этом позже. Подробный осмотр Будапешта мы решили оставить на завтра, а пока сели в трамвай и покатили на самый юг столицы. Там мы полчаса дожидались пригородную электричку. Джордж жил в пригороде, в местечке Дунахарасти, и по прибытию туда, мы еще минут 20 брели по безлюдному коттеджному поселку. На подходе к нужному дому перебудили окрестных собак, залаявших одна за другой по всей округе. На этот-то лай и вышел к своей калитке Джордж, улыбчивый очкарик-блондин лет тридцати пяти на вид. Мы познакомились и вошли в дом. Пока хозяин жарил на мангале мясо во внутреннем дворе, нам было предложено разместиться в гостиной и при желании посетить ванную. Когда мы увидели большой комфортный дом, красивую современную кухню, ванную с душевой кабиной и гостеприимного Джорджа, то поняли, что все наши дорожные тяготы оказались сполна вознаграждены и компенсированы. Все было снова хорошо.

- Ребят, когда будете готовы, приходите на кухню - будем ужинать! - крикнул со двора Джордж. - Дети и жена сейчас в отъезде, так что будем только мы втроем.

Тут, наверное, самое время рассказать о Джордже Бенде. Вообще-то его звали Дьёрдь или как-то так. Сам он сказал, что хрен мы выговорим его имя в венгерском варианте, так что «называйте меня просто Джордж». Джорджу 37, и он глава семейства, состоящего еще из жены и троих детей в возрасте от трех до восьми лет. По профессии - разработчик программного обеспечения для автомобилей на заводе «Мерседес-Бенц». Несмотря на вполне буржуазный антураж жилища и цивильный уклад жизни, семья была необычной. Здесь, в Дунахарасти, они регулярно принимали каучсерферов из разных стран, отдавая предпочтения путешествующим семьям - оказывается, на каучсерфинге есть и такие. Отправляясь в дальние поездки во время джорджевых отпусков, семейство Бенде также ночевало по впискам, у таких же гостеприимных семей. Будучи вполне респектабельным и состоявшимся человеком, Джордж сохранил открытое и непредвзятое отношение к миру и людям, а также отличное чувство юмора («А зачем ты кладешь на кровать три подушки? Я с вами спать не буду, я уйду к себе наверх!»). Кроме того, используя каучсерфинг, он хотел показать своим детям мир и людей в неформальной обстановке, если можно так сказать. Еще сильнее он удивил нас, когда сказал, что завтра утром, в четверг, он уедет на несколько дней, и больше мы не увидимся. Сначала я напрягся и решил, что, видимо, на вторую ночь в Будапеште нам придется искать хостел. Но нет.

- Вот вам ключи, - сказал Джордж, - чуть позже я объясню, как правильно включить сигнализацию перед уходом из дома. В пятницу, когда вы будете уезжать, обязательно убедитесь, что все окна и двери закрыты - иначе сигнализация не включится. Ключи оставьте в почтовом ящике на калитке. И еще одна просьба: по пятницам по нашей улице проезжает мусороуборочная машина, так что утром нужно будет выставить мусорные ведра к калитке. Хорошо?

Все эти инструкции он давал нам за ужином. Мы с Джорджем ели приготовленную на мангале курицу и пили пиво, а непьющей вегетарианке Оле были поданы овощи и сок. Болтали о том о сем, я переводил наш разговор с английского на русский для Оли. Наевшись, мы еще с полчаса провели на веранде за спокойной беседой под рюмку чего-то крепкого и душистого, домашнего приготовления. На Дунахарасти опустилась ночь, и вокруг было совсем тихо - только стрекотали кузнечики (или цикады какие-нибудь, черт их знает).

2.
В Венгрии начался заключительный, восточноевропейский этап моего трипа - правда, теперь уже не только моего, а совместного с Ольгой. Дорога домой (а именно домой я ехал все эти недели) должна была пролечь через Будапешт в Венгрии, Кошице в Словакии, Люблин в Польше и Минск в Белоруссии. Если прочертить между этими городами линии на карте, то может показаться, будто, задумывая маршрут, я решил аккуратно объехать Украину. Так оно, в общем, и было. Несмотря на то, что последние полгода во всех СМИ только и разговоров было, что про евромайдан, про аннексию Крыма Россией, про войну на Донбассе, - несмотря на все это, я очень хотел проехаться по братской республике, где до этого почти не бывал. Посетить Одессу, Киев, виденный два года назад прекрасный Львов. Однако в итоге от идеи пришлось отказаться - в середине апреля украинцы перестали пускать в страну практически всех мужчин с российским гражданством в возрасте от шестнадцати до шестидесяти лет (опасаясь, что среди них могут быть военные наемники). Таким образом, словакский городок Кошице и польский Люблин (оба расположены недалеко от украинской границы) появились в маршруте только потому, что въезд в Украину был для меня закрыт. И, разумеется, вся эта украинская заваруха и внешняя политика России стали одной из главных тем, о которой меня расспрашивали европейцы - каучсерферы, попутчики, водители, случайные знакомые. «Что ты думаешь об этом всем? Нравится ли тебе Путин?». И я рассказывал им об отвратительной информационной войне, о том, как целенаправленно и активно братские народы пытаются сделать врагами друг другу, о том, как лицемерно ведет себя российское руководство и какие фрики стояли и стоят у руля в Незалежной. Европейцы слушали, кивали… Большинство моих собеседников относились к российской политике с тревогой и настороженностью, однако если попытаться сделать из их слов некую выжимку, то получилось бы что-то вроде этого: «Да, бесспорно, Путин - он, конечно, диктатор и все такое… Авторитарный правитель… Но это ведь Россия, огромная северная страна… Может быть, именно такой человек ей и нужен? Крым, кстати, тоже был всегда российским, так что забрали его в целом справедливо…».

Обо всем этом мы говорили тем вечером и с Джорджем, сидя на веранде в плетеных креслах. Но, если честно, за последние несколько месяцев эти вещи настолько навязли в зубах, что мне было не очень-то интересно. Да и настроение портилось от всех этих разговоров. Так что мы сменили тему, а вскоре и вовсе разошлись по кроватям - на мерседесовский завод Джордж выезжал в шесть утра.

Зато мы с Олей спали вволю. Просторный светлый коттедж был в нашем распоряжении на целые сутки. Утром Оля готовила нам завтрак, мы пили кофе, ели тосты и были счастливы. Потом ехали в вагонах электрички и метро в центр Будапешта, к станции метро Деак Ференц Тер - площадь Ференца Деака. Площадь представляет собой большой зеленый сквер с лавками и аллеями, опознать который легко по огромному белому колесу обозрения, расположенному в его центре. Где-то под этим колесом у нас была назначена встреча с Вано, моим приятелем еще по родному городу Обнинску. Последние пару недель он, как и я, тусил в Европе - летал из города в город дешевыми рейсами авиакомпаний-лоукостеров. Все это время мы держали с ним связь в интернете и заранее сговорились повидаться в Будапеште - здесь наши маршруты пересекались в один и тот же день.

Ваню мы встретили там, где и договаривались - он сидел на одной из лавок. Узнать его совсем не сложно - толстый татуированный бритоголовый дядька лет тридцати с небольшим на вид, во вьетнамках, шортах и панковской футболке. В родном Обнинске его знают почти все - больше десяти лет он в качестве менеджера двигает местную поп-панк-группу «Дергать!» и регулярно привозит в Калужскую область всевозможных артистов - от более или менее андеграундных панк-рокеров до крупных рок-исполнителей типа «Ляписа Трубецкого» и Петра Мамонова. Несмотря на брутальную хардкор-внешность, Вано - очень добродушный и открытый человек, душа компании, шутник и балагур. Я познакомился с ним лет десять с чем-то назад, когда школьником ходил на панк-концерты в наш обнинский рок-клуб. Близкими друзьями мы не стали, будучи представителями как бы параллельных тусовок, но друг другу нравились, и повидаться с Ваней я всегда был рад. А уж встречи в Венгрии, вдалеке от родины, ждал с особым нетерпением.

Я познакомил Олю с Ваней, и начался наш долгий развеселый день в Будапеште. Сначала Вано повел нас в какой-то уличный кабак - там мы жахнули по пиву. Потом цепанули в супермаркете пузатую поллитровочку чудесного венгерского бальзама «Уникум», терпкого, вкусного и забористого (как «Егермайстер», только в полтора раза дешевле), и отправились гулять. В течение дня таких бутылочек было выпито еще несколько, и все получилось очень здорово - разговоры, шутки, приколы, покупка сувениров и совместные фотки то с будапештскими полицейскими, то с какими-то девочками-анимешницами (один из фирменных приколов Вано - особенно когда он в подпитии - это подходить в общественных местах к совершенно неожиданным персонажам и предлагать им вместе сфотографироваться). Ходили по улицам, набережным и мостам через Дунай, сидели в скверах и кафе, смеялись и всячески отжигали - как и положено олдовым обнинским панкам.

Город тоже порадовал. Будапешт оказался вполне европейской столицей в традиционном понимании слова «европейский» - с помпезными готическими дворцами, красивыми парками, мостами и чистыми старинными улочками с брусчаткой. Запомнились кованые ограды, богатые декором соборы, смотровые площадки с балюстрадами, речные трамваи и фуникулеры. Плюс отличная пешеходная и пассажирская инфраструктура - много разного общественного транспорта, много схем на остановках и в подземных переходах, все четко и понятно. Хотя и непонятно вместе с тем - из-за венгерского языка, непохожего вообще ни на какой. Уличные вывески и надписи вводили в ступор. Если в Испании и Италии без знания местных языков, имея в своем активе лишь русский, английский и французский, я почти всегда безошибочно угадывал смысл написанных слов по знакомым корням, то в Венгрии это не прокатывало совсем - из-за совершенно незнакомых мне финно-угорских корней здешней культуры. Достаточно сказать, что самоназвание Венгрии («Хангари» по-английски) обозначается заковыристым словом Магьярошсаг. Запомнить названия станций и улиц никак не получалось. Выручал лишь смартфон - с «Гугл-транслейтором» и GPS. Но, так или иначе, Будапешт - отличный красивый город с множеством интереснейших мест. И, конечно же, сюда надо будет обязательно вернуться - во-первых, понравилось, во-вторых, после литра с лишним «Уникума» на брата некоторые из воспоминаний остались чуть затуманенными алкогольной мглой. Поэтому и подробностей в рассказе о Будапеште особо не будет. Запомнилось лишь настроение классного летнего дня в красивом городе, разговоры о музыке, о поездках, общих друзьях, рок-концертах и всяческие хохмы. Оля с Ваней отлично поладили друг с другом. В самом конце дня мы отужинали сэндвичами с фалафелем и все тем же бальзамом за столом уличного кафе, а потом, распрощавшись с Вано, спустились с Олей в метро и поехали до станции Кобанья-Кишпешт. Там мы пересели на пригородную собаку, и уже совсем поздно вечером, часов в 11, приехали в Дунахарасти. Шли по пустому ночному поселку, рвали с деревьев вкусные ягоды, будили собак. Пришли в «свой» коттедж и улеглись спать. Классный был день.

3.
Автостоп - это не только способ бесплатно путешествовать. Да, финансовая составляющая определенно важна - достаточно сказать, что за первые четыре с половиной недели трипа на междугородный транспорт у меня ушло всего 90 евро (одну половину суммы истратил на паром из Италии в Грецию, другую - на «блаблакар» и - пару раз - на электрички). Даже не возьмусь подсчитывать, сколько денег съели бы автобусы, поезда и самолеты на этом маршруте - когда только один железнодорожный билет на расстояние 400-600 километров в Европе стоит не меньше полтинника (больше двух тысяч рублей, между прочим). Это в цивильных странах, типа Испании, Франции и Италии - на Балканах раза в полтора дешевле, но все равно изрядно. Автостоп позволяет обойтись без этих расходов, но дело еще и в другом: путешествия на попутках, сам их процесс, - это интересное времяпровождение, это приключения, это общение, это азарт от непредсказуемости результата. Поезда ходят по расписанию, а в автостопе такого нет и быть не может. Море и солнце! Молодость и красота! Движуха и романтика! Этот нюанс кому-то может нравиться, а кому-то - нет.

Утром в пятницу, когда мы с Олей проснулись в джорджевом коттедже и собирались ехать из Будапешта в Кошице, этот нюанс меня достал. Глупо, конечно, но неудача по дороге в Венгрию несколько подорвала мою веру в хитчхайкинг. Да и поднадоело стопить, если честно. Приключения - это круто, но на пятой неделе путешествия мне захотелось хоть немного предсказуемости и обывательской стабильности. Поэтому в Будапеште я то и дело пытался вбросить в Олино сознание идею ехать в Словакию на поезде. Но ее-то отпуск начался только что, и ей нетерпелось впервые покататься автостопом, и душа просила приключений. А у меня после вчерашней гулянки было похмелье, и мне хотелось подлечиться пивком, а потом поехать на вокзал и спокойненько купить билеты (которые к тому же стоили всего по 20 евро).

В итоге пересилило еще одно желание - порадовать Олю и дать ей заценить автостопной атмосферы после долгих месяцев ежедневных поездок лишь в офис. Ехать до Кошице было всего ничего - 260 километров. Мы отзавтракали, собрали рюкзаки, включили сигнализацию, как учил Джордж, закрыли дом и бросили ключи в почтовый ящик. Затем на электричке, метро и автобусе через центр города добрались до северо-восточной окраины и в середине дня заняли на трассе позицию, сначала - на выезде к автобану, затем - у автозаправки чуть подальше. Дорога пролегала среди спальных районов из панельных многоэтажек, практически неотличимых от родных российских. Всего мы провели на трассе часа два с половиной и так никого и не остановили. Трудно сказать, в чем была проблема. Может быть, венгры не врубаются в автостоп. Возможно, позиция была неудачной. А может, это мои внутренние вибрации передались окружающей среде, и доехать до Кошице на попутках нам было просто не суждено. В общем, в шестом часу вечера мы двинули обратно в центр города, на вокзал Келети - я успел выяснить в интернете, что через час с чем-то оттуда отправляется поезд в Словакию. Я оставил заметно погрустневшую Олю с вещами на привокзальной площади, среди величественных архитектурных красот старинного Будапешта, а сам побежал в кассы. Отстоял быструю очередь и за 12 тысяч форинтов (или 40 евро) вырубил билет на двоих - не два билета, как у нас в России, а именно билет на двоих. Пока ходил по вокзалу в поисках ларьках с чем-нибудь съестным, взгляд случайно упал на два запечатанных сэндвича-багета с сыром и ветчиной, лежащих в большой урне среди разного мусора. Все-таки долгое раздолбайское путешествие меняет: когда я доставал эти сэндвичи из мусорки, я совсем не озирался вокруг и не испытывал никакого стыда. Внимательно осмотрел целлофановую упаковку - совершенно целая. Дата изготовления в порядке. Произведено во Франции. Ну и хорошо - экономия, халявная еда. В магазинчике я цепанул пару пива в дорогу и вернулся к Оле. Кажется, удалось ее немного развеселить этими бутербродами и их историей. А потом мы сели в вагон, по две стороны от столика рядом с окном. Поезд мягко тронулся, и весь вечер мы ехали среди пасторальных пейзажей сначала сельской Венгрии, затем - Словакии.

Когда мы вышли на платформу на вокзале в Кошице, на улице уже стемнело. Маленький город встретил уютным светом фонарей в густых кронах деревьев, огромным готическим собором, брусчаткой тихих узких улочек и очень уютной и немного сказочной атмосферой. А еще - копами, которые оштрафовали меня на 15 евро за курение на платформе, но про это вспоминать не очень хочется, так что и не буду. Минут за 15 мы дошли до места ночлега - хостела на улице Вратна, безлюдной каменной дугой изогнувшейся среди старинных трехэтажных кварталов. Хостел оказался не менее сказочным, чем сам город. На первом этаже имелся бар и кафешка, на втором, к которому вела деревянная винтовая лестница - кровати. Нам, как паре, совершенно неожиданно досталась просторная двуспальная кровать за шторкой, которой можно отгородиться от всей комнаты. Да еще и со своим балкончиком! - полукруглым выступом с кованой оградкой. С него открывался вид на черепичные крыши, розовые стены, окна и кадки с зеленью. Место было, что называется, с атмосферой - все увешано картинами и фотками в рамках, повсюду милое старинное барахло. Разместившись, мы спустились поужинать, и решили сесть на веранде во внутреннем дворике, под открывающей стеклянной крышей. Когда мы ступили внутрь, Оля воскликнула от неожиданности - под ногами был песок, точно как на пляже. На песке стояли деревянные кресла и столы со свечками, тут же имелась небольшая лодка, в которой тоже были два столика, перекинутые через борта, и лавки. Играла приятная музыка, и нам было очень здорово. После кафе захотелось спать, но мы решили сначала немного пройтись по безлюдному ночному городу. Вот так закончился этот немного странный день.

4.
Как я уже говорил, в Кошице мы оказались только потому, что город расположен как раз на пути в Польшу и Белоруссию. Я ничего не знал о нем и никогда не мечтал здесь побывать. Но раз так получилось, что он оказался в нашем маршруте, на него был отведен целый день - суббота. Итак, немного вводных данных: год первого упоминаний о Кошице - 1230-й, население - 240 тысяч. Административный центр Кошицкого края. До украинской границы - меньше ста километров. Вот мы и подобрались к СНГ.

Первая вечерняя встреча с городом очень порадовала, но на следующий день выяснилось, что по пути в хостел мы успели посмотреть почти все, что тут есть интересного. Центр оказался совсем маленьким - только входишь во вкус, гуляя, а тут этот центр и заканчивается, сменяясь невыразительными спальными районами, состоящими то из белых каменных домиков частного сектора, то из панельных многоэтажек. И даже в центре было очень малолюдно - за исключением, разве что, центральной трамвайно-пешеходной улицы, которая так и называлась - Главна. Впрочем, город был очень милым - чистенько, аккуратно, красиво, есть на что посмотреть. Очень понравились огромные старинные дворцы и соборы средневековой постройки - святой Елизаветы, церковь урсулинок и другие. Продолжали радовать цены, и я уже не покупал свои обеды в супермаркетах. Вместо этого мы ели во вполне приличных кафе. Я радовался, что Оля со мной, и все было здорово. День завершили в сквере все у того же готического собора. После долгих прогулок мы часа два сидели на лавке у фонтана - за разговорами и бутылкой «Бехеровки» (правда, мне пришлось выпить ее одному, потому что Оля не пьет).

В общем, провести в Кошице день-полтора путешественнику стоит. Дольше - наверное, ни к чему. В воскресенье, последний день пятой недели трипа мы его покинули - впереди ждала Польша и город Люблин. Рано, еще до семи утра, вышли из хостела и направились к давешнему вокзалу. План был такой: на электричке доехать до городка Прешов (35 километров) и оттуда стопить машины в Люблин (еще 340 километров). Все прошло удачно - хорошая погода, горы и зеленые холмы за окном, неплохой автостоп. 15 километров - до поворота к польской границе - нас вез прихиппованный словак средних лет, а потом, уже до самого Люблина - веселый водитель-поляк на грузовом фургоне. Когда мы застопили его, остановилась не одна машина, а сразу три одинаковых фургона. Оказалось, что водители из одной транспортной компании и едут вместе, поэтому нам предложили оставить вещи в одной машине, а самим сесть в другую. Пётрек неплохо говорил по-русски, и всю дорогу мы болтали. Еще он переговаривался по рации со своими коллегами, преимущественно на польском мате - «дупа», «пердоле», «нема хуя» и так далее. Все они оказались очень простыми и добродушными дядьками - даже угостили бутерами, кофе и мороженым во время короткой остановки.

Вокруг была Польша - зеленые холмы и леса, поля с пшеницей и опрокинутыми цилиндрами сена, аккуратные городки и деревни с костелами. Два года назад я уже был в этой стране - тогда я дважды пересек ее автостопом из конца в конец и посетил несколько городов (Сувалки, Варшава и Вроцлав). Помню, тогда Польша и поляки мне очень понравились - этакая помесь совка с Европой, хороший автостоп, приятные люди (никакой русофобии!). Так что теперь все казалось мне знакомым и даже немного близким.

1. Вечером трудного дня в Будапеште


2. Такие вот электрички возили нас в Дунахарасти


3.


4. Вид на Дунай и Пешт, восточную часть города


5.


6.


7. старая школа обнинского панк-рока)


8.


9. В Дунахарсти, нашем поселке под Будапештом


10.


11. Фотка хорошая, но уехать в Кошице стопом все равно не полоучилось.


12. Вокзал Будпешт Келети


13. Вокзал Будпешт Келети


14. в дорогу провожал оркестр


15. Кошице


16.


17.


18.


19. Прешов, вокзал - по дороге в Польшу


20. Прешов, у нашей хитчхайк-позиции.


21. дорогами Польши


кошице, trip, венгрия, travel, польша, автостоп, евротур-2014, словакия, story, будапешт

Previous post Next post
Up