Мадрид - Москва автостопом: 6 недель чудес. Неделя четвертая: Балканы (часть 2 - Болгария и Сербия)

Oct 16, 2014 16:24



София, в которой как дома. - Автостопом в Белград. - Сербская столица и ее жители. - Трудный путь в Будапешт.

1.
Что я знал о Болгарии и болгарах до того, как их посетил? Славяне. Православные. Недавно вступили в Евросоюз. В прошлом - страна социалистического лагеря. Для жителей СССР - полузаграница, место пусть не самое модное и престижное, но точно желанное. Слышал, что когда-то командировок и турпутевок в Болгарию нашим людям приходилось добиваться. Об этом упоминалось в рассказах Довлатова, об этом я краем уха слышал в разговорах воспитательниц в моем детском саду, в начале 1990-х («Ей свекровь кроссовки из Болгарии привезла»). Тогда, на закате советской эпохи и в первые годы новой России, Болгария наряду с Польшей и Турцией стала одной из главных стран для так называемых торговцев-челноков, которые огромными клетчатыми баулами везли отсюда в государства бывшего Совка спортивные костюмы, лосины и джинсы. В наше время обеспеченные россияне скупают в Болгарии недвижимость - особым спросом пользуется черноморское побережье (популярный курорт, кстати). В памяти также хранились названия двух-трех болгарских городов: София, Пловдив, Варна. Еще я знал, что Болгария - родина давнего кумира российских домохозяек, поп-певца Филиппа Киркорова (или кто там его нынче слушает?). Вот, пожалуй, и все - то есть практически ничего. Так что изучать страну я начал, можно сказать, с нуля. Времени на это было, к сожалению, совсем мало - лишь день с небольшим.

Началось все с видов из окна машины, которуя я застопил недалеко от греческих Салоник. Большую часть пути до Софии, почти двести километров, мы ехали именно по Болгарии. За окном чередовались леса, пологие и крутые зеленые горы, поля и линии электропередач. Было видно, что с природой здесь порядок - во всяком случае, посмотреть есть на что. Иногда мы проезжали через поселки и города - довольно бедного вида, не как во Франции или Испании, а ближе к России. Вообще черты моей родины проявлялись в облике этой страны постоянно. Кириллическая азбука, похожий язык, похожая архитектура в спальных районах, православие, иконки в машинах и даже флаг почти такой же - только вместо синей полосы в середине болгарского триколора, между белым и красным, зажата полоса зеленая. В софийском метро - вагоны мытищинского завода «Метровагонмаш», такие же, как в московской подземке. На стенах и заборах столицы граффити - «ЦСКА София» и «цигане умрете!». В общем, София показалась мне городом какой-то фантастической, параллельной России - вроде бы все то же самое, но немного другое, как будто во сне. Сами болгары оказались очень дружелюбными и приветливыми - и те ребята, которые взяли меня на трассе в Греции, и Димитар, софийский каучсерфер.


«Здравствуй, Вася! Никакой-то проблем. Я буду тебя ждать. Только что-то мне охуеть - я очень долго по русского не говорил и очень часто ошибаюсь. В мной номер мобильного телефона…», - так ответил Димитар на мой запрос несколько дней назад. Добравшись до Софии, я выслал на указанный номер эсэмэску. Встретиться договорились в районе парка Борисова Градина - это в центре города, рядом со станцией метро Софийский университет. Где-то в этом парке Димитар тусовался с друзьями. Я добирался туда с юго-западной окраины - на трамвае, а затем на метро. По дороге снял в банкомате местных денег - они назывались левы. Один лев стоит примерно 25 рублей. На эту сумму можно как раз купить билет на одну поездку в общественном транспорте.

Димитара и компанию я встретил в переходе, у выхода наверх - они спускались мне навстречу. Познакомились. Было часов десять, вечеринка уже закончилась, и все разъезжались по домам. А мы с Димитаром пошли пешком к нему, куда-то недалеко. По дороге выпили по пиву. Купили в китайском кафе всякой еды на вынос. В магазинчике «Цигари, алкохол и захарни изделия» приобрели большую коробку вина. Уже стемнело, горели фонари. Деревья чуть шумели над нами своими густыми кронами, и было тепло. И вообще, вечер складывался очень хорошо. И Димитар оказался отличным мужиком.

36-летний болгарин из Софии, он получил хорошее образование и много повидал - окончил Софийский университет, несколько лет работал в Нидерландах, тусил по всей Европе, а в последние годы вновь вернулся на родину. Сейчас он руководит софийским подразделением какой-то голландской IT-компании и живет в родном городе, совсем недалеко от центра. Димитар - на редкость веселый и жизнерадостный персонаж, что видно уже по его улыбке. Любитель рок-н-ролла и позитивной движухи, путешествий и новых знакомств, треша и угара - родственная душа, в общем. Да и выглядел он гораздо моложе своих 36-ти - шорты и сандалии, длинные волосы и выбритые виски, рейверские солнцезащитные очки, расслабленный походнячок. По-русски он действительно говорил, но с сильным акцентом и множеством ошибок (времена, склонения, падежи). Впрочем, понимали мы друг друга без проблем. Шли по бульвару Шипченски проход и распевали песни «Ленинграда»: «Турбобой! Турбобой! Хуй со мноооой - хуй с тобой!!».

Потом сидели в креслах у него на балконе, на шестом этаже квартиры в жилой девятиэтажке, в которой он живет то ли один, то ли вместе со своим братом-близнецом (его дома не было). Окна выходили на улицу. Над небольшим парком и спальными кварталами виднелись очертания Витоша, горного массива у южной границы Софии. На столике между нами стояла китайская еда и стаканы с красным вином, которое Димитар любил разбавлять яблочным соком. Не обошлось и без пары рюмок домашней ракии - это такая фруктовая водка, которую делают и пьют южные славяне - от сербов и македонцев до болгар и хорватов. Часа полтора мы вели мирную беседу, пропуская стакан за стаканом и закусывая. Под конец Димитар начал клевать носом, и мы стали расходиться по комнатам - мне, кстати, была выделена отдельная, с толстым матрасом на полу. Обстановка была ни бедной, ни богатой - обычный интерьер среднестатистического постсоветского жилища. Помимо спальных мест, в двухкомнатной квартире было все, что нужно для цивильной жизни. Здесь я впервые за несколько дней посетил настоящую ванную и закинул в стиральную машину грязную одежду. Димитар также показал мне, где на кухне стоят бутылки с ромом и ракией («Наливай себе, когда захочешь») и предложил воспользоваться завтра его велосипедом, припаркованным в одной из комнат. Сам он рано утром уходил на работу, а я мог спать, сколько захочу. Так и закончился очередной балканский день.

2.
Утром я проснулся в пустой квартире. Поизучал с балкона городской пейзаж, отзавтракал остатками китайской еды, а затем воспользовался каждым из давешних предложений моего нового болгарского друга - похмелился парой стопок вкусной и жгучей домашней ракии и выкатил в прихожую велосипед. Спустился в тесном лифте на улицу и поехал по солнечной Софии.

Если бы София была российским городом, то, наверное, понравилась мне больше - все-таки к городам родины требования как-то пониже, да и чего от них ждать - тоже всегда известно. Но все эти неаполи с барселонами и генуи с марселями, видимо, избаловали мой невзыскательный прежде вкус. Архитектурных шедевров средневековья и эпохи возрождения в Софии не было. Моря и пальм - тоже. Даже реки нормальной не было. Имелся лишь небольшой и довольно приятный центр - много зелени, много брусчатки, много так называемого «сталинского» архитектурного стиля, чуть-чуть совсем старой старины. Но только выйдешь за пределы этого центра - и оказываешься среди бесконечных спальных районов, неотличимых от родных российских, только чуть беднее на вид (по крайней мере, если сравнивать с Москвой). Невыразительная серо-бетонная среда, одноцветные граффити с политическими призывами, подземные переходы, старенькие обшарпанные скверы, вразнобой остекленные балконы квартир. Больше, чем другие славянские страны, Болгария напомнила мне Россию и Белоруссию - гораздо больше, чем виденные пару лет назад Польша и Чехия, и больше, чем Сербия и Словакия, в которых я побывал спустя всего несколько дней после Софии. Похоже, что членство в Европейском союзе, которое длится уже 7 лет, с 2007-го, не очень-то помогает Болгарии в решении ее проблем.

Несколько часов я катался на велике по центру города и прилегающим к нему районам. Пару раз останавливался на привал - в сквере и кафе. Вечером, часов в семь, приехал к Димитару в офис, расположенный в центре, на улице Солунска. На своем рабочем месте мой болгарский друг был одет так же, как и в свободное время - шорты и футболка. По офисным помещениям он разгуливал босиком.

- Димитар, ты просто герой, что поднялся сегодня утром так рано! Я-то до одиннадцати спал, а тебе после вчерашнего, наверное, тяжко было идти на работу.
- Не, все нормально! Я тоже до одиннадцати спал - только вот здесь, на диване, - Димитар заржал. - Я же типа начальник, могу себе позволить.

Велосипед мы оставили в офисе и отправились гулять. Начинался вечер пятницы - четвертой пятницы в моем путешествии и последней пятницы июня. Мы снова побывали в парке Борисова градина - случайно застали там фестиваль народных коллективов балканских стран. Затем углубились в тихие кварталы центра Софии. В душевном и спокойном барчике пили ракию. Вечер набирал обороты. Затем мы оказались в большом ресторане через несколько кварталов - там отмечала пятницу компания димитаровских друзей и давних знакомых, интеллигентных болгар среднего возраста. Ракия отлично пилась в коктейле с колой. Я общался с этими мужчинами и женщинами, чокался с ними за что-то, а потом мы куда-то ушли. Димитар был совсем не дурак выпить! Вспоминается какой-то кабак, где мы отжигали с болгарской молодежью под фанк или что-то в этом роде… Дальше все окутано туманом, и не вспоминается уже ничего. Только следующее утро: матрас, одеяло и подушка в светлой комнате, лучи утреннего солнца на потолке и суровое похмелье.

3.
Хочешь - не хочешь, а надо было вставать, собираться с силами и ехать на трассу - стопить машины до Белграда, древней сербской столицы, - это 400 километров на северо-запад от Софии. Я выпил две или три кружки горячего чая, собрал рюкзак. Неунывающий Димитар проводил меня до станции метро Жолио-Кюри, и там мы с ним распрощались. На поезде, а затем на автобусе я добрался до пригорода. Автостоп пошел неплохо - до Белграда я добрался всего на двух машинах, каждую из которых ожидал минут по тридцать. Снова пейзажи - крутые скалы и зеленые долины… На болгарско-сербской границе мне поставили в паспорт очередной штамп. Большую часть пути я ехал с двумя болгарами, которые работали в венгерской авиакомпании и возвращались в Будапешт с побывки в родной Софии. Один, мой тезка Васил, оказался самолетным техником. Другой, Ивайло, сидевший за рулем, - пилотом гражданской авиации. И оба - позитивными веселыми дядьками, с которыми я всю дорогу общался и пил пивко. По приезду в Белград, часов в шесть вечера, мы вместе поужинали в забегаловке на окраине города. Мне порекомендовали попробовать плескавицу - это такая большая, плоская и круглая рубленая мясная котлета с кунжутом, поданная в пите, одно из главных балканских блюд. Плескавица понравилось - ароматно, вкусно и сытно. После ужина парням предстояло вернуться на трассу, а мне - двигать на восточную окраину Белграда, в район Карабурма. Там меня ждала сербская девушка Биляна с каучсерфинга - на мой запрос она ответила положительно буквально на днях. Я достал из кармана смартфон, по карте сориентировался на местности и пошел к ближайшей автобусной остановке. Было солнечно и тепло, похмелье рассеялось. Я втащил в подъехавший автобус рюкзак, занял стоячее место у окна и включил в наушниках музыку. Моя давняя мечта продолжала исполняться. Или скорее так - я продолжал ее исполнять. Уже четыре недели я продвигался от города к городу, от шоссе к шоссе, от первой попутной машины - к десятой и двадцатой. Как в калейдоскопе, менялись элементы окружающей меня действительности: архитектурные стили, языки дорожных указателей, прихожие, ванные и гостиные квартир, в которых я вписывался. Складываясь в определенную комбинацию, они формировали мои впечатления и воспоминания о каждом месте. Месяц назад, еще до выезда из дома, я опасался, что недели за три устану и захочу покоя. Но нет: недель прошло уже четыре, а вся эта круговерть нисколько мне не надоела. Даже напротив, я чувствовал себя на редкость хорошо - спокойно, бодро и уверенно. Шагнув навстречу риску, сойдя с накатанной дороги московской повседневности, я почувствовал себя нормальным. Вспомнилось, как порой легко на больной почве медленной и постылой рутины всходят ростки депрессий, неврозов и параной, болезненных душевных метаний и заморочек. За месяц в пути я напрочь забыл о них. Я ехал вперед, радовался новым местам, новым лицам и ничего не боялся.

4.
Своим расположением и ландшафтом Белград сильно напоминает Нижний Новгород - достаточно поочередно взглянуть на карты обоих городов. Нижний стоит на двух берегах Оки, которая, войдя в городскую черту, течет с юга на север и впадает в Волгу, широкую и многоводную. Над местом слияния двух рек, на крутом высоком берегу, стоит Нижегородский кремль. Именно отсюда разрастается в разные стороны древний русский город - от старинных кварталов исторического центра к спальным и промышленным окраинам на юго-западе и юго-востоке. В Белграде почти то же самое. Только вместо Оки - Сава, вместо Волги - Дунай, а вместо кремля - Белградская крепость. И большой город-миллионник вокруг.

С левого берега Савы, из района Нови Београд, я переправился на правый. Автобус пересек центральные районы и углубился в восточные окраины. Автобус, кстати, оказался современным и удобным - да и вообще с общественным транспортом в Белграде полный порядок. На каждой остановке висит простая и понятная схема маршрутов. Кроме того, можно легко узнать, когда придет нужный тебе транспорт - достаточно отправить эсэмэской на специальный номер код своей остановки и номер маршрута. В ответ приходит автоматическое сообщение: автобус едет там-то и там-то и прибудет через столько-то минут. Еще в Белграде есть трамваи - испанского производства, длинные, бесшумные, комфортные, обтекаемой формы и с затемненными окнами. Впрочем, на этом белградские евросовременности заканчиваются. Из окон моего автобуса был виден потрепанный, обшарпанный и не очень ухоженный город. На половине фасадов большими пятнами не хватало штукатурки, осыпавшейся кое-где аж до кирпича. Стены зданий на уровне первого этажа были сплошь изрисованы баллончиками - политические лозунги и названия футбольных команд. На тротуаре тут и там валялся мелкий мусор. Но - удивительное дело! - несмотря на всю эту неустроенность, город очаровывал с первых же минут. В старых улицах центра, в видах с моста через Саву и даже в окраинном райончике Карабурма проглядывалось какая-то своя атмосфера, что-то очень индивидуальное, необычное и присущее одному лишь Белграду. Был вечер субботы, и на изучение этой атмосферы у меня имелось еще два с лишним дня - до вторника. А пока что я ждал Биляну, выйдя из автобуса на остановке «Улица Дильска» - как она и написала мне в своем сообщении. Вокруг меня был довольно уютный спальный район, застроенный пяти-семиэтажными домами-коробками и утопающий в зелени деревьев. Автобусы один за другим привозили людей с работы, а я сидел на своем рюкзаке и курил самокрутку.

Вскоре появилась Биляна (или - сокращенно - Биля, как она просила себя называть) - высокая девушка в джинсах и кедах, с прямыми темно-рыжими крашеными волосами до плеч и спокойными карими глазами, очень вежливая и предупредительная. Мы познакомились и дворами пошли к ее дому, расположенному на улице Срнетичка. По дороге она рассказала, что живет с младшей сестрой и собакой. В квартире на пятом этаже одной из оштукатуренных бетонных коробок Карабурмы нас встретила юная брюнетка с короткой стрижкой и пирсингом в брови - сестра Милица - и веселый шарпей по кличке Артур. Жилище состояло из просторной гостиной, кухни и двух небольших комнат, одну из которых - свою собственную - Биляна уступила на три ночи мне. Обычная яркая девичья комнатка, вполне уютная и - главное - с видом на Дунай. Хозяйка помещения переехала на эти дни в гостиную - я был очень тронут таким гостеприимством и доверием. Особенно к незнакомому человеку. Наверное, помимо всего прочего свою роль здесь сыграл мой повысившийся рейтинг на каучсерфинге - к девятой по счету вписке на моей странице собралось несколько хороших отзывов от предыдущих хостов и просто новых знакомых. А это сильно повышает уровень доверия - впишут и в квартире, где живут одни девушки, и в коттедже многодетной семьи (об этом - впереди).

С Билей мы общались по-русски. Она говорила с заметным акцентом, но совсем неплохо -- в Белградском университете Биляна изучает русскую филологию. И вообще неравнодушна к России и русской культуре - даже приезжала пару раз в Москву и Углич по каким-то волонтерским программам, и оба раза жила в России по месяцу. Совсем вечером, когда стемнело, мы вышли на прогулку втроем - вместе с Артуром на поводке.

- Мой парень Мимо хочет познакомиться с тобой, - сказала Биляна, - сейчас он гуляет со своей собакой - пойдем к ним? Это недалеко.

К парню - так к парню. Надо ведь дать удостовериться, что я благонадежный гость, да и самому интересно. Мимо оказался немного смуглым, темноволосым пареньком лет тридцати - со здоровенной русской овчаркой на поводке, черной и мохнатой - ее звали Маша. Я узнал, что Мимо работает веб-дизайнером и что с Билей они вместе уже несколько лет. В районе Карабурма горели редкие фонари, кое-где сидели компании сербской молодежи с пивком. Редкие прохожие гуляли с собаками. Мы провели вместе с полчаса, а затем разошлись по домам - Мимо как раз жил неподалеку. Помню, про себя, в мыслях, я все удивлялся - почему он не приходит к Биляне ночевать? Особенно в ночь, когда ночевать к ней иду я?

Когда мы вернулись домой, спать не хотелось, поэтому еще долго сидели в гостиной на диванах за бутылочкой вина, болтая о том о сем - о Билиной жизни в России, о моем путешествии, о наших семьях и близких, о музыке и прочем. Общаться с Биляной оказалось просто и приятно - беседа шла как-то очень ненавязчиво и естественно. Ближе к часу ночи разошлись по кроватям. Я закрылся в своей комнатке и, уткнувшись в мобильник, долго слал «кауч реквесты» в Будапешт, а затем заснул. Через приоткрытое окно чувствовалось ночное дыхание Дуная.

5.
Так получилось, что мои знакомства с каждым из трех посещенных балканских городов прошли на колесах - от Салоник до Белграда. Утром в воскресенье Биляна договорилась с кем-то из знакомых, что нам предоставят для катания два велосипеда - хоть на целый день. Мы позавтракали, затем съездили за ними на автобусе и покатили к Дунаю. Еще одна белградская достопримечательность - это сеть велосипедных дорожек, которая охватывает значительную часть города и считается самой длинной в Европе - более шестисот километров. Наиболее популярные участки этой сети проходят по речным набережным - вдоль спальных районов и спортивных площадок, мимо стоящих на воде дебаркадеров-ресторанов и брошенных ржавых катеров, под стенами Белградской крепости и под бетонными развязками-эстакадами. Велодорожка взъезжает даже на огромный подвесной автомобильный мост и выводит в спальные районы Нового Белграда. Меня, как большого любителя велокатания, все это очень впечатлило. В России, например, такого нет ни в одном городе - даже в столицах.

Были на Ада Цыганлия, или Цыганском острове - это длинный зеленая полоса суши, протянувшаяся с юга на север по течению Савы. Сейчас этот остров искусственно соединен с восточным берегом и полностью отдан под парк - что-то вроде Серебряного бора в Москве. Запруженный с двух сторон участок реки стал длинным узким озером - его назвали Савским и окружили пляжами, кафешками, прокатами велосипедов и катамаранов. Очень популярное среди горожан и действительно приятное место. У озера мы присели отдохнуть. Съели на пляже по мороженому, затем я поплавал в теплой воде. Кругом шумел жаркий воскресный день. Народ загорал, купался, катался на роликах и велосипедах, жарил мясо на мангалах - все было хорошо.

Часам к трем мы, наконец, накатались и вернули велики владельцу. Затем отобедали в забегаловке с китайской кухней и продолжили активную программу: дождались автобуса и поехали в центральные районы, которые оказались особенно прекрасны - тенистыми зелеными улицами, православными соборами, дворцами постройки девятнадцатого века (то есть тех времен, когда сербы отвоевали независимость у турков и основали свое сербское государство). Исторический центр города имел вполне европейский вид, но сохранял особую белградскую атмосферу - все было как-то очень просто и уютно, по-домашнему. Уличные вывески говорили со мной на сербском языке в двух вариантах - на латинице и на кириллице, несколько отличающейся от русской или болгарской (например, для буквы Й используется J). Мы посетили практически все основные достопримечательности - в частности, громадный собор Святого Саввы, шикарные дворцы и помпезные корпусы государственного университета, каменную махину Белградской крепости на высоком берегу Дуная и парк Калемегдан вокруг нее.

Вот еще что запомнилось: пару раз на улицах встречались странные персонажи - то потрепанный черный мужичок в дырявом пиджаке и спортштанах проедет в запряженной лошадью деревенской телеге мимо Сербского парламента. То целая компания таких же мужичков, сидя под деревом на тротуаре, играет в карты и пьет пивко. «Цыгане», - пояснила Биляна. Цыгане оказались еще одной общей особенностью балканских стран - их здесь реально много, больше, чем где-либо еще. В России под цыганами обычно подразумевают приставучих шумных женщин в цветастых одеждах со смуглой кожей и золотыми зубами, разгуливающих по вокзалам большими группами с маленькими чумазыми детьми. Здесь же, на Балканах, среди цыган были представлены самые разные типы. В первую очередь, это, конечно, всевозможная беднота. И если русские националисты и ксенофобы ненавидят, главным образом, приезжих из Средней Азии и Кавказа, то для южнославянских правых главные враги - цыгане.

В общем, день получился долгим, интересным, насыщенным и на редкость активным. Обратно в Карабурму приехали уже в сумерках. По дороге накупили овощей и приготовили вегетарианский ужин из салатов и рагу - как-то уж так получилось. Снова допоздна сидели в гостиной. И опять, как и во многих других городах, я чувствовал себя как дома.

6.
В понедельник с утра до вечера лил дождь. Вернее, утром некоторое время было сухо, и, проснувшись, я успел сходить на пробежку к Дунаю, на набережную со смешным названием Ада Хуйа. Там я четверть часа «хуйарил» (ха-ха) трусцой - чего не делал с последних дней в России. Ожидал, что после четырех недель регулярного пьянства и почти полного отсутствия спортивной практики, буду плеваться легкими уже через пять минут после старта - но нет, пробежка далась легко и, как всегда по утрам, зарядила бодростью на целый день. Правда, бодрость эта так и не пригодилась - вскоре с неба закапало, поднялся штормовой ветер, и план очередной экскурсии пришлось заменить посиделками дома. Мы готовили еду, смотрели видео в интернете и общались. Вечером погода все-таки прояснилась, и я прогулялся один по Карабурме.

Так закончился первый летний месяц. Впереди меня ждали еще две недели путешествия и четыре страны - Венгрия, Словакия, Польша и Беларусь. А также встречи с теми, по кому скучал: через пару дней в Будапешт прилетала Оля, а на даче под Минском нас ждали мои родственники - бабушка и тетя. С Биляной мы расстались хорошими друзьями, и во вторник, 1 июля, я выехал навстречу новым приключениям. К полудню добрался до северо-западного белградского пригорода под названием Батайница и начал стопить машины в Будапешт. Светило солнце, машин ехало много, но, несмотря на все это, день получился самым неудачным за весь шестинедельный трип.

Первую фуру, до города Новы Сад, я ждал час. Проехав сто километров, снова застрял - для начала меня вежливо прогнал с трассы взявшийся откуда-то полицейский:
- Сейчас по шоссе поедет правительственная делегация, поэтому тебе придется куда-нибудь уйти. Через час можешь вернуться сюда, но пока что здесь находиться нельзя.
Вскоре дорогу совсем перекрыли, и на выездах к шоссе выстроились длинные очереди из автомобилей. Говорили, что в Белград должен был ехать венгерский премьер-министр. Или, наоборот, - сербский премьер ехал в Венгрию, не знаю. Я сидел у придорожной заправки и ждал. Когда дорогу открыли, и я, наконец, снова вышел стопить, на часах было около пяти вечера. После еще одного часа ожидания удалось застопить фуру до сербско-венгерской границы - это примерно половина 400-километрового пути от одной столицы к другой. И вот там-то, у границы, я встрял уже по-полной.

До Будапешта оставалось всего 200 километров. Позиция была вроде бы совсем неплохой: большая автозаправка с паркингом, магазином и кафе. Много автомобилей и туристических автобусов, едущих на северо-запад - в Венгрию и дальше в Европу. Но ни один из них так и не остановился - ни за час, ни за два. Для поддержания боевого духа я пару раз сбегал в магазин - за 100-граммовым мерзавчиком дешевой ракии и баночкой колы. Из банки я сливал треть содержимого в траву, а освободившееся место заполнял алкоголем. Получалось вкусно, забористо и недорого - меньше ста российских рублей за порцию коктейля. Я прикладывался к свой бурде, продолжал стопить и орал в гудящую автомобилями пустоту русские матерные песни. Возможно, проблема была в близости границы - и не просто границы, а границы с Евросоюзом, сквозь которую в цивильную Европу через Сербию регулярно пытается проникнуть всевозможный многонациональный сброд. Наверное, из-за этого меня и опасались подбирать.

С закатом солнца стало ощутимо холодать - пришлось даже утеплиться кофтой с капюшоном (если не ошибаюсь, тем вечером я надел ее лишь во второй раз за последние четыре недели). Когда стемнело, и я пошел за третьей банкой и третьим мерзавчиком, меня окликнул невысокий паренек в кожаной куртке, джинсах и с туго набитым рюкзаком за спиной. Выяснилось, что уже целый час, сидя у заправки, он наблюдал мои мытарства. Паренек представился Сашей (у сербов это имя тоже популярно) и объяснил мне: через полтора часа, в одиннадцать, здесь остановится большой автобус, который едет в Будапешт. Он, Саша, как раз ожидает этого автобуса и, если я хочу, то может позвонить в транспортную компанию и вписать в этот автобус и меня - нужно будет только заплатить водителю 20 евро. Я, конечно же, согласился. Саша сделал звонок, и проблема, кажется, была решена. Я угостил его банкой и мерзавчиком, и мы сели ждать автобуса за столами у заправки. Затем прошли триста метров по темному шоссе по направлению к границе - в транспортной компании Саше сообщили, что автобус вроде бы должен остановиться именно там. Мы гуляли туда-сюда под фонарями и болтали. Вокруг было полос десять не слишком оживленной трассы, упирающейся в широкую арку пограничного терминала, а также несколько магазинчиков и пунктов обмена валюты, где можно было продать сербские динары и купить венгерские форинты. Между ними бегала туда-сюда компания приставучих цыганских детей-попрошаек (особенно запомнилась однорукая девочка лет пяти - светленькая, милая и с культей от плеча до локтя). Да, день выдался нервным... Но теперь я был спокоен, потому что знал - надо лишь подождать еще полчасика, а потом я сяду в комфортное кресло у окна, и автобус довезет меня до самого Будапешта.

Увы, все получилось по-другому.

Когда автобус подъехал и автоматическая дверь открылась, Саша перекинулся парой слов с водителем в форменной рубашке, резво взобрался по ступенькам и исчез в глубине салона. Я попытался последовать за ним, но меня не пустили. Я попытался объясниться, но ни по-английски, ни по-русски водитель-серб не говорил. Лишь четко дал понять: мне в автобус нельзя. Тут вновь появился Саша, и я обратился к нему - разъясни, мол, этому упрямцу, что к чему. Саша перетер с водителем и объяснил, что автобус вообще-то едет в Вену (и сам Саша тоже едет в Вену), и останавливаться в Будапеште точно не будет. Все мои увещевания - мол, быстренько соскочу где-нибудь на окраине и так далее - действия не возымели. Мне было однозначно отказано.

- Еб твою мать, - произнес я, развернулся и побрел куда-то в ночь. На обочине бросил рюкзак на землю, присел, скрутил папироску. К очереди у пограничного терминала медленно подруливали легковушки, фуры и туристические автобусы - точно такие же, как тот, куда меня только что не взяли. Грузовики часто шипели, выпуская сжатый воздух, и отрывисто пищали, сдавая назад. Туристы из отдыхающих автобусов, стоя кучками, негромко переговаривались. Что же мне было делать? Для начала я написал эсэмэску будапештскому каучсерферу Джорджу, который обещал принять меня: извини, друг, но из-за неудачного автостопа сегодня уже не приеду. Он пожелал удачи и добавил, что ждет меня завтра вечером. Однако вопрос «как быть?» оставался открытым - в шесть утра в Будапешт прилетала Оля, и я непременно должен был встретить ее в аэропорту. По этой причине вариант ночлега в палатке отпадал - нужно было обязательно двигаться вперед, несмотря на усталость, ночь и полное непонимание перспектив.

Я решил вписаться в какой-нибудь автобус и начал подходить поочередно к каждому - а их у терминала в любой момент стояло по несколько штук, и место проехавших вперед тут же занимали другие. В ожидании своей очереди работники транспортных компаний и пассажиры курили, прогуливаясь поблизости. Я начал окучивать всех водителей подряд, начиная с ближайшего. Рассказывал по-русски и по-английски свою историю о неудачном автостопе, говорил, что обязательно оплачу свой проезд, но, несмотря на это, раз за разом мне давали от ворот поворот. Либо говорили, что едут не в Будапешт, либо ссылались на полицию, которая якобы не позволяет брать новых пассажиров на границе, либо просто не понимали. Хотя мне казалось - притворяются. В ту ночь все эти люди казались мне бесконечно холодными и чужими. Впрочем, времени, чтобы жалеть себя, не имелось. На меня обратили внимание копы и сказали, чтобы я уже прошел границу, а потом приставал к водителям. Как скажете! - и я, пеший турист с рюкзаком, встал в очередь к будке пограничницы между одной машиной и другой - должно быть, это смотрелось забавно.

После прохождения первой границы - на выезд из Сербии - мне, наконец, удалось достучаться до работника одного из автобусов. Он заговорил со мной по-английски.
- В чем твоя проблема? У тебя какие-то нелады с венгерской полицией? С документами что-то не так?
- Нет, я всего лишь пытался уехать стопом в Будапешт, но не вышло. Есть и паспорт, и шенген - с ними все в порядке. Просто не берет никто.
Парень сказал, что попробует помочь - только сначала я должен пересечь границу пешком и дойти до магазинчиков на венгерской стороне. Там автобус снова остановится, и тогда они меня возьмут, а потом высадят на окраине города у заправки, потому что через венгерскую столицу они едут транзитом.

Я так и сделал - вошел в Венгрию пешком. Часы показывали час ночи. Медленной чередой мимо меня тянулись автобусы. Наконец, показался мой. Прошло еще полчаса, пока все пассажиры пописали, покурили, купили в магазине еды и мы, наконец, тронулись. Я получил-таки вожделенное место у окна и тут же заснул. За стеклом было еще темно, когда меня разбудил тот парень - «Просыпайся - Будапешт!». Денег за проезд он так и не взял.

Я выполз на улицу, под мелкий дождик. Прошла всего пара часов после отправления. Вокруг была темнота, а среди нее - светлый остров автозаправки с магазином и кафе. Продавщицы немного говорили по-английски и смогли объяснить мне, что прямо сейчас можно доехать до будапештского аэропорта только на такси. И что они могут вызвать его для меня - правда, дорога обойдется в 30 евро (что примерно в два раза дороже билета на поезд Белград-Будапешт). Я немного подумал и согласился - других вариантов в четвертом часу утра все равно не было. Через 15 минут к магазину подъехала желтая машина с желтыми шашками. Я закинул в багажник рюкзак, уселся рядом с водителем и поехал по пригородам и эстакадам. В Будапеште светало.

Продолжение следует

1. вечерняя София, центр


2. в софийском метро


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.едем по Сербии


10.


11. Белград


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20. Дунай


21. Белградская крепость


22. Парк Калемегдан


23. Граффити в Карабурме


24.


25.


26. Белградский ларек


27. Спальные районы в Новом Белграде


28. В центре Белграда


29. Опять Карабурма


30.


путешествие, софия, сербия, автостоп, евротур-2014, белград, story, болгария

Previous post Next post
Up