Вчера начал перечитывать Шаламова. Считаю, что это полезное чтение для человека современного, тепличного. У него особого внимания заслуживает текст под названием «Что я видел и понял в лагере», который помогает лучше понять человеческую природу, проявляющуюся в крайних условиях. В этом списке более сорока пунктов, вот всего лишь несколько из них.
- Чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. Человек становился зверем через три недели - при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях.
- Главное средство растления души - холод...
- Понял, что дружба, товарищество никогда не зарождается в трудных, по-настоящему трудных - со ставкой жизни - условиях. Дружба зарождается в условиях трудных, но возможных (в больнице, а не в забое).
- Понял, что человек позднее всего хранит чувство злобы. Мяса на голодном человеке хватает только на злобу - к остальному он равнодушен.
- Понял, что человек стал человеком потому, что он физически крепче, цепче любого животного - никакая лошадь не выдерживает работы на Крайнем Севере.
- Увидел, что единственная группа людей, которая держалась хоть чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, - это религиозники - сектанты - почти все и большая часть попов.
- Увидел, каким веским аргументом для интеллигента бывает обыкновенная плюха.
- Побои как аргумент почти неотразимы.
- Понял, что можно жить злобой.
- Понял, что можно жить равнодушием.
- Понял, почему человек живет не надеждами - надежд никаких не бывает, не волей - какая там воля, а инстинктом, чувством самосохранения - тем же началом, что и дерево, камень, животное.
- Видел, что женщины порядочнее, самоотверженнее мужчин - на Колыме нет случаев, чтобы муж приехал за женой. А жены приезжали, многие...
- Узнал, что мир надо делить не на хороших и плохих людей, а на трусов и не трусов. 95% трусов при слабой угрозе способны на всякие подлости, смертельные подлости.
- Научился «планировать» жизнь на день вперед, не больше.
- Понял, что воры - не люди.
- Что знание людей - бесполезно, ибо своего поведения в отношении любого мерзавца я изменить не могу.