Понятно, что для меня наш Шерлок Холмс (Ливанов) и доктор Ватсон (Соломин) всегда были и остаются лучшими, я же к ним с детства привык. Но кроме того, приходилось мне слышать, что и за границей наш фильм признают лучшим. Правда, доказательств такого мнения мне до сегодняшнего дня видеть не приходилось. Но вот интервью с немецким кинокритиком Кристофом Хубером, которое он дал «Deutsche Welle » все расставляет по своим местам. Вот некоторые его ответы вопросы издания.
- Фильм снимался в СССР. Многие члены съемочной группы никогда не были в Лондоне, разве что во время короткой туристической поездки. Удалось ли в СССР воссоздать атмосферу викторианской эпохи?
- Меня эти фильмы убеждают. По крайней мере, они убедительнее, нежели многие западные картины. Американские фильмы ведь тоже снимались не в Лондоне. Декорации в советской картине подобраны с душой, а "советская Бейкер-стрит" - до сих пор наиболее тщательно обставленная квартира во всей холмсовской фильмографии.
- Многие россияне убеждены, что советский Холмс не просто самый лучший, но что лучшим его признают и на Западе. Есть ли у этого предположения какие-то основания?
- Без сомнения. Единственное, что на Западе может сравниться по масштабу и качеству, так это фильмы с Бэзилом Рэтбоуном в роли Холмса и Найджелом Брюсом в роли Ватсона, снимавшиеся с 1939 по 1946 годы. Их, также как и советские, можно пересматривать бесконечно. Но фильмы с Рэтбоуном куда свободнее обходятся с оригинальными текстами. Если же ценить близость к оригиналу, то у советских фильмов просто нет конкурентов.
- Что, помимо близости к оригиналу, советский Холмс еще подарил миру?
- Во-первых, Холмс и Ватсон впервые предстали тут равноценными фигурами. До этого фильма Ватсона в кино изображали, как правило, недалеким, туповатым. На этом фоне гениальность Холмса проявлялась еще ярче. Однако совершенно ясно, что Ватсон был чрезвычайно умным и скромным человеком, который порой просто подыгрывал другу. Скромность и заставляла его выглядеть порой наивно. Режиссер Игорь Масленников и его сценаристы почувствовали это. От серии к серии роль и значение Ватсона все увеличивались. Ватсон в советском фильме вышел из тени Холмса. Еще одна особенность - это тонкий психологизм, с которым вырисована фигура Холмса. Ливанов играет глубокую личность, а не Джеймса Бонда, каким его изображают сегодня.
- Имели ли западные зрители возможность увидеть советского Холмса?
- Фильм показывали в ГДР. Но настоящую популярность советская картина снискала в Великобритании. Дочка Конан Дойля, посмотрев фильм, сказала, что ее отец был бы очень доволен. Сама Маргарет Тэтчер заявила, что советский фильм - лучшая виденная ею экранизация "Холмса". Создатели фильма имели все основания гордиться успехом.
Источник интервью