Транспорт Верхневолжья | Как проходит транспортная реформа в Твери

Mar 01, 2020 18:31


Транспорт Твери образца 2019 года - грустное зрелище: заполненные маршрутками улицы, нормальный транспорт: автобусы и троллейбусы на улицах в меньшинстве. Трамвай закрыт уже как полтора года из-за нехватки денег. Из плюсов - транспортная карта Иволга с гибкой тарифной системой и возможность оплаты банковской картой в автобусах и троллейбусах ПАТП-1. Лучший показатель работы системы это то, что даже по выходным все пассажиры не помещались в маршрутки, а чтобы уехать после 20:00  с окраин нужно было ждать маршрутку больше 20 минут (сам стоял, ждал), а затем трястись стоя в забитой тесной газельке.



Тверские маршрутки.

Рано или поздно с таким транспортом нужно было что-то делать. В Твери смогли найти финансирование в виде Внешэкономбанка РФ, благодаря которому с 3 февраля 2020 года в Твери стартовала транспортная реформа.

Реформа заключается в отказе от самоокупаемости транспорта и в переходе на брутто-контракты. Суть таких контрактов в том, что перевозчики не получают напрямую деньги от пассажиров: деньги от пассажиров идут оператору системы, а тот уже оплачивает транспортную работу перевозчикам. По таким контрактам работают частные перевозчики в Москве. Их плюс в том, что перевозчик занимается собственно перевозками, а не попыткой получить больше денег (например ездить только в час пик и не ездить поздно вечером), все деньги идут вбелую.


Система оплаты

До реформы в Твери уже несколько лет существовала транспортная карта - Иволга, действовавшая в автобусах и троллейбусах (а до закрытия трамвая и в трамваях) ПАТП-1. Оплата производилась на валидаторах, установленных у каждой двери. На валидаторе у второй двери можно было оплатить проезд банковской картой. В маршрутках проезд осуществлялся по старинке - наличкой.

С зимы (до начала реформы) карта Иволга исчезла из продажи, на неё больше нельзя положить деньги (уже имеющиеся на карте средства тратить можно). По сути Иволга сейчас (в переходный период) обслуживает только оплату проезда банковской картой в автобусах и троллейбусах ПАТП-1.



Информация о списании средств с банковской карты при оплате проезда в тверском троллейбусе.

Вместо Иволги ввели новую карту: Волга.



Карта Волга на фоне Старого моста в Твери



Таблица-сравнение возможностей транспортных карт Иволга и Волга

Волга более функциональна, чем Иволга, более гибкая. Активируется онлайн на сайте, там же можно купить билеты и пополнить кошелек. Обслуживает карту контора, связанная с Москвой, что видно при пополнении баланса банковской картой. Предположительно это ЦППК. Интересно, что Иволга работает на «питерских» валидаторах, а «Волга» на московских.



Пополнение TK TVER MOSCOW RUS - текст перевода. В тексте упоминается Москва - основной регион работы ЦППК.

Вообще, список способов оплаты в новых автобусах очень обширный (список ниже взят у Александра Тугунова, он наиболее полно из ездивших в Тверь интересующихся транспортом вник в работу новой тарифной системы):

  1. Наличные оплата водителю, цена проезда при таком способе оплаты - 29 рублей.
  2. Разовая оплата банковскими продуктами  (карты, телефоны итд.) производится на валидаторах, расположенных возле  каждой двери в салоне. Валидаторы аналогичны новым московским, каждый  имеет связь с сервером системы оплаты. Цена разовой поездки при таком  способе оплаты - 25 рублей. Транзакция может занимать длительное время, при этом карта остается активной для следующей оплаты проезда.
  3. Оплата бесконтактной банковской картой с привязанным абонементом
  4. Транспортная карта “Волга”
  5. Оплата с помощью приложения для смартфона осуществляется в салоне автобуса путем  сканирования уникального для каждого автобуса QR-кода, наклеенного на  стеклах.

Транспорт Верхневолжья охватывает не только Тверь, но и Калининский район. На пригородных маршрутах действует зонная система оплаты, однако на сайте карты Волга информации о тарифах в пригородной зоне нет (есть только на сайте минтранса Тверской области: 3 рубля за км). Оплата по транспортной карте на пригородных маршрутах должна осуществляться так: карту нужно сначала приложить на входе, а затем на выходе. Валидаторы сами определяют стоимость поездки на основе местоположения автобуса.

Причём, если приложить карту один раз на городском маршруте, то ничего не случится, ибо максимальная сумма списания равна минимальной. А вот какая сумма спишется, если не приложить второй раз на пригородном маршруте - неизвестно, скорее всего максимальная сумма за маршрут.



Правила оплаты проезда транспортной картой.

Контроль оплаты осуществляют редкие контролёры.



Фото из ЖЖ Георгия Красникова: https://griphon.livejournal.com/466654.html

Хочется отметить стильный и неудобный сайт https://tvercard.ru. На нём части необходимой информации просто нет (например информации о тарифах в пригороде, списке действующих сейчас маршрутов, расписаний маршрутов (не по остановкам, а самих маршрутов). Схем маршрутов на сайте также нет. Во-многом это из-за того, что решили скрестить ежа с ужом: сайт транспортной реформы и сайт карты. Хотя и это можно сделать нормально.

Маршрутная сеть и вместимость транспортных средств



В ходе реформ обычно оптимизируют маршрутную сеть, переходят на пересадочную модель. Что же в Твери? В Твери количество маршрутов не изменилось, но существенно были изменены старые маршруты. Скажу так, маршрутную сеть причесали, но существенных изменений не произошло. При этом, всё таки был сделан шаг к пересадочности, однако стандартные билеты по тарифу кошелёк не предполагают бесплатных пересадок (в отличие от тарифной системы карты Иволга). Причём, абонементов на пригородных маршрутах нет, опции «апгрейда» абонемента также нет.



Старые маршруты преимущественно обслуживались автобусами малой и средней вместимости, из-за отсутствия принципиальных изменений в маршрутной сети сильно размер автобусов не вырос: большая часть новомодельных автобусов - средней вместимости моделей ЛиАЗ 4292 у АТП «Транспорт Верхневолжья» и МАЗ-206 у СВТК. Транспорт средней вместимости, пусть и низкопольный не очень хорошо подходит для основы городского транспорта, плохо справляется с пиковыми потоками. Хорошо хоть, что взяли двухдверные, а не трёхдверные автобусы средней вместимости, ибо в двухдверных автобусах больше сидений и более удобный салон. Но по сути, с точки зрения пассажира реформа свелась к замене маловместительных Спринтеров и Пазиков на ЛиАЗ 4292. Это никак нельзя назвать каким-то супер улучшением.

С другой стороны, после реформы можно будет отпраздновать почти полное искоренение автобусов малой вместимости с улиц Твери. То есть, на тех улицах, где раньше ходили только маршрутки, теперь ходят, пусть и небольшие, но автобусы.

Старые и новые перевозчики

Старый тверской муниципальный перевозчик - ПАТП-1, обслуживающий автобусы и троллейбусы после завершения переходного периода будет ликвидирован. Перевозчик имеет огромные долги, транспорт находится в плохом состоянии. После завершения реформы троллейбус будет закрыт. Бывший автобусный парк ПАТП-1 передан новому перевозчику "Верхневолжское автотранспортное предприятие", который принадлежит напополам московскому «Автолайну» и мэрии Твери.



Территория троллейбусного парка, где базируется сейчас весь подвижной состав ПАТП-1.

Причём, троллейбусные маршруты прекрасно можно было вписать в новую маршрутную сеть, однако у ЦППК, которые разрабатывали маршрутную сеть для транспортной реформы были другие идеи. Скорее всего, это связано с лоббизмом главного бенефициара реформы (кроме группы Автолайн) - группы ГАЗ, чьи автобусы были в основном куплены.



Троллейбусы доживают свои последние дни.

Все маршруточные перевозчики в Твери после завершения реформы будут закрыты, кроме одного - СВТК, который выиграл конкурсы на несколько новомодельных маршрутов, причём, судя по всему перевозчик связан с «Ранд-Трансом» - группой московских автобусных компаний, известных своим низким качеством работы. На это указывают вакансии Ранд-Транса в городе Тверь.

Впечатления от использования «Транспорта Верхневолжья» в переходный период

1) Голубых автобусов пока мало, сроки выхода перевозчиков на маршруты сорваны. Связано это как с нехваткой автобусов, так и с нехваткой водителей, которые не готовы идти работать за чистый оклад.



Тверь после транспортной реформы.

2) Информации о том: какие маршруты и когда войдут в новую маршрутную сеть на страницах «Транспорта Верхневолжья» НЕТ. Заявленный план замены маршрутов сорван, другого в сети не опубликовано.

3) В городе работают автобусы в символике «Транспорт Верхневолжья», работающие по старым тарифам. Это автобусы перевозчика СВТК, который ещё не завершил обслуживать свои «маршруточные» маршруты, но ещё не вышел на новые маршруты, а новые автобусы уже закупил.



Снаружи узнать о том, что автобус работает как маршрутка нельзя

4) Переходный период с одной карты на другую организован ужасно: "Иволга" уже не работает (ее нигде нельзя пополнить), а "Волга" работает только на паре маршрутов. В результате на неизвестно сколько переходных месяцев Тверь скатилась обратно к наличной оплате проезда

6) Новые автобусы ходят не так часто, как нужно, расписание соблюдается далеко не всегда, в том числе из-за нехватки автобусов.

7) Троллейбусы остаются одним из самых надёжных видов городского транспорта и ездят полные, довольно часто.



Заполныенный под завязку в выходной троллейбус.

8) Автобусы новой транспортной сети пустили по улицам, где практически нет асфальта и ужасные ямы, бедные ЛиАЗы бьются о дорогу брюхом и ломают подвеску. Не очень понятно сколько городские автобусы смогут работать без поломок на таком бездорожье.



По этой конкретной дороге автобусы не ходят, но на тех, где они ходят ситуация не лучше.

9) Хочется отметить полное отсутствие информации о работе новых маршрутов на остановках: ни номеров, ни интервалов, ни режима работы.



На остановках висят только расписания автобусов и троллейбусов ПАТП-1 непонятно какой свежести. Например, 5 маршрут уже минимум как пол года не работает.

Итог:

Возможно, авторы реформы и хотели сделать лучше, но фактически случился лишь передел рынка транспортных перевозок без существенных улучшений (замена ПАЗиков и троллейбусов на ЛиАЗ-4292) и с большими неудобствами для пассажиров в переходный период. Большие вопросы и к провозной способности новой системы. Уничтожение троллейбусов также не добавляет транспортной реформе очков.

Ну а напоследок посмотрите промо-ролик новой транспортной системы.

image You can watch this video on www.livejournal.com



бардак, Тверь, транспортная реформа, НОТ

Previous post Next post
Up