Друзья, если вы видите этот пост впервые, значит я еще плохо освоил ЖЖ. Запись должна была появиться у вас в пятницу. По крайней мере такую дату я поставил вручную. Во всяком случае пост писался две с лишним недели. Теперь я его с облегчением выкладываю.
Начну с лирических отступлений. Недавно прочел лекцию по византийской живописи 11 века, в связи с которой основательно перебрал фотографии Киевской Софии и впервые более-менее полно осознал весь объем имеющейся там живописи. Теперь корю себя за то, что много лет не удосуживался лишний раз съездить и посмотреть самый большой в мире памятник византийской живописи (не считая собора Монреале, конечно).
В Белоруссию к счастью поехать можно, тем более, что я сегодня (две недели назад) буквально загорелся идеей посмотреть Витебск. В прошлом году я проехал через него по дороге в Полоцк, и честно говоря, до сегодняшнего дня не представлял, что собственно можно в Витебске увидеть. Мне была известна лишь несчастная Благовещенская церковь 12 века, пережившая войну, но загубленная в 1961 году и представляющая собой сейчас почти полностью новодел. Однако несколько часов в интернете открыли мне глаза на истинную красоту этого города. Причем красота эта почти вся была восстановлена за последние десять лет! Материал настолько интересный и необычный, что я, натырив чужих фотографий
http://sergastra.livejournal.com/ http://oldcolor.livejournal.com/ http://www.fotobel.by/ http://www.holiday.by/ http://lput.ru/ и другие,собираюсь его сейчас разобрать. А летом наверное съездить и увидеть.
Православные храмы Белоруссии представляют собой явление для русской Церкви совершенно непривычное. Вообще православные культура и искусство в западных областях бывшей Киевской Руси, во-первых, с точки зрения классического древнерусского искусства чрезвычайно необычны, а, во-вторых, у нас мало известны. Сейчас меня будет интересовать наиболее поздний этап развития этой культуры в 18-19 веках. Вкратце он заключается в следующем. Так как большинство храмов в 18 веке принадлежали униатам, их строили и перестраивали в католических традициях, а именно в стиле так называемого виленского барокко. На последнем этапе возникли также храмы в стиле классицизм. В 19 веке все они были передано православной Церкви и претерпели закономерные архитектурные изменения. Базилики с двубашенными фасадами получили купола. Теперь вытянутые, а иногда и крестообразные храмы имели тройные завершения. Получились чрезвычайно выразительные и необыкновенно красивые постройки, сочетающие в себе барочную нарядность и динамику, изысканность пропорций, лаконизм классицизма - такая вот поразительная смесь, которую надо еще постараться зрительно разделить.
В Витебске городской ансамбль образовывали несколько перекликающихся друг с другом храмов разного масштаба, некоторые из которых венчали городские холмы, а другие прихотливо возникали на изгибах улиц, легко взмывая вверх тонкими колокольнями. Практически все они были снесены в 20 веке. Наверное самый красивый из них - Успенский собор 1743-77 годов постройки, реконструированный в начале 19 века был взорван в 1936 году, но несколько лет назад (2000-2011) восстановлен и теперь является кафедральным. Та же участь постигла и сочетавшуюся с ним Воскресенскую (Рынковую) церковь 1772 года (перестройка 1834 года) - разрушена в 1936, воссоздана в 2001-2009. Уцелел, хотя и потребовал восстановления памятник классицизма - Покровский собор 1821 года (перестроен в 1858 году). После войны здание храма стояло в руинах, потом в нем был устроен СИЗО. Восстановление церкви было начато в конце 80-х и завершилось в 1992 году! Вообще поражаешься, что одновременно с развалом Страна (не только одна Беларусь!) с неожиданным энтузиазмом бросилась восстанавливать то, что наилучшим образом свидетельствует о состоянии общества - архитектуру своих городов.
Успенский собор и Воскресенская церковь.
Старое фото С. М. Прокудина-Горского с видом на Воскресенскую церковь и Николаевский собор.
Перечисленные храмы - далеко не все, что было в городе в начале 20 века. Например, бывший до революции кафедральным Свято-Николаевский собор, первоначально костел св. Иосифа 1716-1731 годов постройки (перестройки 1842-43 и 1872 годов), опять таки переживший войну, но взорванный в 1957 году. Его уже думают восстанавливать - но не все же так сразу.
Однако, все это заинтересовало меня не только красотой архитектуры и самим по себе потрясающим актов воссоздания из ничего утерянного городского ансамбля. Дело в том, что, будучи в наши дни православными, восстановленные храмы получили каноническое древнерусское иконописное убранство. В сочетании с барочной архитектурой, менее всего приспособленной к традиционной системе росписи, это выглядит весьма неординарно и вместе с тем последовательно. Ясно, что это осознанная установка. Получается очень интересная ситуация, контрастирующая с положением вещей в России, где нет никакой общецерковной позиции в отношении иконописи. В наших современных храмах практически любые живописные стили совмещаются практически с любой архитектурой. Приятно видеть, что в Белоруссии похоже все совсем не так, а гораздо лучше. По-крайней мере храмы Витебска являют собой цельную картину содружества национального варианта барокко и русской (именно русской!) иконописи.
Это стоит увидеть в живую, чего себе в ближайшем будущем и желаю!
Посмотрим теперь сами храмы.
Сперва древняя Благовещенская церковь. Построена в первой половине 12 века, в 1759 году перестроена в барочном стиле без купола, в 1842 году была еще раз перестроена довольно противно в псевдорусском стиле и получила луковичный купол на глухом барабане. Пережила войну, но была взорвана в 1961 году. От нее остались руины, на основе которых храм был воссоздан в 1993-98 годах.
Вполне классический образец домонгольского зодчества, не лишенный индивидуальных черт. Теперь это увы почти целиком новодел с небольшими вкраплениями оставшейся подлинной кладки 12 века. Современный купол кажется мне слишком низким.
Тем не менее храм существует и он расписан. Конечно это не настоящая фреска - это силикатная живопись, вполне уже оправдавшая себя в сочетании с современными строительными материалами. Роспись со смелой и бурной фантазией наполняет собой весь храм, воплощая современные представления о искусстве 12 века и одновременно привнося в него нечто новое (фигуры равноапостольных Ольги и Владимира на алтарных столпах). По сравнению с другими храмами роспись производит впечатление избыточной, тем более в таком небольшом пространстве, да еще и с мозаичными иконами на алтарной преграде. Но храмы 12 века (см. собор Евфросиньева монастыря в Полоцке) действительно могли быть переполнены живописью. Адекватно оценить все это можно будет только в живую, чего себе еще раз желаю. Но и по фотографиям видно, что программа росписи и ее стиль выдержаны абсолютно грамотно, с большим вкусом. Это не та распространенная сейчас в России странная, фальшивая эклектика, совмещающая в себе иконописные черты с элементами академизма или безвкусными финтифлюшками. И это дорогого стоит.
Первой восстановленной в постсоветский период церковью стала Покровская, первоначально выстроенная в первых десятилетиях 19 века как костел ордена тринитариев. Это сравнительно приземистая трехнефная базилика. Во второй половине столетия храм превратился в православный, но только в 1913 году оказался заметно перестроен, получив купол, две колокольни (новой формы?) и новый округлый фронтон.
Несмотря на русскую форму главок и некрасивый глухой барабан с нарисованными окнами, храм производит убедительное, цельное впечатление. Боковые фасады сохраняют барочный характер и напоминают другие более ранние храмы Витебска. Но западный двубашенный фасад с портиком и плоскими нишами своей спокойной неподвижностью однозначно указывает на эпоху классицизма. Это впечатление не умаляет даже переделанный позднее фронтон, получившийся более барочным.
Ниши на фасаде расписаны, что соответствует их первоначальному назначению. Так делали и в 19 веке.
По-моему, получилась вполне стройная композиция, дополняющая архитектуру фасада. Узнается уже знакомый нам по Благовещенской церкви почерк художников. Однако, здесь не требовалось строгой ориентации на стиль определенной эпохи. Поэтому конкретные прототипы каждой из композиций взяты из разных источников: несущие икону ангелы из 17 века, Рождество Богоматери из 15 века, Успение из 12 и т. д. При этом все они художественно объединены, стилистически сплавлены, что достигается прежде всего за счет характерной фресочной цветовой гаммы: звучные синие фоны, желтые охры, мягкие красно-коричневые и т. д.
Внутренний вид храма производит впечатление более дробное. Архитектурные формы здесь тяжелые, приземистые. Двойной карниз со множеством обломов абсолютно барочный. Классицизм очевидно не повлиял на решение внутреннего пространства храма. Это продолжение барокко, памятниками которого был наполнен Витебск.
Здесь мы видим то живописное решение интерьера, которые повторится и в других восстановленных витебских храмах. Росписи не заполняют собой всех плоскостей, учитывая принципы западной архитектуры. Синие своды покрыты звездами, арки подчеркнуты золотистым желтым, карниз оставлен белым, продольные арки покрыты орнаментами. Фигуры идут лишь в нижнем ярусе росписи, заполняя плоскости пилонов и стен чуть выше человеческого роста. Получается тектоничная, устойчивая композиция, не разрушающая, а подчеркивающая архитектурные конструкции.
Несмотря на то, что сам по себе принцип распределения изображений здесь не древнерусский, сами образы и орнаменты исполнены в том же духе русской средневековой живописи. Впрочем, полного стилистического единства здесь не достигнуто. Все изображения выглядят как отдельные иконы, написанные прямо на стенах. Ростовые фигуры святых соседствуют с поясными образами Богородицы, из которых выделяются иконы 19-20 века, контрастирующие с традиционными иконографиями 15 века.
Самая очаровательная постройка - небольшая Воскресенская церковь, прихотливо стоящая на углу улицы и перекликающаяся своими высокими стройными звонницами с городской ратушей. Кстати, похоже, что эта ратуша оставалась единственной (!) не уничтоженной вертикалью исторической застройки.
Старая фотография
И новая!
В отличие от других возрожденных зданий Воскресенская церковь построена не совсем такой, какой была на момент разрушения. Ей намеренно вернули первоначальный, доправославный вид. Сделали стилистически чистой, реконструировав подпорченные перестройками аутентичные барочные формы. И получилось хорошо! Ведь именно в таком виде архитектура церкви работает полнее всего, оживляя весь окружающий ее ансамбль.
Храм совсем небольшой - это однонефная базилика, короткая и высокая, с узким стройным фасадом, завершенным двумя тонкими, очень легкими колокольнями и таким же двухъярусным фронтоном (?!) между ними. Легкая вибрация всех поверхностей, акцентированность углов и граней, стремительный взлет форм и их ступенчатое, пружинистое развитие.
Хорошо, что самый динамичный, легкий и даже игривый, радостный образ сообщен храму именно с таким посвящением.
Вместо ненужного здесь купола над алтарем возникает высокий, декоративный фронтон изогнутой формы, украшенный храмовым образом Воскресения Христова.
Интерьер здесь получился гораздо удачнее, чем в Покровской церкви. Храм высокий, просторный, хотя на самом деле маленький. Стены нефа оформлены крупными сдвоенными колоннами с раскрепованным антаблементом, прерываемым окнами. Принцип расположения росписей тот же, что и в Покровской церкви. Фрески (назовем их так) огибают цветастым ковром весь периметр стен, включая апсиду. Разделяющие их колонны отсчитывают ритм, придавая каждой композиции стройный, вертикальный силуэт. Традиционная процессия Евхаристии идеально вписана в полукружие алтаря. Колонны и антаблемент вновь оставлены белыми. Свод сделан цветным, но лишен изображений, которые были бы здесь излишни.
Иконостас - невысокая тонкая преграда с выразительным золотом икон.
Так как традиционных образов в куполе и конхе (своде) апсиды здесь нет, роспись завершается оплечным образом (практически иконой) Христа, вписанной в распалубку свода. Фон распалубки сделан красным, окружающие плоскости свода покрыты мандорлой, окружающей образ Спасителя. Получается крайне неожиданное сочетание вполне привычных иконописных элементов. Краткий извод иконографии Вседержителя-Пантократора оказывается окружен теофанической мандорлой, придающей образу эсхатологическое звучание, характерное для раннехристианской живописи. (Я понимаю, что меня поймут только люди, имеющие такое же образования, как и я, но простите меня пожалуйста!)
Последним из зданий, вернувшихся в городской ансамбль, стал кафедральный Успенский собор - огромная купольная базилика, возвышающаяся на холме над рекой недалеко от Воскресенской церкви.
На самом деле мне чрезвычайно нравится такая архитектурная композиция. В ней одновременно объемно выражены и трехнефная базилика, и крест с высокими рукавами, и венчающий средокрестие купол, и экранный двухбашенный фасад, и вертикали звонниц. Архитектурные формы то расширяются, то сужаются. Развернутый перед входящим в храм фасад как бы представляет скрывающееся за ним здание. Широко расставленные колокольни предваряют собой боковые рукава креста. Массивный объем храма уравновешивается более сложным, пластически расчлененным западным фасадом.
Действительно! Архитектурный облик храма стилистически не вполне чист. Оформленный пучками колонн западный фасад с выступающими звонницами - барокко, рукава же креста с лаконичными пилястрами и треугольными фронтонами - классицизм, возникший при перестройке собора в 19 веке. Но это-то и хорошо! Именно в таком сочетании приемы каждого из стилей становятся выразительнее. Теперь же, когда храм выстроен заново на пустом месте, каждая деталь его облика воспринимается уже не как наследие той или иной эпохи, а как последовательно подобранные художественные приемы, создающие единый цельный образ. Можно также сказать, что в небольшой Воскресенской церкви самая прелесть ее облика заключалась в барочной игре форм, которые были ей возвращены несмотря на требования православной традиции. Монументальный же собор напротив утратил бы львиную долю своей выразительности, если бы оказался превращен в базилику и лишен своего классицистического купола.
Если внешне храм был восстановлен как копия разрушенного, то его новый интерьер решен творчески и представляет собой удивительное явление. Здесь вновь можно увидеть настойчивую ориентацию на классическую русскую иконопись. Однако вместе с этим художники показали и понимание специфической архитектуры здания. В данном случае они ограничились немногочисленными фигуративными изображениями, отдав почти все расписанные поверхности строго подобранному орнаменту.
Как бы ни был интересен прежний интерьер, запечатленный на фотографии Прокудина-Горского, с классическими кессонами на арках и голубым готическим сводом алтаря, высоким иконостасом и академическими фигурами евангелистов в парусах, восстанавливать его именно таким наверное не имело смысла. Стиль поздних академических икон едва ли возможно искренно повторить. Получилась бы сухая, скучная стилизация.
Великолепнее всего в новой росписи получился свод центрального нефа, напоминающий собой пульсирующий, воздушный балдахин. Стены же главного нефа и все пространство боковых нефов орнамента лишены. Их желто-белая раскраска подчеркивает архитектурную конструкцию, ее барочно-классицистический характер. Расписанные же своды напоминают деревянные навесные потолки или украшенные стропила некоторых средневековых соборов. Орнамент незаметно сочетает в себе как византийские, так и классицистические мотивы. Чрезвычайно изобретательны ромбовидные, подчеркивающие изгибы сводов кессоны.
Те же кессоны, только с византийским орнаментом. Вновь объединяющим началом является колорит - на этот раз сдержанный, серовато-голубой.
Фигуративная роспись располагается исключительно в алтаре. Кроме нее есть лишь евангелисты в парусах. Купол же, как и все своды решены исключительно орнаментально. С этого ракурса хорошо видна самая удачная часть алтарной росписи - величественные фигуры Богоматери Оранты и двух архангелов, заключенные в широкие простенки между пилястрами.
Большой промах - слишком высокий иконостас, закрывающий с близкого расстояния роспись. Сам по себе он очень даже неплох. Скучно выглядят только полукруглые завершения верхних икон - то же самое было и в Воскресенский церкви.
Зубчатый же проем царских врат, мраморные колонны, эффектный замковый камень, белый фон и золото - все это само по себе очень красиво!
Жалко, что на фотографиях не видно среднего регистра алтарной росписи - Евхаристии, которая, видимо, не хуже верхних фигур Богородицы и архангелов. Нижний же ярус почему-то решен иначе. Масштаб росписи уменьшается. Почему-то изменен цвет фона - желтый вместо голубовато-серого. Вместе с ним переменился весь колорит, ставший более зависимым от станковой иконописи - иконы всегда отличались по цвету от фресок, обладая более яркими и теплыми оттенками красок.
Крайне оригинально расположение на горнем месте образа рублевской Троицы. Ее согласно современной моде вписали в медальон, нарочито подчеркивая круговое построение композиции. Само по себе изображение Троицы на горнем месте неожиданно - мне не известно ни одного подобного примера. Расположение образа Святой Троицы в нижнем ряду росписей смело как с содержательной, так и с художественной точки зрения: медальон - неустойчивая форма, мало подходящая для нижнего яруса. Другое дело традиционные медальоны с фигурами святителей, которые должны образовывать огибающий апсиду фриз.
Хотя росписи купола и парусов решены по-новому, не так, как было в 19 веке, их нынешний вид все равно напоминает именно 19 век: спокойный, разреженный классицизм - чуть провинциальный, элегичный, навевающий чувство тишины, молчания, неспешного размышления. Конечно, чисто орнаментальный купол с окружающими его евангелистами - слишком просто, даже пусто по сравнению со стройной и насыщенной программой византийского типа. Но такова архитектура! Нагруженная фигурами роспись была бы здесь неуместна. Несмотря на присутствие купола, он остается в интерьере храма вторичным, тогда как важнейшую роль играет апсида - смысловой центр базилики. В ней и располагаются все моленные образы.
На этом пока восстановленные и недавно расписанные храмы Витебска заканчиваются. В заключение поглядим на пока еще ожидающий своей очереди Никольский собор, имевший перед разрушением довольно неказистые псевдорусские купола. Его восстановление конечно же потребует исключения этой безвкусной детали, не имеющей отношения к настоящей национальной архитектуре.
На последней картинке старый - 18 века - вид Воскресенский церкви (справа) с ее восстановленным сейчас фронтоном. Напротив, на другой стороне улицы (слева) - Троицкий костел, превращенный в 19 веке в архив, а в 20 также уничтоженный. Вдалеке в перспективе улицы - Никольский собор.