- Perhaps it hasn't one, - Alice ventured to remark.
- Tut, tut, child! - said the Duchess.
- Everything's got a moral, if only you can find it.
В общем и целом
ashy_eyes почти угадала, о ком пойдет речь.
Нам же надлежит сместить акценты на соответствующий нашей теме жанр и на другой уровень обобщения.
Для начала покажем, что некоторые мифологические мотивы, присущие славянскому змею, соответствуют
таковым же для китайских лис-оборотней.
1. Это именно зверь, оборачивающийся человеком.
Ну, почти: зверь - не зверь, но уж точно
не оборачивающийся зверем человек.
Оборачиваются же сии звери-незвери человеками в основном именно с целью вступить в сексуальные отношения с человеком (см. п.3.). Таким образом, эти два мотива связаны логически, как и случае китайской лисы-оборотня. А это обстоятельство даёт нам ещё один, дополнительный, общий мотив:
1.1. Мифологический персонаж обращается человеком с целью вступить в сексуальные отношения с героем (ваш КО).
2.
Он соответствует мотиву i76a.
3.
Он вступает в сексуальные отношения с человеком.
4. Он пьёт у жертвы... (не кровь, но вполне питательный в сыром виде продукт):
Феодор. Добровольский В. Н. Смоленский областной словарь. 1914.
Причем мотив сосания груди тут появился именно на славянской почве, так как в
апокрифическом первоисточнике он отсутствует.
Для славянского же мифологического сознания, сосание змеем молока непосредственно из самки культурного млекопитающего - обычное дело (
см. первую цитату здесь).
Впрочем, и питие таким недобрым способом крови у жертвы тоже случается (см., напр., нижнюю цитату по ссылке п.3).
Что же касается отличия, "не позволяющего вписать этот персонаж в китайскую мифологическую систему", то заключается оно в том, что китайская лиса-оборотень обычно (но не всегда) самка, и вступает она в сексуальную связь с человеком - самцом (ради "мужской" энергии Ян), а славянский змей, как правило (но тоже не всегда),
самец, и вступает в связь с человеческой самкой.
А с китайской метафизикой это обстоятельство дружит, поскольку славянский змей имеет
огненную природу, то есть относится к энергии Ян, и, следовательно, для гармонии ему необходим источник "женской" энергии Инь.
4.1.? Является ли данное обстоятельство ещё одним общим мотивом, я решить пока затрудняюсь.
5. Но как видно из нижней цитаты по
последней приведенной ссылке, в какой-то момент славянский змей стал,
как и китайская лиса-оборотень, ассоциироваться с душами умерших.
6. То же касается и мотива
Духа местности. Совпадение особенностей развития этого мотива вплоть до
похожих пословиц особенно впечатляют.
7. Ну и, что греха таить, мотив
непростых отношений с
богом-громовиком, на коем столь искромётно зиждется ОИЕМ, также имеет место быть, причем до последнего времени имел в славянской среде склонность к постоянному самовозрождению:
Каллаш В. Палий и Мазепа. 1889.
Там же.
Ничего не забыл?