Хули - цзин. Прелюдия морали: китайский лис, славянский змей.

Nov 26, 2011 19:12


- Perhaps it hasn't one, - Alice ventured to remark.
- Tut, tut, child! - said the Duchess.
- Everything's got a moral, if only you can find it.

В общем и целом
ashy_eyes почти угадала, о ком пойдет речь.
Нам же надлежит сместить акценты на соответствующий нашей теме жанр и на другой уровень обобщения.

Для начала покажем, что некоторые мифологические мотивы, присущие славянскому змею, соответствуют таковым же для китайских лис-оборотней.

1. Это именно зверь, оборачивающийся человеком.
Ну, почти: зверь - не зверь, но уж точно не оборачивающийся зверем человек.
Оборачиваются же сии звери-незвери человеками в основном именно с целью вступить в сексуальные отношения с человеком (см. п.3.). Таким образом, эти два мотива связаны логически, как и случае китайской лисы-оборотня. А это обстоятельство даёт нам ещё один, дополнительный, общий мотив:

1.1. Мифологический персонаж обращается человеком с целью вступить в сексуальные отношения с героем (ваш КО).

2. Он соответствует мотиву i76a.

3. Он вступает в сексуальные отношения с человеком.

4. Он пьёт у жертвы... (не кровь, но вполне питательный в сыром виде продукт):



Феодор. Добровольский В. Н. Смоленский областной словарь. 1914.

Причем мотив сосания груди тут появился именно на славянской почве, так как в апокрифическом первоисточнике он отсутствует.
Для славянского же мифологического сознания, сосание змеем молока непосредственно из самки культурного млекопитающего - обычное дело ( см. первую цитату здесь).
Впрочем, и питие таким недобрым способом крови у жертвы тоже случается (см., напр., нижнюю цитату по ссылке п.3).

Что же касается отличия, "не позволяющего вписать этот персонаж в китайскую мифологическую систему", то заключается оно в том, что китайская лиса-оборотень обычно (но не всегда) самка, и вступает она в сексуальную связь с человеком - самцом (ради "мужской" энергии Ян), а славянский змей, как правило (но тоже не всегда), самец, и вступает в связь с человеческой самкой.
А с китайской метафизикой это обстоятельство дружит, поскольку славянский змей имеет огненную природу, то есть относится к энергии Ян, и, следовательно, для гармонии ему необходим источник "женской" энергии Инь.

4.1.? Является ли данное обстоятельство ещё одним общим мотивом, я решить пока затрудняюсь.

5. Но как видно из нижней цитаты по последней приведенной ссылке, в какой-то момент славянский змей стал, как и китайская лиса-оборотень, ассоциироваться с душами умерших.

6. То же касается и мотива Духа местности. Совпадение особенностей развития этого мотива вплоть до похожих пословиц особенно впечатляют.

7. Ну и, что греха таить, мотив непростых отношений с богом-громовиком, на коем столь искромётно зиждется ОИЕМ, также имеет место быть, причем до последнего времени имел в славянской среде склонность к постоянному самовозрождению:



Каллаш В. Палий и Мазепа. 1889.



Там же.

Ничего не забыл?

Мерзость ОИЕМ, , ВТСЗ

Previous post Next post
Up