Хули - цзин. 第二卷, Лисы, оборотни и вампиры.

Nov 24, 2011 08:29

Разумеется, нельзя проводить параллели между мотивом китайского оборотня (например, лисы) и оборотня европейского (например волка-ликантропа). Это совершенно разные мотивы:



Алимов И.А. Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. 2008.

То есть, китайская лиса-оборотень это именно лиса, и в человека она оборачивается с вполне определенной целью.
А именно, ради перехода на новую стадию метаморфоза, развития субъекта в соответствии с мотивом i76a. Это такое обращение ради превращения.



Го Пу 郭璞. Записки из мрака 玄中记.
в Алимов И.А. Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. 2008.

Впрочем, современник Го Пу - Гань Бао сообщает другие сроки для возможности лисе оборачиваться человеком:



Гань Бао 干宝. Записки о поисках духов 搜神记. XII, 300.

Кстати, в пользу версии Го Пу имеется больше свидетельств. Так, например, намного более поздний автор Лю Фу, пересказывая одну новеллу Гань Бао, изменяет возраст лисы, научившейся оборачиваться человеком, с 1000 лет на 100:

[Много букв.]
Версия Гань Бао:



Гань Бао 干宝. Записки о поисках духов 搜神记. XVIII, 421.

Версия Лю Фу:



Лю Фу 劉斧. Высокие суждения у дворцовых ворот 青瑣高議.
в Алимов И.А. Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. 2008.


А теперь самое главное - зачем лисе учиться оборачиваться человеком?
Понять это невозможно, если не принять во внимание даосскую религиозную практику "выращивания пилюли бессмертия".



Алимов И.А. Китайский культ лисы и Удивительная встреча в Западном Шу Ли Сянь-Миня. 1993.

"Даосская пилюля бессмертия" выращивается внутри организма даоса, если что. Подробный рассказ об этом процессе уведет нас далеко от нашей темы, так что предлагаю просто поверить мне на слово.
И, таким образом, надо полагать, для обретения бессмертия лисе нужен человеческий организм как инкубатор пилюли.

Логичненько...

Вот, в качестве примера таких текстов, приведу один длинный рассказ позднего автора Пу Сун-Лина, большого любителя лис.
[Очень много букв.]


Пу Сунлин 蒲松齡. Лисьи чары 聊齋志異. Четвертая Ху.


Трудно также не согласиться с мнением Игоря Александровича касательно потребности нечисти - носителе энергии Инь - в дополнительных источниках энергии Ян.
Для гармонии Иню нужен Ян и наоборот.

Крайне важным аспектом всего этого дела является тот факт, что такая китайская версия вампиризма абсолютно естественно сочетается с теоретическими положениями традиционной китайской науки. Чего совершенно нельзя сказать о естественно-научных представлениях европейских ученых античности и средневековья.
Другими словами, зачем китайскому вампиру пить ци своих жертв - совершенно понятно и логично. Так же логично и "научно" объяснить, зачем европейским вампирам пить человеческую кровь лично у меня не получается.
Есть, конечно, некоторые ближневосточные табу на проливание крови, но как это связать с вампирами?
Да и сырая кровь вроде вообще не очень-то переваривается.

Впрочем, в славянской мифологической системе есть более близкий аналог лисам-оборотням по рассмотренным нами здесь критериям:
1. Это именно зверь, оборачивающийся человеком.
2. Он соответствует мотиву i76a.
3. Он вступает в сексуальные отношения с человеком.
4. Он пьёт у жертвы... (не кровь, но вполне питательный в сыром виде продукт).

Есть, правда, одно отличие, не позволяющее вписать этот персонаж в китайскую мифологическую систему. Причем с точки зрения теоретических положений китайской традиционной науки и тут всё в порядке.

Назовёте персонаж?

Poll Ну, или можно просто проголосовать:

, i76a, ВТСЗ

Previous post Next post
Up