Недавно во френд-ленте мелькнул пост человека, собиравшегося на Крайний Север. Выхватив его из ленты взглядом, я подумал: "А вот круто было бы увидеть северное сияние"... и лишь через несколько секунд понял, что ведь я его уже видел. Видел несколько раз, и последнее предпочёл проспать в тёплой кабине вездехода. 2014-й я назвал "годом парома", а 2016-й соответственно - вездеходный год.
Этот год выдался безумным не только для мира в целом, но и лично для меня. И если для мира он был скорее мрачным, для меня - одним из самых интересных и удачных. Свою географию путешествий я описываю так: дважды на Крайний Север зимой и летом, один раз в зону военных действий, один раз - в недружественную страну, а потом на два месяца в Среднюю Азию с афганской границей и перевалами по 4 с лишним километра. Я провёл в дороге без нескольких дней 5 месяцев, в том числе 2/3 весны и 2/3 осени, обновив свои крайние северную (Амдерма), южную (Ишкакшим) и верхнюю (перевал Акбайтал) точки.
Март.
Югорский Север. Москва - Салехард - Надым и Новый Уренгой - Салехард - Вокрута - Усть-Кара - Амдерма - Каратайка - Нарьян-Мар - Усинск - Москва. Почти месяц в сияющей снежной тундре и по сути дела две поездки в одной.
Украина и Донбасс. Наоборот - одна поездка в двух частях.
Апрель: Москва - Ростов-на-Дону - Донецк и окрестности (Макеевка, Иловайск, Новоазовск, Саур-Могила - Снежное - Торез - Шахтёрск, Углегорск - Дебальцево - Горловка - Ясиноватая) - Луганск и окрестности (Александровск, Алчевск) - Краснодон - Донецк "малый" - Каменск-Шахтинский - Москва.
Май: Москва - Винница - Киев и окрестности (Прилуки, Нежин, Переяслав-Хмельницкий) - Чернигов и Седнев - Новгород-Северский - Прилуки - Шостка - Глухов - Сумы - Тростянец - Ахтырка - Полтава - Кременчуг - Чигирин - Кировоград - Белая Церковь - Запорожье - Днепр(опетровск) - Москва.
Июль.
Север и Урал. Москва - Новый Уренгой и Красноселькуп с Долгим - Ноябрьск - Когалым - Сургут и Нижневартовск - Екатеринбург и окрестности (Верхняя Пышма, Сысерть, Кунара - Быньги - Таволги - Невьянск - Таватуй; Алапаевская УЖД) - Москва.
Август-октябрь. Два месяца в Средней Азии.
Август-сентябрь.
Таджикистан. Москва - Душанбе и Гиссар - Хатлон (Шаартуз - Курган-Тюбе - Куляб, Муминабад и Восе) - Душанбе и Турсунзаде с Ширкентом - Гиссарские горы (Ягноб, Искандеркуль, Айни) - Душанбе - Гарм - Тавильдара - Калаихумб - Язгулям - Вамар - Хорог - Ишкакшимская долина - Лянгар - Мургаб - Каракуль - Ош - Ташкент.
Сентябрь-октябрь. Окрестности Ташкента (Чирчик, Ходжикент - Бричмулла - Чимган, Паркент и Невич, Унгурликан, Алмалык), Самарканд и Бухара.
Октябрь.
Ферганская долина. Ташкент - Маргилан и Фергана, Наманган, Андижан - Риштан - Коканд и Чуст - Каннибадам - Исфара, Чорку и Ворух - Баткен и Чон-Гара - Исфара - Худжанд - Пенджикент - Панджруд - Истаравшан (Ура-Тюбе) - Худжанд и Бустан (Чкаловск) - Ташкент.
Октябрь.
Путь домой через Хорезм. Ташкент - Учкудук и Джаракудук - Кунград - Бейнеу - Атырау - Астрахань - Москва.
Север (в оба заезда) и Донбасс выложены полностью, Урал - где-то на половину, Украина - на треть, а рассказ про Среднюю Азию публиковать я только-только начал. Материала в этом году я тоже собрал на рекорд, и дни, когда будучи в Москве я не писал очередного поста, за весь год можно перечесть по пальцам. Однако пока что новые планки скорее мотивируют двигаться дальше, несмотря на усталость.
Сначала - о себе в разные моменты. Я в начале марта, с наетыми за зиму щеками, на вокзале Ярославля, где покупал перчатки взамен забытых в "летней" куртке. Я ехал на Крайний Север, в первое путешествие года.
2.
В полной выкладке где-то посреди Большеземельской тундры:
3.
И в самой северной точке своих путешествий - Амдерме на берегу ветреного Краского моря. Со мной (знакомьтесь!) Оля, боевая подруга в самых сложных маршрутах:
4.
В Донбассе и на Украине, обошлось по понятным причинам, без селфи. Вот лишь спальник ополченца, на котором я спал в донецком Доме для всех - его хозяйка работала в госпитале, и подобных вещей от тех, кому уже не воевать, у неё осталось немало.
Прошлый хозяин этого спальника на тот момет был жив, но демобилизовался после ранения.
4а.
Вновь на Севере у знаменитого Комара в Ноябрьске:
5.
На Памире, в самой высшей точке своих путешествий - около 4700 метров над уровнем моря:
6.
В Самарканде, в день рождения, снова с Олей, как и я, потрёпанной в дороге - я спустился из под Крыши Мира, она метнулась стопом во Владивостоке.
7.
И хотя я был в Донбассе, оружие в руках подержать мне случилось не там, а в Ворухе - анклаве Таджикистана в Киргизии, и оружием этим была охотничья двустволка, из которой я впрочем даже дробью не попал по бутылке.
8.
И на пути домой через холодную пустыню:
9.
В этом году я научился забираться в такие места, которые раньше казались мне почти не доступными. И если в 2015 году я впервые открыл для себя рейсовый теплоход, малую авиацию и проехал пару сотен метров в нартах за бураном:
11. 2015
12. 2015
13. 2015
То в 2016-м узнал, что такое зимник, который может быть таким:
14.
15.
А может и вот таким:
16.
А из непосредственно едущей техники мой список пополнили вертолёт:
17.
Узкоколейная "бешеная табуретка"!
18.
И её мотоциклетный аналог из уже упомянутого Воруха:
19.
А в Ягнобской долине, самом глухом углу Средней Азии, где живут последние согдианцы, я несколько десятков метров проехал и вовсе на ишаке, но счёл, что лучше идти пешком... увы, мне было не до селфи, поэтому в кадре мой тамошний попутчик Виталий:
20.
Ещё - УАЗик в Кызылкумах:
21.
И мощные джипы памирских дорог, достойные иных вездеходов. Это, кстати, высочайший в постсоветских странах перевал Акбайтал (4655м), а на скалу слева я влез и сделал там кадра №6.
22.
Много раз видел совсем рядом, но так ни разу и не проехал я на снегоходе - ни буране (одна лыжа, две гусеницы), ни на классическом (одва гусеница, две лыжи):
23.
Равно как и на гусеничном вездеходе, этом танке-пацифисте:
24.
Потому что "гвоздём" этого года стали для меня вездеходы колёсные. XPEN из Коми:
25.
26.
И "Тром" из Сургута:
27.
28.
На "Xpen'ах" мы много дней колесили по тундре, на "Тромах" я несколько часов катался по болотам:
29.
Но самая впечатляющая дорога - снежная целина:
30.
Ещё один необычный транспорт - многочисленные "олдтаймеры" в отличном состоянии, ездящие как повседневный транспорт по чинному Ташкенту:
31.
Одним из лейтмотивов года у меня стала Мёртвая дорога - незаконченная магистраль, полвека как заброшенная в тайге и тундре Ямало-Ненецкого округа. Её западная часть - линия Чум-Лабытнанги, ныне действует:
32.
Дальше линия Салехард-Надым - это и есть "Мёртвая дорога" по умолчанию, её самый хорошо сохранившийся из более-менее доступных участок вдоль зимника:
33.
34.
35.
А у дороги той - заброшенные лагеря:
36.
Участок Надым-Уренгой был восстановлен в 1960-е годы газовиками, и ныне это пожалуй самая унылая железная дорога России:
37.
От Пура до Таза железной дороги никогда и не было, а вот от Таза до Енисея уходит ещё более сохранный участок, в котором я видел только начало - знаменитые Брошенные паровозы:
38.
Да и не только паровозы:
39.
Вообще не только поезда:
40.
Но те же рельсы в безлюдной природе:
41.
42.
Там же я купался в Тазу... в реке Таз, пья из неё воду:
43.
Никогда бы не подумал, что поеду купаться на Крайний Север. Но за то была своя плата - мы находились в окружении лесных пожаров:
44.
А помимо Мёртвой дороги видел я и ряд мёртвых городов:
45.
Но вместе с тем, проехал я и две дороги новорождённые. В Таджикистане - линию Вахдат-Яван, соединившую Душанбе с Курган-Тюбе и Кулябом.
46.
А в Узбекистане - линию Ангрен-Пап, соединившую Ташкент с Ферганской долиной через самый длинный в постсоветских странах тоннель, перед которым проводник задраивает окна в вагонах:
47.
И ничем не хуже зимников горные дороги Таджикистана:
48.
Но были в этом году места суровее Севера и тревожнее преддверия Афганистана - Донбасс:
49.
Край рафинированного людского горя:
50.
51.
52.
И несбывшейся мечты о справедливом будущем:
53.
Витающей в воздухе, но не прорвавшейся идеи:
54.
И жизни, которая идёт несмотря ни на на что, и в этом главная человеческая правда:
55.
И жуткий разорванный мир с двух сторон линии фронта - самым сильным впечатление, пожалуй, стала несовместимость тех картин мира, что говорили с горящими глазами люди с обеих сторон. Причём зачастую - вооружённые люди.
56.
57.
58.
59.
Там было много впечатляющего, мрачного, страшного, и того, что лучше забыть, да нельзя. "Зря вы сюда приехали, здесь война идёт!" - сказал нам один офицер. Это тот опыт, которого не захочешь повторять добровольно, но который будешь ценить всю жизнь.
60.
Традиционным своим "городом года" я назвал бы Донецк... да только в нём я уже бывал раньше:
61.
Вообще, при обилии сильнейших впечатлений за весь год, интересных именно городов было немного. Полтава - красива, но не дотягивает, а есть ведь ещё Коканд или Андижан:
62.
Душанбе - целая столица, причём самая приятная в Средней Азии, а Худжанд так вообще лучший город региона... но всё равно не то.
63.
Хорог впечатляет своей экзотикой, но всё же как город - не зацепил, проигрывая многим кишлакам Памира:
64.
Куда больше меня впечатлили северная Амдерма...
65.
...и памирский Мургаб, но они не города.
66.
Так что своим Городом года-2016 я назову Дебальцево - не столько само по себе, сколько как квинтэссенция ЛДНРовского Донбасса, всего того, что я там увидел и испытал. Город руин и надежд, где в эти самые дни снова проливается кровь.
67.
68.
А в украинской глубинке тихо и сонно - так было и до майдана, так есть и после майдана, так будет и при следующей смене власти. И жители этих городков лишь меланхолично пожмут плечами: "Опять власть меняется", подразумевая "а нам и с этими придётся как-то выживать".
69.
70.
Двойное путешествие по Донбасу и Украине было, безусловно, главным для меня в этом году. Самым пронзительным и самым, что ли, важным. А серия постов оттуда - пожалуй, кульминацией моего ЖЖ: я получил много тысяч комментариев (в том числе два поста имели более 1000 каждый), поднялся в рейтинге до середины второй сотни, и видимо не без моего влияни был снова поднят флаг на российском посольстве в Киеве - потому что именно фото посольства без флага разлетелась из моего журнала сильнее всего. Это было и серьёзное испытание для моих нервов, своеобразный выпускной экзамен на стрессоустойчивость и способность с людьми, потому что такова специфика интернета - 1000 комментариев могут наплодить лишь закомплексованные психи, проплаченные тролли и озлобленное быдло, среди которого будет дай бог пятая часть нормальных людей.
Сама же тема Украины меня не отпускала - будь то многочисленные украинцы на Крайнем Севере:
71.
Или Арсен и Наташа, путешественники из Львова (здесь они справа), которых я повстречал на Памире:
72.
А ещё я часто попадал на события. Как День Оленевода в Надыме:
73.
День Бурана в Нарьян-Маре
74.
Открытие разрушенного войной музея (вернее, одного из восстановленных залов) в Донецке:
75.
День Победы в Киеве:
76.
День ВДВ в Екатеринбурге:
77.
И бесчисленные свадьбы в Средней Азии,
78.
79.
К которым добавляется возвращение паломников из хаджа, и паломники эти что-то дарили и нам:
80.
Но и Средняя полоса не забыта - в августе с
Josef Kats съездил в древний Александров:
81.
Хотя не стоит думать, что этот год дался гладко.
Стыдно понимать, что повёл себя глупо и злоупотребил гостеприимством людей, которые мне помогли.
Противно терпеть чужие понты и молчать.
Страшно стоять в прицеле автомата и смотреть в глаза военному на допросе.
Больно видеть некогда совсем близкую землю, ставшую чужой и далёкой, экзотической и непредсказуемой, как Афганистан.
Трудно путешествовать СТОЛЬКО - в Среднюю Азию я отправился через силу, и хотя не жалею об этом, всё-таки слишком уж устал.
81а.
А ещё этот год, особенно путь по Крыше Мира, был богат на возможность "заглянуть за край". Например, посмотреть на жизнь Афганистана через бурный Пяндж:
82.
83.
Я видел пик Ленина (7134м) из Киргизии:
84.
Но выше него - подобный облоку Музтаг-Ата (7546) на территории Китая:
85.
Ношак (7492м) на территории Афганистана и возможно здесь же заглядывающий из Пакистана Тиринчмир (7708м):
86.
Но так и не увидел Вайгача за Карским морем...
86а.
Что дальше?
На 2017-й, меж годовщин двух революций, я планирую пока всего три путешествия, но - более сложных логистически. Вообще, планы штука такая - ни разу они не сбывались полностью (хотя именно в 2016-м было к этому ближе всего), но ни разу полностью и не срывались.
В марте - возможно, снова попаду на Крайний Север в один из вахтовых городов. Но это не план, а просто возможность и оптимальное для неё время.
В мае я хочу наконец увидеть Мангышлак, который планирую каждый год уже несколько лет. Найти бы внедорожника без внедорожничьих понтов, но в общем справлюсь, наверное, и так.
В июле... есть один проект, но пока слишком сложный, чтобы говорить о нём публично. Наголову более сложный, чем всё, за что я брался.
В августе-октябре - Алтай, наш, казахский и может быть даже монгольский. А заодно попробую прорваться на Семипалатинский полигон и на Байконур. В который уже раз. В 2017-м хочу "добить" Казахстан и совершить некоторые свои идеи-фикс.
А с Казахстана и Средней Азии развилка в две стороны - либо Завказье, либо Большая Монголия.
Ещё в предстоящем году мне скорее всего предстоит обновлять парк техники, потому что у фотоаппарат клинита объектив, и ноутбук после
изнасилования мошенниками может в любой момент снова накрыться. Общие расходы на все 5 путешествий составили около 240 тысяч рублей, треть из которых - порядка 80 тысяч - были вашей читательской помощью. Без тех, кто переводил мне деньги на развитие блога я бы точно не попал к Брошенным паровозам и в долину Ягноба, скорее всего не добрался бы в Джаракудук, гораздо меньше посетил бы на Крайнем Севере и Крыше Мира, а это всё - посты в ЖЖ... Что-то из этого я уже показал, что-то обязательно покажу, и надеюсь, что традиция продолжится.
Спасибо всем, кто был со мной в этом году реально или мысленно! С наступающим 2017-м годом!