Кстати, корейцы бывали в Самарканде и в древности. Они даже изображены на твоем фото за номером 44, это два крайние персонажа справа, у них на головах торчат два пера. Это послы корейского гос-ва Когуре. Собственно, именно поэтому корейцы сейчас и носятся с фресками Афрасиаба, они же занимались их реставрацией.
По поводу керамики ты немного неправильно написал, вся глазурованная керамика появилась именно под влиянием арабов, т.е. доарабской согдийской керамики такого качества (и у тебя на фото) не существует. Арабы несмотря на разрушения, подняли уровень культуры местных, а не наоборот. Все завоеватели Согда делали тоже самое - захватывая страну, они передавали ей свой более высокий уровень цивилизации, так делали персы, греки и арабы.
Спасибо, исправил. Последняя фраза, выходит, и для Русского Туркестана верна. Такой значит специфический способ развития... Но было и одно исключение - монголы.
С монголами тоже не все так просто. Ты привел самую героическую версию гибели Афрасиаба, но скорее всего люди покинули город, потому что вода из свинцового канала перестала поступать в город, т.е. это произошло не одномоментно. Монголы конечно порушили много городов, но благодаря им появилась империя Тимуридов с их великой архитектурой, и Тимур сейчас главный сакральный герой в Узбекистане)
Ну про водопровод я писал в нескольких местах. Эту версию я обсуждал с ташкентским краеведением, пришёл к выводу, что истина посредине - организовать подачу воды по акведуку было по-прежнему возможно, но ресурсами для его восстановления разрушенный город не располагал.
Корейские могилы на кладбище напомнили армянские могилы на Краснослободском кладбище Пятигорска (хотя на самом деле, далеко не все армяне строят своим покойникам такие массивные надгробья). Страусы вроде бы 2000 лет назад водились и в Китае. Во всяком случае, древние китайцы о них знали. А вот на фреске могут быть изображены и какие-то другие птицы. Например, дрофы. Уж больно развиты крылья - у страусов они меньше...
Тут еще нужно делать скидку на то, что художники недостаточно реалистично отображали объекты. И получались то ли лебеди, то цапли, то ли страусы, то ли ибисы....
Какая потрясающая глубина времен. И очень в тему были фотографии на закате, они как-то очень правильно, на мой взгляд, подчеркивают эту атмосферу города, стоящего на тысячелетиях. Архитектура и общий вид, кстати, напомнили об одном из направлений творчества Миядзаки, как раз про такие места, в Навсикае из Долины Ветров, Путешествии Сюны, Лапуте и Сказаниях Земноморья часто видна подобная стилистика и ощущение тысячелетий под ногами. Еще раз спасибо)
Я вообще люблю бывать на городищах именно на закате, так атмосфернее. Кстати, в этот раз я ещё обнаружил, сколько среднеазиатских элементов попали в западное массовое фэнтези, например символ культа змеи из "Конана Варвара" (фильм, который со Шварцнеггером) преспокойно себе лежит в ташкентском музее.
"сколько среднеазиатских элементов попали в западное массовое фэнтези"
Если говорить не только о среднеазиатских, а и о "восточных" культурных элементах в целом, то это еще как минимум со времен старого доброго (или недоброй памяти, в зависимости от политических убеждений!) ориентализма 18-19 века! Колониальные павильоны на всемирных выставках, первые переводы восточной литературы ("Тысяча и одна ночь" переведена еще в 18 веке), псевдовосточная архитектура от Королевского павильона в Брайтоне до Воронцовского дворца в Алупке, вот это все. Даже "восточное фэнтези" тогда уже было, например "Ватек" Ульяма Бедфорда был опубликован еще в 1782 году. Так что восточная экзотика является частью европейского культурного багажа (хоть и не центральной, конечно) на протяжении более чем двухсот лет. Неудивительно, что восточные мотивы проявляются во всяких фэнтезийнвх сеттингах.
На пике расцвета население Самарканда оценивается от 100 до 500 тысяч человек, это был город масштабов Багдада, Сианя или Константинополя. Сианя тогда не было - был Чанань. Вечное спокойствие. Город был явно больше заявленной цифры. В 8 веке, в период расцвета Тан, в китайских анналах его называли "город миллиона человек". В 742 году в "Новой книге Тан" говорится о 1 млн. 900 тыс. жителей. Была ещё такая книга, изданная в советской время - "Золотые персики Самарканда", про торговые связи Танского Китая и Средней Азии.
У всех этих городов есть много оценок, разброс почти везде от 500 тыс. до 1,5 миллионов (хотя Самарканд да, был поменьше - там "до 500", а не "от 500").
Удивительно как их везли на такое расстояние - как фрукт они сгнивают мгновенно. Наверное саженцы экспортировали. Либо привезли однажды молодое дерево как подарок царю и цезарю.
Comments 35
Reply
По поводу керамики ты немного неправильно написал, вся глазурованная керамика появилась именно под влиянием арабов, т.е. доарабской согдийской керамики такого качества (и у тебя на фото) не существует. Арабы несмотря на разрушения, подняли уровень культуры местных, а не наоборот. Все завоеватели Согда делали тоже самое - захватывая страну, они передавали ей свой более высокий уровень цивилизации, так делали персы, греки и арабы.
Reply
Последняя фраза, выходит, и для Русского Туркестана верна. Такой значит специфический способ развития...
Но было и одно исключение - монголы.
А чьи ещё там изображены послы?
Reply
С монголами тоже не все так просто. Ты привел самую героическую версию гибели Афрасиаба, но скорее всего люди покинули город, потому что вода из свинцового канала перестала поступать в город, т.е. это произошло не одномоментно. Монголы конечно порушили много городов, но благодаря им появилась империя Тимуридов с их великой архитектурой, и Тимур сейчас главный сакральный герой в Узбекистане)
Reply
Reply
Страусы вроде бы 2000 лет назад водились и в Китае. Во всяком случае, древние китайцы о них знали. А вот на фреске могут быть изображены и какие-то другие птицы. Например, дрофы. Уж больно развиты крылья - у страусов они меньше...
Reply
Reply
Reply
Еще раз спасибо)
Reply
Кстати, в этот раз я ещё обнаружил, сколько среднеазиатских элементов попали в западное массовое фэнтези, например символ культа змеи из "Конана Варвара" (фильм, который со Шварцнеггером) преспокойно себе лежит в ташкентском музее.
Reply
Если говорить не только о среднеазиатских, а и о "восточных" культурных элементах в целом, то это еще как минимум со времен старого доброго (или недоброй памяти, в зависимости от политических убеждений!) ориентализма 18-19 века! Колониальные павильоны на всемирных выставках, первые переводы восточной литературы ("Тысяча и одна ночь" переведена еще в 18 веке), псевдовосточная архитектура от Королевского павильона в Брайтоне до Воронцовского дворца в Алупке, вот это все. Даже "восточное фэнтези" тогда уже было, например "Ватек" Ульяма Бедфорда был опубликован еще в 1782 году. Так что восточная экзотика является частью европейского культурного багажа (хоть и не центральной, конечно) на протяжении более чем двухсот лет. Неудивительно, что восточные мотивы проявляются во всяких фэнтезийнвх сеттингах.
Reply
Меньше, конечно, чем из Аравии или Персии, но немало.
Reply
Сианя тогда не было - был Чанань. Вечное спокойствие. Город был явно больше заявленной цифры. В 8 веке, в период расцвета Тан, в китайских анналах его называли "город миллиона человек". В 742 году в "Новой книге Тан" говорится о 1 млн. 900 тыс. жителей.
Была ещё такая книга, изданная в советской время - "Золотые персики Самарканда", про торговые связи Танского Китая и Средней Азии.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment