Leave a comment

Comments 35

aldabulsk December 22 2016, 14:48:56 UTC
Красиво.

Reply


maximus101 December 22 2016, 15:17:55 UTC
Кстати, корейцы бывали в Самарканде и в древности. Они даже изображены на твоем фото за номером 44, это два крайние персонажа справа, у них на головах торчат два пера. Это послы корейского гос-ва Когуре. Собственно, именно поэтому корейцы сейчас и носятся с фресками Афрасиаба, они же занимались их реставрацией.

По поводу керамики ты немного неправильно написал, вся глазурованная керамика появилась именно под влиянием арабов, т.е. доарабской согдийской керамики такого качества (и у тебя на фото) не существует. Арабы несмотря на разрушения, подняли уровень культуры местных, а не наоборот. Все завоеватели Согда делали тоже самое - захватывая страну, они передавали ей свой более высокий уровень цивилизации, так делали персы, греки и арабы.

Reply

varandej December 22 2016, 15:31:01 UTC
Спасибо, исправил.
Последняя фраза, выходит, и для Русского Туркестана верна. Такой значит специфический способ развития...
Но было и одно исключение - монголы.

А чьи ещё там изображены послы?

Reply

maximus101 December 22 2016, 15:50:35 UTC
Послы из Чаганиана (южный Узбекистан сейчас), Чина(Китая), Чача (Ташкента), Курии (Кореи)

С монголами тоже не все так просто. Ты привел самую героическую версию гибели Афрасиаба, но скорее всего люди покинули город, потому что вода из свинцового канала перестала поступать в город, т.е. это произошло не одномоментно. Монголы конечно порушили много городов, но благодаря им появилась империя Тимуридов с их великой архитектурой, и Тимур сейчас главный сакральный герой в Узбекистане)

Reply

varandej December 23 2016, 14:23:11 UTC
Ну про водопровод я писал в нескольких местах. Эту версию я обсуждал с ташкентским краеведением, пришёл к выводу, что истина посредине - организовать подачу воды по акведуку было по-прежнему возможно, но ресурсами для его восстановления разрушенный город не располагал.

Reply


ext_1665371 December 22 2016, 16:49:33 UTC
Корейские могилы на кладбище напомнили армянские могилы на Краснослободском кладбище Пятигорска (хотя на самом деле, далеко не все армяне строят своим покойникам такие массивные надгробья).
Страусы вроде бы 2000 лет назад водились и в Китае. Во всяком случае, древние китайцы о них знали. А вот на фреске могут быть изображены и какие-то другие птицы. Например, дрофы. Уж больно развиты крылья - у страусов они меньше...

Reply

varandej December 23 2016, 14:21:54 UTC
Хм, про дрофу - интересная версия! Я слышал прежде только про лебедей и страусов.

Reply

ext_1665371 December 23 2016, 15:45:22 UTC
Тут еще нужно делать скидку на то, что художники недостаточно реалистично отображали объекты. И получались то ли лебеди, то цапли, то ли страусы, то ли ибисы....

Reply


kurosava_ad December 22 2016, 18:38:21 UTC
Какая потрясающая глубина времен. И очень в тему были фотографии на закате, они как-то очень правильно, на мой взгляд, подчеркивают эту атмосферу города, стоящего на тысячелетиях. Архитектура и общий вид, кстати, напомнили об одном из направлений творчества Миядзаки, как раз про такие места, в Навсикае из Долины Ветров, Путешествии Сюны, Лапуте и Сказаниях Земноморья часто видна подобная стилистика и ощущение тысячелетий под ногами.
Еще раз спасибо)

Reply

varandej December 23 2016, 14:21:03 UTC
Я вообще люблю бывать на городищах именно на закате, так атмосфернее.
Кстати, в этот раз я ещё обнаружил, сколько среднеазиатских элементов попали в западное массовое фэнтези, например символ культа змеи из "Конана Варвара" (фильм, который со Шварцнеггером) преспокойно себе лежит в ташкентском музее.

Reply

kneiphof December 23 2016, 15:58:42 UTC
"сколько среднеазиатских элементов попали в западное массовое фэнтези"

Если говорить не только о среднеазиатских, а и о "восточных" культурных элементах в целом, то это еще как минимум со времен старого доброго (или недоброй памяти, в зависимости от политических убеждений!) ориентализма 18-19 века! Колониальные павильоны на всемирных выставках, первые переводы восточной литературы ("Тысяча и одна ночь" переведена еще в 18 веке), псевдовосточная архитектура от Королевского павильона в Брайтоне до Воронцовского дворца в Алупке, вот это все. Даже "восточное фэнтези" тогда уже было, например "Ватек" Ульяма Бедфорда был опубликован еще в 1782 году. Так что восточная экзотика является частью европейского культурного багажа (хоть и не центральной, конечно) на протяжении более чем двухсот лет. Неудивительно, что восточные мотивы проявляются во всяких фэнтезийнвх сеттингах.

Reply

varandej December 23 2016, 16:36:50 UTC
Это понятно, но вот то, что многое пришло именно из Средней Азии - для меня было неожиданностью.
Меньше, конечно, чем из Аравии или Персии, но немало.

Reply


bardsplav December 22 2016, 21:02:29 UTC
На пике расцвета население Самарканда оценивается от 100 до 500 тысяч человек, это был город масштабов Багдада, Сианя или Константинополя.
Сианя тогда не было - был Чанань. Вечное спокойствие. Город был явно больше заявленной цифры. В 8 веке, в период расцвета Тан, в китайских анналах его называли "город миллиона человек". В 742 году в "Новой книге Тан" говорится о 1 млн. 900 тыс. жителей.
Была ещё такая книга, изданная в советской время - "Золотые персики Самарканда", про торговые связи Танского Китая и Средней Азии.

Reply

varandej December 23 2016, 14:17:09 UTC
У всех этих городов есть много оценок, разброс почти везде от 500 тыс. до 1,5 миллионов (хотя Самарканд да, был поменьше - там "до 500", а не "от 500").

Reply

ext_1665371 December 23 2016, 15:46:55 UTC
Персики в Рим, судя по всему через Самарканд попали, поскольку родина персика - Китай. Просто в Рим они попали из Персии.

Reply

bardsplav December 24 2016, 09:32:04 UTC
Удивительно как их везли на такое расстояние - как фрукт они сгнивают мгновенно. Наверное саженцы экспортировали. Либо привезли однажды молодое дерево как подарок царю и цезарю.

Reply


Leave a comment

Up