>известен ещё и студенческой традицией ходить по его ферме
Раньше, насколько я помню рассказы тартусских студентов, это было то ли составной частью посвящения в студенты, то ли выпускного. Теперь это делают те, кто просто хочет доказать свою крутизну.
Музей Университета очень хорош.
Студенческие клубы - кружки по интересам, да, но там, как правило, завязывается самая тесная дружба (опять же, по словам студентов). Плюс традиции и всё такое. Мне, на самом деле, чего-то такого в российских вузах не хватает.
Ещё в Тарту хорошие букинистические, есть бар "Пирогов" (там тусят медики). Но, конечно, главная составляющая жизни - это студенты, и не в учебный сезон там и вправду скучно и безлюдно.
Можно и не рождаться эстонцем, чтобы Тарту занимало какое-то место на твоей ментальной карте. Для меня это город Лотмана и тартусских географов, например.
Не знаю, мне довелось пройтись по его ферме. Зато поступил в МГУ, как и ещё один парень из нашей школьной тургруппы, которому тоже хватило сил это сделать.
Ещё в Дерптском университете учились поэт Языков и писатель Вересаев (оставивший об этом периоде обширные мемуары). Корпорации в современной Германии исчезли, но сохранились кроме Эстонии, в Латвии (в Риге). Кстати, как отмечал Вересаев, поляки и русские корпораций не образовывали. Ещё отзейцы никогда не дрались с ними на дуэлях - потому что русские вызовы игнорировали, а поляки приходили с пистолетами, хотя корпоранты дрались на шпагах (См. Вересаев В.В. В студенческие годы). Также в Юрьевском университет работал основоположник хроматографии М.С. Цвет (заведовал кафедрой ботаники и одновременно - директором Ботанического сада). Называть Воронежский университет провинциальным - не вполне справедливо. Там работали (помимо проведшего последний год жизни М.С.Цвета) - ботаник Козо-Полянский, ландшафтовед Мильков, зоолог-эволюционист и эмбриолог Шмальгаузен, историк античности Немировский - довольно известные ученые. Он, конечно, уступает Казанскому, но вполне сопоставим с Ростовским, ныне Южным Федеральным (ведущим родословную от
Год назад была презентация книжки о польских студентах дореволюционного рижского политеха. Тут в аннотации пишут, что рижские корпорации „Arkonia” i „Welecja” якобы были единственными легальнодействующими польскими студ. обществами в Рос. имп. https://www.facebook.com/events/405887216148355/permalink/405887219481688/
история университета не была непрерывной, трижды он создавался с нуля, и три его ипостаси имели даже разные названия - "Академия Густавиана" (1635-1710), Дерптский (с 1893 года - Юрьевский) университет (1802-1919) и собственно Тартусский университет.
Даже четыре: был еще и "Ландесуниверситет", основанный немцами осенью 1918 года, когда и студенты, и профессура, и все оборудование, и коллекции Юрьевского университета были эвакуированы в Воронеж (тема "верните нам монеты Моргенштернаа" - источник вялотекущего срача между ЭР и РФ в девяностые годы. Ныне забыт где-то после истории с Бронзовым солдатом, а может даже и раньше - когда начался срач вокруг Договора о границе).
На каком языке эти голоса звучали - немецком или латыни - не знаюНа латыни. Внесу уточнение - дом с тремя маньеристическими фронтонами - это "академия густавиана", а он же перестроеный на четеже ниже - "академия густавиано-каролина": после русско-шведской войны и хозяйничании в Дерпте войск Алескея Михайловича дом пана Ореховского изрядно выгорел и был перестроен в
( ... )
а в 1907 было выстроено новое, необычайно прогрессивное внешне здание (это же натуральный конструктивизм!), простоявшее до войны:Хех, это Линдгрен! ( а Линдгрен - почти что Сааринен, а Сааринен - почти что Алто
( ... )
Рациональностью и умением ПРАВИЛЬНО отделяться от бывшей метрополии. Готовясь к накрывшимся теперь медным тазом поездкам в Финляндию я узнал о таком понятии, как "сису", что можно перевести примерно как "сущность", "внутренний стержень" - имеется в виду национальный. Спокойное, глубинное, не выпячиваемое пониманием своего места в мире. Я бы сказал, эта концепция "сису" диаметрально противоположна концепции "свидомости", и потому Эстония и Финляндия особенно поучительны ныне.
А в общем-то, чтобы оценить все достоинства Тарту, мне не хватает двух вещей. Во-первых, для этого надо быть эстонцем,
Во-первых, там надо поучиться, а еще лучше - попреподавать ;-) Потому как дофига народа, начиная от Пирогова и Вересаева и кончая Лотманом, как понимаешь, не были эстонцами ;-) Сам я в Тарту не поступил, за что благодраю небеса, ибо спился бы тогда со стопроцентной вероятностью. Но мое недопонимание этого города связано даже не с фактом проживания в Таллинне, а сам не знаю с чем...
Это называется "туризм с эмиграцией не путай", любой регион можно лучше понять, если туда поехать поработать. А вот глазами туриста - мне кажется, эстонцу все эти вещи, первые в истории СВОЕЙ нации, должны отзываться гораздо сильнее, чем гостю издалека.
Ну, если в этом смысле - то да. Но Тарту город тем и примечательный, что это не просто "обитель национального духа", а при этом, как ни странно, город космполитичный, как любой университетский центр. Гирид парадоксальный, мне до конца не понятный. Все же, у шведов ни Упсала, ни Лунд, обителью национального духа не почитаются.
Comments 39
Раньше, насколько я помню рассказы тартусских студентов, это было то ли составной частью посвящения в студенты, то ли выпускного.
Теперь это делают те, кто просто хочет доказать свою крутизну.
Музей Университета очень хорош.
Студенческие клубы - кружки по интересам, да, но там, как правило, завязывается самая тесная дружба (опять же, по словам студентов). Плюс традиции и всё такое. Мне, на самом деле, чего-то такого в российских вузах не хватает.
Ещё в Тарту хорошие букинистические, есть бар "Пирогов" (там тусят медики).
Но, конечно, главная составляющая жизни - это студенты, и не в учебный сезон там и вправду скучно и безлюдно.
Можно и не рождаться эстонцем, чтобы Тарту занимало какое-то место на твоей ментальной карте. Для меня это город Лотмана и тартусских географов, например.
Reply
Reply
Корпорации в современной Германии исчезли, но сохранились кроме Эстонии, в Латвии (в Риге). Кстати, как отмечал Вересаев, поляки и русские корпораций не образовывали. Ещё отзейцы никогда не дрались с ними на дуэлях - потому что русские вызовы игнорировали, а поляки приходили с пистолетами, хотя корпоранты дрались на шпагах (См. Вересаев В.В. В студенческие годы).
Также в Юрьевском университет работал основоположник хроматографии М.С. Цвет (заведовал кафедрой ботаники и одновременно - директором Ботанического сада).
Называть Воронежский университет провинциальным - не вполне справедливо. Там работали (помимо проведшего последний год жизни М.С.Цвета) - ботаник Козо-Полянский, ландшафтовед Мильков, зоолог-эволюционист и эмбриолог Шмальгаузен, историк античности Немировский - довольно известные ученые. Он, конечно, уступает Казанскому, но вполне сопоставим с Ростовским, ныне Южным Федеральным (ведущим родословную от
Reply
Reply
Ну, Вересаев просто не бывал в предвоенном Тарту - там корпорации были не только русские, но даже и еврейские. Про польские - не в курсе...
Reply
Reply
Даже четыре: был еще и "Ландесуниверситет", основанный немцами осенью 1918 года, когда и студенты, и профессура, и все оборудование, и коллекции Юрьевского университета были эвакуированы в Воронеж (тема "верните нам монеты Моргенштернаа" - источник вялотекущего срача между ЭР и РФ в девяностые годы. Ныне забыт где-то после истории с Бронзовым солдатом, а может даже и раньше - когда начался срач вокруг Договора о границе).
На каком языке эти голоса звучали - немецком или латыни - не знаюНа латыни. Внесу уточнение - дом с тремя маньеристическими фронтонами - это "академия густавиана", а он же перестроеный на четеже ниже - "академия густавиано-каролина": после русско-шведской войны и хозяйничании в Дерпте войск Алескея Михайловича дом пана Ореховского изрядно выгорел и был перестроен в ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Готовясь к накрывшимся теперь медным тазом поездкам в Финляндию я узнал о таком понятии, как "сису", что можно перевести примерно как "сущность", "внутренний стержень" - имеется в виду национальный. Спокойное, глубинное, не выпячиваемое пониманием своего места в мире.
Я бы сказал, эта концепция "сису" диаметрально противоположна концепции "свидомости", и потому Эстония и Финляндия особенно поучительны ныне.
Reply
Reply
Reply
Во-первых, для этого надо быть эстонцем,
Во-первых, там надо поучиться, а еще лучше - попреподавать ;-)
Потому как дофига народа, начиная от Пирогова и Вересаева и кончая Лотманом, как понимаешь, не были эстонцами ;-)
Сам я в Тарту не поступил, за что благодраю небеса, ибо спился бы тогда со стопроцентной вероятностью. Но мое недопонимание этого города связано даже не с фактом проживания в Таллинне, а сам не знаю с чем...
Reply
Reply
Но Тарту город тем и примечательный, что это не просто "обитель национального духа", а при этом, как ни странно, город космполитичный, как любой университетский центр. Гирид парадоксальный, мне до конца не понятный. Все же, у шведов ни Упсала, ни Лунд, обителью национального духа не почитаются.
Reply
Хотя Упсала гордится своей историей. Все-таки Домсчюрка что-то вроде Вестминстерского аббатства.
Reply
Leave a comment