Киев. В миниатюре.

Apr 26, 2013 00:32



Одна из самых прекрасных особенностей Киева - это зелёные, необитаемые острова в русле Днепра, в ХХ веке ставшие зоной отдыха в самом центре трёхмиллионного город - но как бы вне его. На одном из них с 2006 года обосновался парк "Киев в миниатюре", прогулкой по которому и завершу очередную группку постов о Киеве.

В посте о Киевском метро я уже упоминал Гидропарк, разбитый в 1960-е годы на Венецианском и Долобецком островах. От других островов Киева Гидропарк отличает наличие станции метро, которая на самом деле его и погубила, сделав похожим на крымские курорты в самом худшем смысле слова. Вид с платформы "Гидропарка" на центр, слева Киево-Печерская Лавра:

2.


Рядом проходит ещё и шоссе. До войны киевские острова были обитаемы, в основном тут селились почему-то рабочие выходивших к Днепру заводов, а на Венецианском острове находилась ещё и слободка Николаевского Цепного моста (1848-53), построенного ирландским инженером Чарльзом Виньолем из заказанных в Англии элементов: при длине 776 метров это был крупнейший на тот момент мост в континентальной Европе, более чем вдвое превосходивший знаменитый Мост Сечени в Будапеште. Взорвали его в 1920 году культурные поляки, отступая из Киева, и среди многочисленных киевских утрат я бы поставил этот мост в один ряд с как минимум Никольским собором (1690-98), запечатлённом на этом же кадре, а снесённом уже при Советах ( о нём я писал здесь). Обратите внимание, как изменился с той поры облик самих киевских гор:

3.


В 1924-25 годах на старых опорах построили мост имени Евгении Бош по проекту Патона (его имя носит другой мост в Киеве), взорванный в 1941 году отступающей Красной Армией. Наконец, преемником этих двух мостов стал нынешний мост Метро.

3а.


Слободки на островах же были ликвидированы фашистами как возможный плацдарм для Красной Армии, и советская власть решила не заселять острова вновь. На мой взгляд, это было правильное решение!

4.


До "Киева в миниатюре" от метро идти минут 5-10, через всякие шашлычницы, клубы, корты и прочее. Вход сюда не очень-то дешёв (гривен 20-25, точно не помню). Прежде я ни разу не был в парках миниатюр, тем более в бывшем СССР мне известен лишь один аналог - "Атамекен" (или "Карта Казахстана") в Астане.

5.


Киевский парк ничего подобного карте не образует - просто макеты известнейших зданий Киева в человеческий рост. Но в общем-то забавно:

6.


7.


Андреевская церковь - про неё я писал здесь. С этого стилабата отличные виды на Подол. На мой взгляд самый красивый храм Киева:

8.


Софийский собор на фоне Киево-Печерской Лавры. У меня есть посты о самом соборе и о видах с его колокольни. Вот только пропорции собора явно нарушены - в реальности он более презмистый, к тому же стоит рядом с колокольней, а на дворе есть и другие постройки.

9.


Сосед и в каком-то смысле зеркальный антипод Софии - Михайловский Златоверхий собор, о котором я рассказывал здесь. Вокруг него целый монастырь, опять же здесь почему-то не показанный. На заднем плане Николаевский костёл ( здесь) и Владимирский собор (где я был дважды, но пока не выкладывал):

10.


Сильно "облегчённая" Киево-Печерская Лавра, вернее - только Верхняя Лавра без Ближних и Дальних пещер и половины собственных построек, да и взаимное расположение Успенского собора, Большой колокольни и Трапезной церкви явно неправильное. О Лавре у меня кратко рассказано здесь.

11.


Лавра через химер Дома с химерами - макеты сделаны достаточно тонко:

12.


Крупнейший в Киеве Никольский собор Покровского монастыря рубежа 19-20 веков - о нём было здесь.

13.


Собор Пантелеймоновского монастыря в Феофании (1905-14), куда я до сих пор не добрался:

14.


Воскресенский греко-католический собор за Днепром, совсем новый. Мне отчаянно хотелось сфотографировать его на фоне него же... но это оказалось невозможно. А вот греко-католический собор над Софией, как на вводном кадре - пожалуйста.

15.


Кирилловская церковь, что рядом с Бабьим Яром - в ней соединились домонгольское (основа и часть фресок), гетманское (экстерьер), модерновое (большая часть фресок). Рядом Александровский костёл, о котором я писал в том же посте, что и о Николаевском костёле, а на переднем плане государственный цирк Верховная Рада Украины, до которой я пока не доходил.

16.


Ещё вид Николаевского костёла:

17.


Синагога Бродского (опять же в том посте, где костёлы) и караимская кенасса - пожалуй, самая крупная из уцелевших вообще. Я её видел, но пока не выкладывал.

18.


Наконец, Крещатик:

19.


И Майдан Незалежности как бы с верхних этажей отеля "Украина":

20.


"Я верю в Иисуса Христа,
Я верю в Гаутаму Будду,
Я верю в пророка Мухаммада
Я верю в Добро, и верить буду..." (с) "Ляпсис Трубецкой"

21.


Нацбанк Украины я показывал в посте " Химеры Верхнего города":

22.


До Театра имени Шевченко (1901), который тут почему-то "обрублен" - пока не доходил:

23.


Настоящий цирк (1960) на площади Победы. Тут ходил, но пока не выложил. Это, кстати, обидно - я прошёл тогда в квартале от третьей уцелевший в городе Галицкой синагоги (ныне заводской цех), которой мне не хватает для поста о народах и религиях Киева. А постмодернизм в Киеве конечно зашкаливает: стелла Независимости у ТЦ, обелиск Победы - у цирка...

24.


ТРЦ "Арена", который показывал опять же в посте с костёлами и синагогой (выглядывающей из-за него). Вдалеке Арка Дружбы Народов, замыкающая перспективу Крещатика в сторону Днепра.

25.


А ступенька - чтобы можно было заглянуть во дворик и понять, почему ТРЦ назвали "Ареной". "Life :)" - один из популярнейших сотовых провайдеров на Украине, и здесь его реклама вполне уместна:

26.


Днепр с мостами. С краешку - собор Выдубецкого монастыря, хорошо видимый с пересекающих Днепр поездов:

27.


Мост Метро и станция "Днепр", уходящая прямо в гору:

28.


Воскресенская церковь Флоровского монастыря - чуть ли не единственное тут здание с Подола, даже странно, с чего такая несправедливость? Здесь же телебашня и вокзал Киев-Пассажирский, который я также показать ещё не сподобился:

29.


Вокзал со стороны путей. Вернее, на самом деле тут два вокзала - Главный (1928-32) и Южный (2001). Для полноценного поста о Киеве привокзальном мне не хватает нескольких кадров (например, паровоза ИС).

30.


Аэропорт Борисполь, один из лучших в бывшем СССР. Москвичи на нём частые гости, так как многие рейсы отсюда заметно дешевле. Ну а по задним планам этих двух кадров видно, что многие макеты я не показал.

31.


А многого тут и нет - например, Золотых Ворот, Киево-Могилянской академии или Печерской крепости. Вообще, тут можно развернуться - скажем, сделать макеты утраченных зданий рядом с живыми - того же Никольского собора или Петропавловской церкви на Подоле, а Цепной мост "перекинуть" через "макет Днепра". Можно было бы поставить макеты храмов и теремов Древнего Киева - отдельным сектором или по соседству с ими же в нынешнем облике. Место для новых проектов ещё есть, а сам Киев неисчерпаем...

Но парк уже перерос своё название, так как представлен в нём не только Киев. Вот например Качановка на Черниговщине - пожалуй, самая красивая из усадеб "русского типа" на Украине.

32.


Дворцы Крыма - Ливадия:

33.


И Алупка:

34.


Одесса-мама, а вот ни Харькова, ни Полтавы, ни Донецка, ни Днепропетровска или Запорожья, ни вообще чего-либо ещё юго-восточнее тут нет:

35.


Две самые грандиозные крепости Западной Украины - Каменец-Подольский и Хотин в 30 километрах друг от друга, но в разных исторических областях - Подолии и Буковине. Впрочем, макеты провинциальной Украины сделаны гораздо грубее.

36.


Галиция. За Олесским замком вырисовывается Львов - Ратуша и вокзал:

37.


38.


И уже в Большом мире - его продолжение в Киеве. Воскресенский Патриарший собор (2002-2011), главный храм Украинской греко-католической церкви, центр которой в 2005 году переместился из Львова (Собор Святого Юра) в столицу. Как я уже отмечал, собор очень удачно поставлен - виден буквально со всего киевского правобережья и с большинства мостов, да и расположение фактически в Левобережной Украине как бы намекает. Архитектура же, кто бы что ни говорил, мне кажется очень интересной - этакий "православный хай-тек":

39.


Кораблик на соседнем островке. Эта протока Днепра гораздо тише, чем прилегающая к правобережью.

40.


В общем, мне здесь понравилось. Хорошее место, чтобы дать мозгу отдохнуть от восприятия килотонн информации, которую обрушивает на туриста древний город:

41.


На этом пока с Киевом снова прервусь на неопределённый срок. С осени у меня остались материалы на пост о Крещатике, небольших штрихов не хватает к постам о Выдубичах, о районе между вокзалом и университетом и о Голосеевском лесу. Нет фотографий из Пирогова (где я был в 2004 году), явно мало материалов для постов-обобщений по всему Киеву. А сколько тут ещё всего, о чём я даже не догадываюсь?! В общем, в Киев я приеду ещё не раз и напишу о нём ещё столько же.

Пока же меня ждёт Литва.

КИЕВ-2012
Киевский метрополитен.
Верхний город.
Виды с соборных колоколен.
Ярославов город с Михайловский Златоверхий собор.
Софийский собор.
Владимиров город, Пейзажная аллея и Андреевский спуск.
Химеры Верхнего города. Киев эпохи модерна.
Подол.
Контрактовая и Почтовая площади.
Улицы и церкви.
Берег Днепра.
Гора Щекавица и окрестности.
Печерск.
От "Арсенальной" до Лавры
Закоулки и укрепления Лавры.
От Лавры до Госпиталя.
От Косого капонира обратно к "Арсенальной".
Новое Строение. Костёлы, синагога Бродского, Бессарабка.
Окраины.
ВДНХ (Экспоцентр Украины)
Китаевская пустынь.
Бабий Яр и Кирилловская церковь.
Парк "Киев в миниатюре".
....далее ещё.

древнерусское, дорожное, Центральная Украина, Киев, ВКЛ

Previous post Next post
Up