София Киевская. Часть 2: бывший Город Ярослава

Jan 29, 2013 23:31



Продолжаю рассказ о Киеве-который-и-так-все-знают - о Софийском соборе. В прошлой части мы любовались городом с его колокольни, а сейчас погуляем вокруг: памятник Хмельницкому, Михайловский Златоверхий собор и утраченные храмы древнего Ярославова города.

Для начала - небольшая карта, которую мне вот в этот пост (там и другие карты есть) кинул alxxx_61 - не академическая (уже при написании поста углядел в ней несколько ошибок), но зато очень наглядная. По ней хорошо видно устройство древнего города в наложении на Киев современный: торговый посад в низине и княжий детинец над ним. Как и большинство древнерусских кремлей, Киевский детинец разрастался годичными кольцами: Владимиров город вокруг Десятинной церкви и каменного княжьего терема, Ярославов город (протяжённость стен 3,5км) вокруг Софийского собора и район со странным названием Копырев конец, куда в середине 12 века, то есть уже в эпоху упадка, перенёс княжий двор Святослав Всеволодович. Из всего обилия изображённых тут церквей до наших дней в том или ином виде дошли лишь Софийский собор...

2.


...да Золотые ворота. Построенные в 1037 году вместе с Софийским собором, увенчанные Благовещенской церковью (автоматически третьей-четвёртой каменной церковью Руси), и названные в честь аналога в Констнатинополе (как и сама София), ворота были разрушены монголами при взятии Киева, но их руины простояли до ХХ века.

3.


И в 1982 году были упакованы в краснокирпичный "макет" в натуральную величину. Интересно, что Андрей Боголюбский спустя век то же название дал главным воротам Владимира, и вот владимирские Золотые Ворота как раз сохранились. Здесь же надо просто заглянуть в арку - ширина прохода около 7,5 метров, а разница древней и новой кладки видна невооружённым глазом:

4.


Две церкви, примыкавшие к Софии, появились в том же 1037 году и затем были уничтожены дважды - сначала монголами, затем большевиками. К тому же, это были не просто церкви - а храмы двух первых русских монастырей, возникших лет за 20 до Лавры. Георгиевская церковь в камне отстроилась в 1051-54 годах, и с её освящением 26 ноября связан знаменитый Юрьев день. Церковь была разрушена во время Батыева нашествия, отстроена поблизости от изначального места в 1744-52 годах, сильно перестроена в 1884 и снова разрушена уже в 1934-м, то есть в список разрушенных Советской властью домонгольских церквей её включать некорректно. Здесь хорошо видно, как близко к Софией она стояла - теперь на её месте Дом Киевского военного округа, показанный в прошлой части (фото 20).

5.


С Ирининской церковью всё было немного мудрёнее. Как и Георгиевская, она погибла во время Батыева нашествия, и лишь в 1840-е годы раскопали её руины с единственным столпом. Руины разобрали при прокладке Владимирской улицы - в Европе 19 века это была нормальная практика. Но вот на столп нахлобучили в 1855 году шатровую главку и оставили как памятник... в 1932 году Ирининский столб тоже снесли.

5а.


Вот как выглядела та же местность в эпоху расцвета. Софийский собор - самый крупный на переднем плане. Георгиевская церковь левее, Ирининская - правее. К слову, их посвящения намекали на Ярослава (в Крещении Юрия) и его супругу - шведскую принцессы Ингегерду (Ирину). Ещё одна каменная церковь до сих пор не опознана:

6.


...к Софийскому собору мы вышли, бесцельно гуляя в переулках под тёплым и душным дождём. Дело в том, что соборный двор сам по себе размером со средненький кремль - что-то около километра по периметру, и отсюда едва-едва просматривалась верхушка колокольни:

7.


Мы набрели на "ворота Заборовского", построенные в 1746 году Иоганном Шеделем по заказу митрополита Рафаила (в миру Михаил Заборовский). Как и многие здания Софийского двора, шедевр украинского барокко:

8.


Лишь выйдя к Южной башне и увидев колокольню, мы догадались, что это - сама София. Интересно, что Южная башня обращена на восток, фактически же южные как раз ворота Заборовского:

9.


К Южной башне примыкает консистория - изначально всего лишь монастырская пекарня, перестроенная в 1848-51 годах. Мемориальная доска сообщается, что в 1941 году здесь находился штаб обороны Киева (который, как известно, был оставлен, а Красная Армия понесла тут одно из крупнейших, наряду с Вязьмой, поражение).

10.


Ну а вот и Софийская площадь. Её общий вид я уже показывал в прошлой части - за моей спиной огромные Присутственные места (1850-е) и развилка Владимирской улицы с Владимирским проездом. И конечно памятник Богдану Хмельницкому (1888), один из шедевров монументалистики в Российской империи, киевский Медный Всадник.

11.


Михаил Микешин к тому времени уже прославился на всю страну как автор "Тысячелетия России" у Новгородской Софии, и изначально хотел здесь устроить что-то подобное - цитируя википедию: "конь Богдана Хмельницкого сталкивал польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Барельефы пьедестала изображали битву под Збаражем, Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев" - однако проект зарубили из соображений политкорректности и оставили только самого гетмана. Всё равно памятник потрясающе красив, а фирменный микешинский "колокол" стал чем-то навроде половецкого кургана:

12.


Вот ещё ракурс - на заднем плане отель "Хаятт", который (как я с удивлением узнал) некоторым киевлянам даже нравится:

13.


А что за камушек у постамента? Что называется, "примазался":

14.


А вот у ограды памятника человек пускает белых голубей:

15.


Другие здания на площади. Как видите, в основном древний храм окружён новоделами. Владимирская улица ведёт прямиком в бывший Владимиров город:

16.


Наш же путь - к Михайловскому Златоверхому монастырю (1108-13):

17.


Считается, что это был первый златоглавый храм на Руси. Так странно, что всё бывает когда-то впервые...

18.


Связующий два собора Владимирский проезд короткий - всего 300 метров от бордюра до бордюра двух соборных площадей, и всю его левую сторону занимают те же Присутственные места. С правой же парочка занятных артефактов. Киоск явно остался с "Евро-2012", и скорее всего весной его уже не будет:

19.


И копия Збручского идола, оригинал которого был найден в 1848 году, когда по Збручу проходила граница Австро-Венгрии, и хранится ныне в музее Кракова. Прежде, чем крестить Русь, Владимир успел прославиться как реформатор язычества - до него каждое княжество молилось своим богам или хотя бы ставило их во главу угла, а Владимир свёл всё это в единый пантеон, и в 970-80-е годы построил несколько крупных капищ, которое сам же затем разрушил. Збручское капище, видимо из-за удалённости от крупных городов, просуществовало до Монгольского нашествия, поэтому идол и уцелел. В Киеве, скорее всего, было нечто ещё капитальнее.

20.


На Михайловской площади - огромный сталинский МИД Украины (авторства Лангбарда), академия при нём, и памятник княгине Ольге с Андреем Первозванным, Кириллом и Мефодием (1911, реплика). Про них я уже подробнее писал в прошлой части, и сейчас повторяться не буду.

21.


Скажу лишь, что на месте МИДа до 1935 года стояла последняя во Владимировом граде Трёхсвятительская (Васильевская) церковь (1183), пережившая Монгольское нашествие, побывавшая в начале 17 века греко-католическим храмом и в 1640-е годы перестроенная с подачи Петра Могилы. Как и Михайловский собор, её снесли при перепланировке города.

21а.


Вот и сам Михайловский Златоверхий монастырь, а вернее его реплика 1990-х годов - это такой киевский Храм Христа Спасителя, всё-таки возвращённый из небытия:

22.


Воссоздан он был для Киевского патриархата, открывшего здесь богословскую академию, и здесь же - скромный, но до правления Ющенко главный в Киеве памятник жертвам Великого голода:

23.


В 40-метровой (почти вдвое нижне Софийской) колокольне ныне музей на трёх этажах, но на её верхний ярус можно подняться, и виды оттуда в разные стороны я уже показывал в прошлой части. Оттуда лучше всего виден и сам собор:

24.


В 1108 года из Константинополя в Киев была перенесена едва ли не единственная на Руси раннехристианская святыня - мощи Святой Варвары, римской великомученицы, и собор стал её новым "домом" (ныне - во Владимирском соборе). В 1612-20 годах монастырь стал центром борьбы греко-католиков и православных за Киев - формально храм перешёл к первым, но православный приход и братию взяли под защиту казаки. Борьба двух конфессий за Михайловский собор стала кульминацией всего их противостояния. В 1618 году завладеть монастырём попытался наместник Антоний Грекович, за что поплатился жизнью - казаки побили униатов, а его самого утопили в Днепре. В 1620 году сюда "сел" новый митрополит Иов Борецкий, назначенный Феофаном, патриархом Иерусалима, и ещё 13 лет друг другу противостояли два собора - греко-католическая София и православный Михайлов. Последним оплотом униатства, до 1637 года, был Выдубицкий монастырь, а затем греко-католики вплоть до конца ХХ века покинули Киев.

25.


Ну а свой нынешний донельзя пышный облик храм получил на рубеже 18-19 веков. Древняя церковь оказалась как бы упакована внутри него - от неё оставались апсиды, часть стен и центральная глава.

26.


Но всему этому, как уже говорилось, пришёл конец в 1930-е годы... и пускай киевляне относятся к этому собору примерно как москвичи к ХХСу, считая его аляповатой поделкой, всё же моё мнение - лучше так, чем никак.

27.


Самые ценные элементы собора в 1930-е годы были сняты и разобраны по музеям. Эрмитаж в 2001 вернул их коллекцию Украине, и ныне несколько мозаик, фресок и барельефов подлинного Михайловского собора выставлены на втором этаже Софии. Снимать там запрещено, поэтому качество не ахти:

28.


29.


30.


Особенно впечатляет вот эта мозаика, судя по всему из барабана главного купола. Удивительно, но блестят эти мозаики как новые - что эти, реставрированные, что "родные" в зале Софии:

31.


Другие здания монастыря. Богословская академия (кажется, аутентичная):

32.


Фонтан со святой водой:

33.


Певченский флигель:

34.


Очень симпатичная трапезная церковь Иоанна Богослова (1713):

35.


Каменный лев у её крыльца - вероятно, также фрагмент подлинного убранства:

36.


И общий вид при дневном свете:

37.


Снятый через Экономические ворота, похожие на браму Заборовского. На воротах - бюст Николая Макаренко, единственного археолога в киевском совете, отказавшегося подписывать акт о сносе собора:

38.


Домонгольская панорама. На переднем плане Михайловский монастырь с более старой Дмитриевской церковью, сзади Владимиров град, самый большой храм - Десятинная церковь, над обрывом - Трёхсвятительская, там же Янчин (Андреевский-Янкин) монастырь, куда в 1086 году постриглась княжна Анна Всеволодовна. По некоторым данным, при нём действовала первая во всей Европе школа для девочек. Этот монастырь был разрушен Батыем, его "преемником" можно считать Андреевскую церковь:

39.


Интересно, что стольный город так и не обзавёлся каменными стенами, которые в 12 веке уже были у Новгорода. Скорее всего, поэтому и были так велики разрушения: монголы были, конечно, прекрасно вооружены и безжалостны, но бессмысленную кровожадность им приписали от своего бессилия покорённые народы. Скорее киевляне просто бились за свой город, как красноармейцы за Сталинград, и каждый каменный храм стал подобием крепостной башни, защитники которой стояли насмерть. Жаль, очень  жаль, что не увидеть теперь уже того Киева - красных соборов с шлемовидными куполами, облепивших зелёный днепровский берег.

40.


Но главное - город стоит.
В следующей части - о самой Софии Киевской.

41.


замки-крепости, древнерусское, дорожное, Центральная Украина, Киев, ВКЛ

Previous post Next post
Up