Пинега. Жизнь на деревянных мостовых.

Jul 09, 2010 16:15



Пинега - посёлок (3,7 тыс. жителей) в 200км от Архангельска, на полпути до Мезени. Селение Пинежский Волок известно с 1137 года, и всегда имело важное значение: здесь находился волок между реками Пинега (бассейн Двины) и Кулой (общее устье с Мезенью), то есть это был кратчайший речной путь из Архангельска в Мезень. По одной из версий, на Пинежском Волоке родился в 1608 году Семён Дежнёв - первооткрыватель пролива между Азией и Америкой (по другой версии, он устюжанин). Тем не менее, статус города Пинега получила только в 1780-м году указом Екатерины Второй, вместе с Онегой и Мезенью. В 19в. - глухой купеческий городок, место ссылки (из революционеров тут были Ворошилов, Рыков и Серафимович), в 1920-30-е - центр КулойЛАГа, строившего вместо старого волока канал. В 1959 году Пинежский район был объединён с Карпогорским с центром в Карпогорах, что окончательно сделало Пинегу глухоманью: даже в райцентр можно добраться только сделав большой крюк с пересадкой на поезд.
Нынешняя Пинега - маленький старинный городок с неповторимой северной аурой.

До недавнего времени Пинега была тупиком дороги, ныне же это транзитный посёлок. Трасса (известная как улица Кудрина) - единственная заасфальтированная улица в радиусе 150км, а вот этот новодел с башенкой - самое крупное здание в населённых пунктах у Мезенского тракта:



Главный транспортный узел - столовая (как и в Белогорском). Главный - значит, несколько раз в день тут останавливаются набрать пассажиров местные или перевести дух мезенские маршрутки, да и просто водители иногда останавливаются перекусить или купить сигарет. Около здания есть даже лавочка!



Тракт, вид в сторону Мезени:



Домики - в Пинеге на самом деле очень хорошо сохранилась рядовая застройка:





Подозреваю, что вот это (в паре кварталов дальше по трассе) - бывшая автостанция:



А парой кварталов раньше стоят вплотную три школы. Две в деревянных зданиях:



Еще одна вот в таком вот каменном доме чуть ближе к реке. Этот дом стоит отдельно, самый крупный и красивый из каменных, и вероятно принадлежал уездному правлению:



Если же от столовой пойти направо:



Окажешься в Володинском квартале - это некое подобие исторического центра, пара кварталов каменных купеческих домиков 19 века. Народное название - по имени купца Володина, который владел вот этим домом и лавками при нём:



В домике под флагом - поселковая администрация. А лавки действуют:



Дальняя часть Володинского квартала. Кстати, это местная улица Ленина:





Все друг друга знают, а чужим тут взяться неоткуда. Так что можно и велик бросить прямо на ступеньках. Наверное, и преступности тут нет, а если кого и бьют - то только за дело!
Внутри квартала. Кстати, домик на заднем плане - какое-то производство:



Но хотя центр Пинеги хорошо сохранился, в 1930-е город был обезглавлен - утрачен Троицкий собор (1817):



Из книги Людмилы Егоровой "Дивная Пинега", взято из журнала vaga-land.

Если я не ошибаюсь, он стоял на месте вот этого здания напротив дома Володина:



Спуск к Пинеге:



Мимо гостиницы "Пинежълес" с резными балкончиками (внутрь не заходил):



Самым ярким впечатление от Пинеги для меня стала набережная:



Да-да, не просто берег реки, а настоящая набережная. Деревянная:



Да и правда - если можно облицевать береговой обрыв камнем, почему нельзя убрать его в сруб? Со сруба очень красивые виды:



Лодка - не роскошь, а средство передвижения. Да и пропитания:



Лесопилка - здесь это как текстильная фабрика на Ивановщине или металлургический комбинат в Восточной Украине. Пинежская лесопилка - одна из самых капитальных и явно очень старая:



Пинежцы:



Небесный корабль:



Вид в другую сторону:



Над деревянной набережной нависает бывший речной вокзал, переделанный в жилой дом:



А это видимо остатки пристани:



Деревянная набережная - вообще-то, штука не уникальная. По крайней мере в прошлом такие были во многих сёлах Мезени, да и сейчас наверное где-то сохранились. Но мне повезло увидеть только здесь:



Сюрреализм:



Выше деревянной набережной - площадь с огромными старыми амбарами. Остатки речного порта и былой купеческой роскоши:





Дом чуть выше:



А там и до Володинского квартала рукой подать:



Просто обычный пинежский пейзаж. Деревянные тротуары тут в основном в хорошем состоянии, да и сам городок, как видите, довольно ухоженный и светлый. А большая часть деревянных домов - конца 19 века:





Артефакты:





Окраина:



Всего я провёл тут около полутора часов: город настолько маленький, что за это время можно не только обойти весь центр неспешным шагом, но и вдоволь окунуться в его атмосферу и подумать о вечном на набережной. Потом я сидел на лавочке у столовой, ждал маршрутку на Мезень (договариваться надо заранее!), которая проходит здесь около 12-13 дня. Мимо проехала буханка из Голубина, рядом с шофёром сидела инструктор Надя (см. "Голубинский провал"). Увидев меня, притормозила "буханку" и спросила, не надо ли мне в Голубино. Сама, заметив меня первой.
Я честно ответил, что еду на Мезень.

ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргополь.
Север города.
Юг города.
Дом Шевелёвых.
Окрестности Каргополя.
Ошевенский тракт.
Ошевенск.
Плесецкий тракт.
Красная Ляга и Большие Лядины.
От Онеги до Пинеги
Няндома. Железная дорога и смерч.
Архангельск. То, что не увидел в сентябре-2009.
Архангельск - Белогорский.
Мезенский тракт..
Белогорский - Голубино.
Пинежский карст и пещера Голубинский провал.
Красная Горка.
Пинега.
Мезень.
Пинега - Мезень.
Кимжа.
Дорогорское.
Мезень.

Архангельская область, "К студёным морям", Русский Север, Мезенский тракт, дорожное, деревянное, Пинега

Previous post Next post
Up