Глубокий Север

Jul 03, 2010 22:26



Я снова в Москве.
На вводном кадре изображена деревянная мостовая. Это отнюдь не самое красивое, что есть на Русском Севере. Но это как бы символ моего путешествия. Я до сих пор не могу прийти в себя от увиденного: больше всего на Пинеге и Мезени поражает не что-то конкретное, а сам факт того, что жизнь может быть такой. Там иначе всё: другой воздух и свет, другие люди и отношения, другие голоса и слова, там даже машины шумят иначе, так как дороги или грунтовки, или бетонки. Я три дня прожил без мобильной связи, пять дней - без асфальтовых дорог и городов. Я забыл чувство опасности перед людьми - на Севере даже гопники в основной массе искренне рады заезжему путнику, а вместо них докапываются шершни.
Я долго думал, как назвать эти места. Крайний Север? Да нет, он еще не крайний. Дальний Север? Тот же крайний... В конце концов я подумал, что края в стороне от железных дорог и туристических маршрутов уместнее называть Глубокий Север.

Впрочем, перед поездкой на Пинегу и Мезень был еще Каргополь, который тоже очень впечатлил меня и еще сильнее - моих попутчиков vanmeetin и двух иностранцев. А между этими двумя сегментами вышла неприятность - "такого Великий Комбинатор еще не знал - впервые землетрясение встало на его пути!" (с) ("12 стульев"). На моём пути встал смерч, прокатившийся по югу Вологодской области (привет с Вад-озера!). Но обо всём по порядку.

Итак, вечером 24-го июня мы стартовали с Ярославского вокзала. Даже не так - МЫ стартовали. Впервые за долгое время я поехал в путь не один.



Немец Александер Брёднер, англичанка Изобель Палмер, блоггер и писатель Ваня Митин. Иностранцы - студенты, изучавшие в России русский язык. Изобель тут уже полгода, жила в Казани, русским языком владеет хорошо и Россию уже чувствует и понимает. Алекс тут недавно, по-русски говорит с трудом, но и ему здесь нравится.

Каргополь - это город, о котором я мечтал с тех пор, как услышал его странное название. Я давно хотел поехать сюда и провести тут дня 3. Каргополь - городок с довольно невзрачной купеческой застройкой, которая служит оправой для красивейших храмов Севера:



Но более того - не испорченный туризмом Каргополь намного лучше сохранил северный уклад, чем другие малые города. Деревянные мостовые, общественные прачечные на берегу Онеги, кучи дров во дворах, доброжелательные и миролюбивые жители - таким этот городок запомнился мне.



А еще - жара +34 градуса. До этого я попадал на такую жару лишь дважды - в Прикаспии и Запорожье. Не думал, что на Севере бывает так жарко...
В Каргополе мы через турфирму наняли машину с водителем, и два дня катались по сёлам Каргополья. Видели важнейшие из деревянных церквей:

Саунино:



Ширяиха (часть Ошевенска):



Архангело:



Красная Ляга:



И Большие Лядины, где еще не кончилась реставрация:



А также Ошевенский монастырь, часовни в Ширяихе и Низе, камень-следовик и озеро с лодкой-долблёнкой в Поздышеве, каменную церковь и деревянный мост в Погосте-Наволочном, руины деревянной церкви в Волосове и многое другое. Едва ли не сильнее, чем храмы, впечатляет просто быт северных сёл:





Наш водитель Саша Пушкин очень обрадовался, что к нему пожаловали иностранцы, и позвал нас в гости. На следующий день его жена напекла нам пирогов с брусникой, творогом и грибами и даже настоящий рыбник. Да и такого вкусного борща, как у неё в гостях, я не ел очень давно.
Потом Саша Пушкин позвонил своему другу - одному из рода Шевелёвых, и мы пошли к Шевелёвым в гости. О доме-музее Шевелёвых, старинной династии художников и мастеров, я читал - но что я, музеев не видел? Оказалось, что сами Шевелёвы по-прежнему живут в доме-музее имени себя, мастерят каргопольскую игрушку, плетут коробы и птиц счастья, пишут картины... Такого я еще не видел.
Старейший из ныне живущих Шевелёвых проводит экскурсию по музею своей династии:



Потом приехала дочь Саши Пушкина с молодым мужем, который предложил нам сходить в баню. Что мы и сделали с радостью. Дача на окраине Каргополя по своим интерьерам не сильно отличалась от музейной избы. В бани от души напарились берёзовым вениками, и немец Алекс почти без акцента кричал "Я ЛЮБЛЮ РОССИЮ!!!".

Конечно, на Севере люди вообще радушнее, чем на юге, в чём я убедился на Пинеге и Мезени. Но всё же к иностранному гостю это радушие возводится в квадрат. Я очень рад, что всё так прошло. Об этой части путешествия наверняка сделает подробный репортаж Ваня Митин со своим, более жизненным и менее историко-культурным восприятием:



На станцию Няндома мы вернулись из Каргополя 27-го поздно вечером.



По изначальному плану я должен был отправить Ваню, Изобель и Алекса в Вологду, а через 15 минут ехать в Архангельск, где меня ждала маршрутка в Мезень. Но на вокзале, как гром среди ясного неба, раздался голос диспетчера: "Поезд №16 Москва-Архангельск опаздывает ориентировочно на 3 часа".
Для меня это было шоком. Первая мысль была - поворачивать, но я вспомнил, что в Дороге поворачивать нельзя. Написав домой и попросив отца кинуть мне денег на телефон, я настроился утром в Архангельске переделывать программу.

Причина такой аномальной задержки поездов - смерч, прокатившийся по югу Вологодской области и повредивший железную дорогу. На последствия этого смерча мне удалось посмотреть сегодня утром, по дороге в Москву:



На протяжении нескольких километров лес переломан вот так и даже сильнее. Так что задержка всего на 3 часа - это не так уж и страшно... Однако в итоге я не попал в Карпогоры в Веркольский монастырь.

В Архангельске я второй раз. На самом деле очень люблю этот город - при всей своей запущенности, очень светлый по своей ауре, очень северный и очень морской. Здесь ощущается близость Белого моря:



Запущенность непарадных улиц настолько феерична, что даже красива - прямо в городе реально можно собирать грибы:



Наконец кто-то занялся реставрация памятников - Гостиный двор уже почти сделали, здания рядом с ним в лесах:



Почти то же место в сентябре-2009.

Северная Двина - это чудо! Она шире Оби, а ветер гонит по ней волны как на море:



Да еще и с живым судоходством - как грузовым:



Так и рейсовым пассажирским - это здесь полноценный транспорт:



Архангелогородцы в своей среде:



Ну а из Архангельска я отправился мимо Малых Корел по трассе, которую строили в общей сложности 300 лет, завершив лишь в 2008 году:



На рейсовой "буханке" за 4 часа и 400 рублей я достиг Красной Горки - турбазы в Пинежском районе в руинах монастыря на вершине горы:



За 1000р. в сутки я снял номер в деревянном бараке слева. Номер был безобразен - как в общаге, если не хуже; но цена мне показалась адекватной: во-первых, очень вкусно кормили три раза в сутки, во-вторых постояльцев включая меня было трое, а в-третьих прямо с турбазы открывались такие виды, что я не уставал задаваться вопросом, как может быть НАСТОЛЬКО красиво?!



Ходил на экскурсии к скалам Пинежского карста:



Был в настоящей лиственничной тайге:



И даже лазил в пещеру (не один, конечно), где вдоволь поползал на карачках и на брюхе под сводами, налюбовался на гипсовые и ледяные натёки и как следует извазюкался в глине:



Это была моя пятая пещера (после Мраморной и Эмине-Баир-Хосар в Крыму, Кунгурской в Пермском крае и Шульган-Таш в Башкирии), и первая неокультуренная. В очередной раз убедился, что в спелеологи я бы не пошёл.

Дальше была Пинега - довольно приятный городок с купеческим центром и деревянным мостовыми:



И изумительно красивой набережной (та её часть, с которой снимался кадр, еще и убрана в деревянный сруб):



А из Пинеги мой путь лежал на Мезень. Я был удивлён тем, как легко туда теперь добраться. Ехать по грунтовке совсем не так сложно, как кажется, а 6-8 часов пролетают незаметно. Только цена страшная: 1200р. от Архангельска.
Я достиг села Кимжа - фантастического места:



Во всём селе, при том, что оно не заброшено - НИ ЕДИНОГО дома моложе 100 лет. При этом брошенных изб - буквально единицы. А еще деревянные тротуары, лодки-зырянки, две мельницы (самые северные в мире), и десятки крестов, расставленных по окрестным полям. Это место достойно ВКН ЮНЕСКО:



Правда, главное украшение Кимжи - Одигитриевская церковь, сейчас разобрана для реставрации. И не брошена гнить, как говорили некоторые - уже уложено 11 венцов. Правда, реставрация идёт с перерывами и попилом бюджета, а также вероятно с ошибками - но всё же идёт, и это лучше, чем обрушение, к которому церковь подошла вплотную.

В Кимже я ночевал в гостевом доме Нины Николаевны - женщина из Архангельска всю жизнь работала в организации туризма, дом на Мезени купила недавно, и практически в одиночку делает из него гостиницу. Пока в гигантской избе оборудованы две комнаты - в одной живёт хозяйка, в другой туристы. Обстановка - как в Малых Корелах, а Нина Николаевна сама готовит еду и всегда рада поговорить с гостем. 1000р. с человека в сутки - очень скромная цена, учитывая что на Мезени всего два места ночлега (а в гостинице номер стоит 1400р. без удобств, отопления, воды и света!).



Цивилизация только-только начинает просачиваться на Мезень - фантастически красивый край:



На гигантской и чистой реке - неестественное красные берега и обрывы, песчаные косы, а также речной прилив. Моста через километровое русло нет, поэтому работает паромная переправа:



Сама Мезень - маленький (3,5 тысячи жителей), нищий и безобразно запущенный город. После деревень (а я осмотрел две - Кимжа и Дорогорское) она выглядит очень неприглядно. Но кажется, это самый северный в России город, сохранивший дореволюционную застройку!



А еще Мезень на первом месте по средней продолжительности взгляда, остановленного жителями на мне. Но жители и тут очень доброжелатльны, хотя внешность местных мужиков в старом камуфляже может неподготовленного человека напугать. На окраине города уже начинается лесотундра:



Зимой сюда приезжают торговать ненцы, всего в 25км от Мезени одно из главных из святилищ. И здесь реально ощущается дыхание Арктики.

Из Кимжи я вместе с Ниной Николаевной (она по своим делам) вернулся в Архангельск. Туда тоже дошла жара, и после 8 часов пути я побежал на берег Двины, где добровольно, сидя в одних трусах на безлюдном пляже, встретил ливень с грозой:



А потом, сам мокрый гулял по мокрому городу:



Флаги на Морском-Речном вокзале:



И я сам на ветреной набережной Северной Двины:



Выбрать из своих путешествий лучшее по увиденным достопримечательностям я не могу. Но кажется, по эмоциональному наполнению это путешествию было пока безусловно лучшим у меня.

Скорее всего, напишу примерно такие посты:
1. Каргополь (2-3 части).
2. Ошевенск и дорога к нему (3 части).
3. Красная Ляга и Большие Лядины
4. Архангельская железная дорога (Няндома, всякие станции, переломанный лес).
5. Архангельск (1-2 части, дополнение к прошлогодним).
6. Мезенский тракт (дорога и виды, 1-2 части).
7. Пинежский карст (скалы, пещеры, тайга, 2-3 части).
8. Красная Горка.
9. Пинега.
10. Кимжа
11. Мезень (река, берега, переправы).
12. Дорогорское
13. Мезень (город).
Причём возможно Пинежско-Мезенскую часть я выложу сначала, а Каргопольскую - после.

UPD. Оглавление экспедиции.

ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргополь.
Север города.
Юг города.
Дом Шевелёвых.
Окрестности Каргополя.
Ошевенский тракт.
Ошевенск.
Плесецкий тракт.
Красная Ляга и Большие Лядины.
От Онеги до Пинеги
Няндома. Железная дорога и смерч.
Архангельск. То, что не увидел в сентябре-2009..
Мезенский тракт. Архангельск - Белогорский.
Пинежье.
Мезенский тракт. Белогорский - Голубино.
Пинежский карст и пещера Голубинский провал.
Красная Горка.
Пинега.
Мезень.
Мезенский тракт. Пинега - Мезень.
Кимжа и дом Нины Николаевны.
Дорогорское.
Мезень.
Эпилог. Архангельск. Ода Северной Двине.

P.S. Френдленту не читаю - только несколько журналов и сообществ отдельно. Если постили что-то интересное - кидайте ссылки сюда. Может и до ленты доберусь - но пока нет сил и желания портить себе настроение историями о том, кого где убили и что где сгорело.

Архангельская область, "К студёным морям", природа, Русский Север, транспорт, дорожное

Previous post Next post
Up